А как же мем: TikTok — Make Your Day

10 интернет-мемов с участием киногероев

Лоуренс Фишберн – «А что, если я скажу тебе, что…»

Если кому-то требуется открыть глаза на некий очевидный факт, удобнее всего будет вложить это откровение в уста Морфеуса. Его все знают, он умен, уверен в себе, обладает фактурной внешностью и, что особо важно для персонажа интернет-мема, прячет во взгляде явную насмешку. А что герой Лоуренса Фишберна никогда не произносил в знаменитой «Матрице» братьев Вачовски фразу «А что, если я скажу тебе, что…» – это в конце концов не так уж и важно. Может, и не произносил, но наверняка он так думал.

Часто те, кто хочет создать очередную картинку на заданную тему, помещают на нее не Фишберна, а какого-нибудь другого известного актера, но чтобы соль исходной шутки оставалась понятной, он, как и Морфеус, должен быть в темных очках. 

Пример: «Что, если я скажу тебе, что тебе не обязательно выкладывать в инстаграм все, что ты ешь?»

Шон Бин – «Нельзя просто так взять и…»

В первой части кинотрилогии «Властелин Колец» (и соответственно во втором томе одноименной книги) Элронд говорил Боромиру, что «нужно пронести кольцо в самую глубь Мордора и бросить в огненную бездну, отколь оно произошло». Тот отвечал: «В Мордор нельзя просто войти. Его черные врата охраняют не только орки. Там обитает зло, не знающее сна. Постоянно бдит Великое Око. Там прожженная, обугленная, пыльная пустошь. Там воздух — ядовитый смрад. Этого не перенесут и десять тысяч мужей. Это безумие». Из ответа родился популярный мем, и с 2004-го по 2012 год фанаты Толкиена активно шутили на интернет-форумах на тему того, чего еще нельзя делать с Мордором. Перебрав все возможные варианты и исчерпав тему Мордора, пользователи перевели юмор в более общую плоскость: «Нельзя просто взять и…» – в этом виде мем и обрел сегодняшнюю популярность. В качестве иллюстрации чаще всего используется кадр из соответствующей сцены с Шоном Бином, делающим пальцами колечко. Вместо Бина может быть вклеена чужая голова, но пальцы колечком всегда оставляются – чтобы было ясно, откуда у шутки, пардон за каламбур, ноги растут.

Пример: «Нельзя просто так взять и не попробовать картошку со сковородки, пока хозяин кухни не видит».

Майк Майерс – «Я тоже люблю рисковать»

В комедии 1997 года персонаж Майка Майерса, британский суперагент Остин Пауэрс, садился играть в карты с одноглазым злодеем Номером 2. В процессе общения партнер-мошенник объявлял, что любит рисковать, Пауэрс в ответ спешил заверить его, что тоже жить не может без риска, – и немедленно проигрывал. Этот диалог так и остался бы малозначимым сюжетообразующим звеном в полузабытой ленте ушедшего века, если бы в 2012 году пользователь ресурса Reddit под ником Kcazaa не вывесил в Сеть скриншот с ухмыляющимся Пауэрсом и подписью «Я тоже люблю рисковать», породив волну шуточных подражаний, которая позже разнесла фразу о любви к риску по всей Сети. Сегодня к услугам Пауэрса обращаются, когда требуется указать кому-то на его самонадеянность, которая, скорее всего, будет наказана.

Пример: «Я вижу, ты решил почесать брюхо спящему коту. Я тоже люблю рисковать».

Марлон Брандо – «Ты приходишь и просишь что-то у меня, но ты просишь без уважения, ты не предлагаешь мне дружбу, ты даже не называешь меня крестным»

В экранизации знаменитого романа Марио Пьюзо «Крестный отец» есть сцена, в которой Вито Корлеоне в исполнении Марлона Брандо сурово отчитывает могильщика Америго Бонасера. Тот явился к дону с просьбой покарать двоих оправданных американским судом молодых людей, избивших и пытавшихся изнасиловать его дочь. «Ты нашел в Америке рай: у тебя хорошо шел бизнес, тебя защищала полиция, и тебе не нужны были такие друзья, как я, – отвечает мафиози презрительно. – А теперь ты приходишь ко мне и говоришь: “Дон Корлеоне, я хочу справедливости”. Но ты просишь без уважения, не предлагаешь дружбы. Тебе и в голову не пришло назвать меня крестным. Нет, ты приходишь в мой дом в день свадьбы моей дочери и просишь меня об убийстве за деньги».

Интернет-юмористы смекнули, что укороченный и помещенный в разные контексты монолог Вито Корлеоне может служить неисчерпаемым источником шуток, в результате чего социальные сети наводнили коллажи с персонажем Брандо, брезгливо отмахивающимся от любых просьб (будь то просьба вынести мусор, передать за проезд, сообщить, который час, или приступить к выполнению работы). Дон Корлеоне хорош для иллюстрирования ситуаций, когда человека недостаточно вежливо просят проделать что-то, что он не считает своей обязанностью, – но если отнестись к нему с должным уважением, он готов сменить гнев на милость. Америго Бонасера, как известно, получил то, о чем просил, лишь после того, как согласился признать, что теперь он должник дона Корлеоне.

Пример: «Ты просишь меня сдать конспект на проверку, но ты просишь об этом без уважения».

Джин Вайлдер – «Снисходительный Вонка»

Бывает, что мемом становится не цитата, а фото киногероя, удачно подходящее для демонстрации какой-нибудь эмоции. В номинации «снисходительность» первое место занимает герой мюзикла 1977 года «Вилли Вонка и шоколадная фабрика». В экранизации повести Роалда Даля эксцентричный кондитер Вилли Вонка устраивает детям и их родителям экскурсию по своей фабрике и показывает новейшие сладкие изобретения, находящиеся в стадии тестирования, – «вечный леденец», «волосатые ириски» и пр. Осенью 2011 года кто-то заскриншотил хитрое выражение лица актера Джина Вайлдера, и выяснилось, что с его помощью очень удобно высмеивать наивность и глупость. Часто изображение Вонки сопровождается короткой подписью в духе: «Ну-ну, продолжай…» и в таком виде публикуется в комментариях к чепуховым постам, но может содержать и развернутую критику в адрес недалекого собеседника. В общем, если кто-то показывает вам Джина Вайлдера в цилиндре и бабочке, есть опасность, что он вас не уважает.

Пример: «Ты только что закончил школу? Наверное, все на свете теперь знаешь!»

Джон Гудман – «Сердитый Уолтер»

Этот мем обязан своим происхождением фильму братьев Коэн «Большой Лебовски». Персонаж черной комедии 1998 года боевитый толстяк по имени Уолтер Собчак (Джон Гудман) так распереживался из-за того, что один из его соперников по игре в боулинг заступил за линию, что выхватил пистолет с криком: «Я здесь что, единственный, кому не насрать на правила?» Начиная с 2012 года картинка с Собчаком помогает всем критически настроенным сетевым нонконформистам, не согласным с мнением большинства, озвучивать непопулярные мнения и возмущаться по поводу того, что никто не хочет признать очевидное. Собчак активно размножается в соцсетях – ведь в Интернете всегда хоть кто-нибудь да неправ.

Пример: «Я здесь что, единственный, кто считает Уилла Феррелла паршивым комиком?»

Дуэйн Джонсон – «Скала-таксист»

В приключенческом сай-фае по мотивам романа Александра Ки «Ведьмина гора» Дуэйн Джонсон играет таксиста-наудачника Джека Бруно. Однажды Бруно обнаруживает на заднем сиденье своего автомобиля двоих детей с паранормальными способностями (Анна-София Робб и Александр Людвиг), и выражение лица у него при этом делается такое, что без последствий это остаться не могло: после выхода «Ведьминой горы» в прокат кто-то из зрителей решил нарезать скриншотов и превратить сцену из фильма в онлайн-комикс. Шутка разбежалась быстро по Мировой паутине. Схема комикса стандартна: Скала что-то спрашивает (обычно: «Куда едем»?), получает с заднего сиденья некий шокирующий ответ и оборачивается с гримасой недоверия.

Мем получил распространение на многих языках, в Фейсбуке существуют целые сообщества, посвященные ему, а в последнее время, чтобы расшевелить угасающую популярность небритого таксиста, сетевые комиксоделы стали ваять «кроссоверы» и вместо детей начали сажать в машину к Джонсону персонажей других известных мемов.

Пример: «Скала: Куда едем? – Ответ: В Южное Бутово! – Скала: ???»

Леонардо Ди Каприо – «Остров проклятых»

Леонардо Ди Каприо породил, пожалуй, больше мемов, чем любой другой актер. Началось все с массовых перепостов слащавой фотографии юного Лео из «Титаника» (1997), на которой его персонаж подвергался всестороннему вышучиванию. Далее было массовое увлечение «фотожабами», когда изображение весело шагающего куда-то Ди Каприо имплантировалось в самые разные бэкграунды. После «Великого Гэтсби» (2013) фото актера, поднимающего бокал, стало удобным шаблоном для провозглашения каких угодно тостов, а после «Начала» (2010) модной темой для «фотожаб» сделался диалог Ди Каприо с Киллианом Мерфи в картинках (актеры обмениваются фразами, после ответа Киллиана Лео щурится).

Но наибольшую славу стяжал «комикс», сделанный из кадров «Острова проклятых» (2010): персонажи Ди Каприо и его напарника Чака Оула обсуждают какую-то тему, Оул пытается шутить, вместо ответа хмурый Лео корчит тоскливую мину. Диалог двух мужчин в шляпах оказался универсальной формой, в которую можно упаковать любую злобу дня – от мерзкой погоды до проигрыша любимой команды. Высокая популярность мема привела к тому, что умельцы отрисовали его, превратив из самодельного во вполне настоящий комикс.

Пример: «Оул: В каком городе живешь? – Ди Каприо: В Тольятти. – Оул: Это в Италии? – ДиКаприо: …!!!»

Киану Ривз – «Грустный Киану», «А что, если?..»

Летом 2010 года Интернет облетело фото Киану Ривза – небритого, очень скромно одетого, понуро поедающего сэндвич на скамейке в парке. Сделанный парарацци снимок распространялся с душераздирающим текстом в нагрузку: «Отец оставил семью, когда ему было 3, и с тех пор никогда не общался с ним. Его мать была замужем шесть раз. Из-за переездов учился в разных школах. В детстве страдал дислексией. Мечта стать хоккеистом испарилась после травмы. Бросил школу, чтобы стать актером. Дочь умерла, не родившись. Мать дочери умерла в аварии. Никогда не был женат. Избегает отношений. Атеист. Отказывается от больших ролей, если считает, что персонаж слишком жесток. Урезал свой гонорар за съемки в фильме The Replacements, чтобы там мог сняться Джин Хэкмэн. Ранее урезал свой гонорар на $2 миллиона, чтобы Аль Пачино смог сыграть в фильме «Адвокат дьявола». Большинство своих доходов жертвует благотворительным фондам и обслуживающему персоналу, занятому на съемках. Его лучший друг — его сестра. Она больна лейкемией, и все оставшиеся деньги он тратит на оплату ее медицинских счетов, зарабатывая деньги игрой на гитаре».

На самом деле актер так готовился к роли наркомана в артхаусной драме «Трое в Нью-Йорке», но многие сердобольные интернет-пользователи поверили, что Киану не следит за собой, потому что пребывает в затяжной депрессии, и долго обсуждали этот факт – в Фейсбуке даже появилось сообщество «Подними настроение Киану Ривзу». Параллельно нашлось много шутников, отфотошопивших снимок с небритым актером – его сажали на скамейку к Форресту Гампу, делали членом компании гопников и помещали в один кадр с физиком-эксцентриком Григорием Перельманом. Закончилось все выпуском пластиковой фигурки небритого Киану, которую любой желающий сегодня может заказать в интернете за 45 долларов («авторский» экземпляр при первом удобном случае подарили и самому актеру, к большому удовольствию последнего). «Трое в Нью-Йорке» по итогу никому не понравились и были забыты сразу после релиза, зато «бомжеватый Киану» никуда и не думает исчезать с просторов Интернета, уже достигнув популярности старого мема с фотографией юного Ривза времен «Невероятных приключений Билла и Теда» и подписью «А что, если…?».

Пример: «А что, если на самом деле я красив, просто девчонки у нас в классе дуры?»

Сергей Пахомов и Владимир Епифанцев – «Зеленый слоник»

Здесь, по идее, должен был бы быть Роберт Дауни-младший, тоже наплодивший немало мемов, но мы решили, что нужно дать шанс и отечественному производителю. Знакомьтесь – Поехавший и Братишка, комический дуэт из трэш-хоррора Светланы Басковой «Зеленый слоник» (1999). Снятый на любительскую камеру в обшарпанном подвале фильм, главные роли в котором исполнили художник-авангардист Сергей «Пахом» Пахомов и молодой и никому тогда еще не известный Владимир Епифанцев, живописал злоключения двух солдат на гауптвахте. Диалоги героев наполовину состояли из мата, сюжет был туманен, а по части бутафорских извращений и цирковой жестокости авторы, кажется, всерьез задались целью переплюнуть «120 дней Содома» Пазолини – но Пахомов так самоотверженно сыграл деревенского идиота, что вместо хоррора получилась почти комедия.

До конца нулевых годов о фильме знали только тонкие ценители трэша, потом кто-то залил «Зеленого слоника» на YouTube – и у молодежи сорвало крышу. Юзеры растащили фильм на цитаты и сделали Братишку и Поехавшего (так обращаются друг к другу персонажи ленты) героями тысяч «фотожаб», распиханных по соцсетям, а также создали сотни видеороликов, в которых заставили их петь с помощью автотьюна. Не менее популярен и другой жанр видеоарта, в котором сцены из известных кинолент для достижения комического эффекта переозвучены фразами из фильма Басковой. В России сегодня проводятся слеты фанатов «Слоника», на песню из фильма записываются каверы, фото закатившего глаза Пахома печатают на футболках, а энтузиасты даже разработали несколько компьютерных игр по вселенной фильма. Епифанцев, успевший за прошедшие годы построить успешную кинокарьеру, считает «Зеленого слоника» ошибкой молодости, стыдится фильма и совершенно не рад неожиданному взрыву его популярности, Пахомов, напротив, всем доволен, и раздает киноизданиям интервью, поясняя, что своего полоумного персонажа срисовал с соседа. Самые популярные мемы, порожденные «Слоником», мы не можем привести здесь по цензурным соображениям, уточним лишь, что ставшая крылатой безобидная с виду фраза «Братишка, я тебе покушать принес!» на самом деле ничего хорошего не обозначает – скорее всего, произносящий ее намерен впарить собеседнику что-то низкокачественное, бесполезное, зловонное. Nuff said.

Примеры: «Здраститя!», «Настало время о***ительных историй», «Завтрак испортится!», «Как поспал, братишка?», тысячи их.

а что, если медиа не используют мемы, чтобы не стать слишком популярными?

Алёна Болдырева

Теги: 

советы

инструкция

smm

Разбираемся, что такое мемы и нужны ли смешные и не очень картинки в журналистике

Мемы уже давно перестали быть просто смешными картинками в интернете. Их используют представители совершенно разных социальных и профессиональных классов, начиная со школьников и студентов, заканчивая политиками и маркетологами. Мемы даже пытаются анализировать с точки зрения серьезных наук вроде антропологии, лингвистики, психологии или социологии.

Но самое главное: одна такая картинка может собрать ощутимо больше лайков и репостов в социальных сетях, чем текст. Даже если это очень качественный и интересный текст. Получается — вот он, быстрый путь к вожделенному вовлечению в соцсетях?

Но давайте по порядку. Само слово «мем» означает любую единицу культурной информации, будь то идея, манера, образ действия или символ, передаваемую от человека к человеку в различных формах. Впервые в подобном значении термин был употреблен английским биологом Ричардом Докинзом в 1976 году. Он предположил, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, как биологическая информация состоит из генов.

Спустя 42 года мем несколько мутировал и приобрел ряд устойчивых признаков. Например, в современном понимании это картинка с надписью. Чаще всего смешная. Вроде бы все просто, но почему тогда журналисты не бегут их использовать?

 

ПОЧЕМУ ВАМ НЕОБХОДИМЫ МЕМЫ

Мем — это тип контента с высоким процентом конверсии. Если рассмотреть его в соотношении временных затрат и вовлечения пользователей, получается интересная пропорция: на создание самой картинки уходит не более 15 минут, в то время как количество лайков и репостов превышает аналогичные показатели других постов, на которые вы тратите намного больше времени.

Иногда это даже обидно. Например, когда автор пишет качественный аналитический материал целые сутки и получает всего пару сотен прочтений со средним временем на странице не более 40 секунд. С другой стороны, значит, не докрутил, не так упаковал, не по тем каналам продвигал.

Еще один аргумент в пользу мемов — это легкость их восприятия. Люди и в 2018 году читают лишь заголовки, бегут от лонгридов и все больше смотрят видео. Так вот, картинки — это идеальный механизм привлечения внимания, удобный как для производителя (можно сделать быстро), так и для потребителя (не надо сильно напрягаться). Если вы сможете нащупать культурные коды своего среднестатистического читателя и зашифровать в мем юмор с учетом этого знания, шанс на удачу резко возрастает. Проще говоря, найдите общий язык — придумывайте то, над чем вам захочется посмеяться вместе с читателем.

Другое удобное свойство мема — его потенциал виральности. Идеально для этого подходят ситуативные мемы, связанные с актуальным информационным поводом. Они отражают или рефлексируют на тему события, которое уже всем известно, но в упрощенной форме, что способствует практически мгновенному считыванию и созданию юмористического эффекта. Актуальные мемы сочетают в себе важное и смешное, активизируют нужные нейроны мозга, отвечающие за разные эмоции. Конечно, мемы подойдут не всем медиа.

Можно было бы предположить, что мемы — это не для серьезных изданий и вообще не для взрослых, но на самом деле это не так. Даже крупные гиганты вроде Entrepreneur или Forbes не гнушаются смешных картинок. Ведь смешной — не значит глупый.

К тому же совсем скоро (если еще нет) вам придется иметь дело с тем самым поколением Z, которое родилось вместе с первыми интернет-мемами в 2000-х годах и использует их постоянно. Хотя практика показывает, что старшие поколения также вполне легко считывают «мемомизированную» информацию и с радостью ею делятся.

КАРТИНКИ — МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ, УДОБНЫЙ КАК ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (МОЖНО СДЕЛАТЬ БЫСТРО), ТАК И ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ (НЕ НАДО СИЛЬНО НАПРЯГАТЬСЯ)

КАК СДЕЛАТЬ МЕМ?

ОПРЕДЕЛИТЕ ИДЕЮ И ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СВОЮ АУДИТОРИЮ

Например, есть категория мемов «для своих», то есть шутку, вероятнее всего, поймет лишь определенный круг лиц. В недавнем прошлом очень популярны были мемы вроде «филологической девы» (синего чулка, которая отличается недюжинным интеллектом, но полным отсутствием личной жизни), нацеленные на узкотематические сообщества. По такому же принципу мемы могут работать и для медиа: журнал о литературе — шутим о Достоевском, о науке и технике — про атомы, нейроны и Илона Маска.

Как и статьи, мемы могут быть ситуативными или вечнозелеными. 

 

ЧТО ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ БУДЕМ?

Мем может выступать как самостоятельная единица контента, а может — в качестве иллюстрации к информационному поводу, например, вместо автоматически подтянутой в сниппет поста картинки в соцсети.

Вспомним знакомые многим сообщества «Лентач» (отданное в руки пользователей после распада редакции Лента.ру в 2014 году) и его собрата «Образовач»: пожалуй, это наилучшие примеры использования мемов в роли иллюстрации к новостным материалам в медиа.

Созданием картинок в разных изданиях занимаются как отдельные люди — пикчеры, так и сотрудники редакции.

 

НАЙДИТЕ КАРТИНКУ, ИЛИ ОНА НАЙДЕТ ВАС

Здесь действительно два варианта: либо вы уже знаете, как будет выглядеть ваш мем, и ищете в интернете подходящую картинку / оставляете техническое задание дизайнеру, либо вы бороздите просторы «ВКонтакте» в поисках той самой.

В России большинство самых распространенных мемов приходит именно из VK. В качестве старта для поисков и вдохновения можно использовать сообщества вроде «Пикабу», «Лепры», «Страдающего средневековья», «Это я» и другие. Долгое нахождение на подобных страницах, бывает, наносит непоправимый ущерб глазам и мозгу, но за жемчужинами, знаете ли, поохотиться еще надо.

И ведь просто найти мем мало — надо его домыслить или вдохновиться им. Авторское право в случае с мемами зыбко, но никто не любит видеть одни и те же мемы в разных местах.

 

ОПРЕДЕЛИТЕ, КТО БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА МЕМОПРОИЗВОДСТВО В РЕДАКЦИИ

Как показывает практика, коллективный разум в данном случае не работает. Если вы также не готовы нанимать отдельно человека (пикчера), выходом становится группа инициативных лиц — людей с хорошим чувством юмора, 

заинтересованных в создании смешных картинок. Хорошо, если таких будет несколько, чтобы трезво оценивать пригодность юмора и степень релевантности. Можно также создать канал в рабочем мессенджере или чат, куда каждый сотрудник сможет кидать понравившиеся ему примеры мемов и делиться идеями.

 

ЕСЛИ ВЫ — ТОТ САМЫЙ ИНИЦИАТИВНЫЙ СОТРУДНИК

С технической точки зрения мемы проще всего создавать в фотошопе. Еще проще — в его онлайн-версии. Например, на сайте Photopea есть минимальный набор инструментов и шрифтов для создания визуальных объектов и их редактирования. Наиболее подходящий для мемов шрифт — Archivo Black или любой похожий (белый с засечками и черным контуром).

Для автоматизации процесса можно разработать шаблоны в формате psd для разных мемоцелей: шрифт поверх картинки, шрифт в белом прямоугольнике над картинкой и так далее.

 

КАК СДЕЛАТЬ ПОПУЛЯРНЫЙ МЕМ?

Если бы ответ на этот вопрос был очевиден, этой статьи бы не было. Можно изучить поведение целевой аудитории, угадать интересы и даже составить руководство к действию, но вот узнать наверняка, когда мем окажется вирусным, почти невозможно.

Недавно в издании Russia Beyond мы начали экспериментировать с мемами. Пишем мы о России для иностранцев, поэтому шутки соответствующие — медведи, снег, водка, матрешки.

Составляющих у поста, как правило, две — визуальная и текстовая. Хотя бы одна из них должна иметь отсылку к российским реалиям, вторая может быть универсальной.

Иногда мы создаем картинку, всей редакции она кажется верхом гениальности, а у читателей отклика не вызывает никакого. Также наоборот: публикуем банальщину и получаем тысячи реакций и репостов.

Единственное правило, которое мы смогли вывести за полгода работы с мемами, — они должны не просто попадать в точку между актуальным и смешным, но и отражать ценности вашего читателя.

 

НАПРИМЕР, САМЫМИ ПОПУЛЯРНЫМИ МЕМАМИ RUSSIA BEYOND ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СТАЛИ:

•   хаски, которая не может себе позволить поездку в Египет;

•   бабушкин бункер на случай апокалипсиса;

•   снег спрятал машины;

•   после победы сборной России над сборной Египта в ЧМ-2018;

•   хоба!

•   в параллельной вселенной: балерины 

Хаски, которая не может себе позволить поездку в Египет

Бабушкин бункер на случай апокалипсиса

Снег спрятал машины

После победы сборной России над сборной Египта в ЧМ‑2018

После победы сборной России над сборной Египта в ЧМ‑2018

В параллельной вселенной: балерины смотрят футбол, а футболисты — балет

В случае с мемами футбольной тематики популярность объясняется актуальностью — прошедший чемпионат мира привлек даже самых равнодушных, вся планета говорила на одном языке.

В остальных же случаях действует принцип «это я»: пользователи видят в картинках отражение себя или своих близких, контекст им хорошо знаком и, более того, вызывает эмоции.

Однако все это остается на уровне теорий, до правил в области мемов нам еще далеко. 

Иллюстрация: kanobu.ru; dmitriip

Сообщить об ошибке


Подписаться на журнал

Подписаться на рассылку

Авг 21, 2018

лингвокреативные механизмы порождения и восприятия

Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13457

Title: Метаязыковой мем: лингвокреативные механизмы порождения и восприятия
Other Titles: The Metalinguistic Meme: Linguocreative Mechanisms of Generation and Perception
Authors: Гридина, Т. А.
Талашманов, С. С.
Gridina, T. A.
Talashmanov, S. S.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Гридина Т. А. Метаязыковой мем: лингвокреативные механизмы порождения и восприятия / Т. А. Гридина, С. С. Талашманов // Политическая лингвистика. — 2020. — № 2 (80). — С. 134-143.
Abstract: The article deals with the specificity of game memes as a manifestation of the humorous subculture of internet communication which appeals to the metalanguage of linguistics. The meme is a mnemic unit of transfer of culturally significant information about an object (and specifically the metalanguage of linguistics) in a comic form, which not infrequently has a creolized nature. The first (verbal) part is a short verbal comment on the second (non-verbal) part presented in the form of a photo, drawing, scheme, symbol, etc. Modeling and decoding of metalinguistic gamemes appeal, on the one hand, to the reflection on linguistic facts in the light of their linguistic qualification proper, and, on the other hand, to the metacommentary, purposefully (paradoxically) including the prototype into a different coordinate system (of problems urgent for the Internet users). The article analyzes the results of a psycholinguistic experiment in generation and perception of metalinguistic gamemes. The following psycholinguistic techniques adapted to the aims of the study were used as experimental procedures: text completion and filling in text lacunas; explanatory commentary (interpretation) and production of metalinguistic memes on a suggested pattern (a diagnostic resource giving an opportunity to evaluate the linguocreative skills of respondents to decode and generate metalinguistic gamemes). The experiment was carried out on the material of the metalinguistic memes, poems and words of the group Philological Maiden, popular among Internet users. The users of the global net are heterogeneous in education, age and social background, which may in-fluence the level of their purely linguistic competence to generate and decode metalinguistic gamemes.
В статье рассматривается специфика игровых мемов как проявление смеховой субкультуры интернет-коммуникации, предметом которой становится апелляция к метаязыку лингвистики. Мем — мнемическая единица передачи культурно значимой информации о каком-либо объекте (в том числе метаязыке лингвистики) в комической форме, которая чаще всего имеет креолизованный характер. Первая (вербальная) часть — короткий словесный комментарий ко второй (невербальной) части, представленной фотографией, рисунком, схемой, символом и т. п. Моделирование и дешифровка метаязыковых игрем апеллируют, с одной стороны, к рефлексии над языковыми фактами в свете их собственно лингвистической квалификации, с другой стороны, к мета-комментарию, преднамеренно (парадоксально) вписывающему прототип в иную систему координат (проблематики, актуальной для пользователей Сети). Анализируются результаты психолингвистического эксперимента по порождению и восприятию метаязыковых игрем. В качестве экспериментальных процедур были использованы адаптированные к целям исследования психолингвистические методики: завершение / дополнение текста и заполнение текстовых лакун; объяснительный комментарий (толкование) и продуцирование мета-языковых мемов по предложенному образцу (диагностический ресурс, позволяющий оценить лингвокреативные способности респондентов к декодированию и порождению метаязыковых игрем). Экспериментальным материалом послужили метаязыковые мемы, стихи и высказывания популярной в Сети группы «Филологическая дева». Интернет-пользователи разнородны и по своему образовательному, и по возрастному, и по социальному статусу, что может влиять на уровень их собственно лингвистической компетенции и способности к порождению и декодированию метаязыковых игрем.
Keywords: ЯЗЫКОВАЯ ИГРА
МЕТАЯЗЫКОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ
МЕТАЯЗЫКОВЫЕ ИГРЕМЫ
ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ
МЕМЫ
LANGUAGE GAME
METALINGUISTIC REFLECTION
METALINGUISTIC GAMEMES
LINGUOCREATIVITY
LINGUISTIC PERSONALITY
MEMES
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13457
DOI: 10.26170/pl20-02-14
Origin: Политическая лингвистика. 2020. № 2 (80)
Appears in Collections:Политическая лингвистика

Show full item record

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Что ты мем® — Что ты мем?

перейти к содержанию Ваш браузер не поддерживает видео тег.

ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ХОРОШО ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ

Вдохновленные поп-культурой, наши продукты привносят в вашу жизнь настоящее удовольствие от интернет-юмора с вашего телефона — где бы вы ни находились.

Создайте свой собственный пакет расширения

Теперь вы можете создавать свои собственные мемы с помощью НОВЫХ пользовательских карточек с фотографиями и надписями What Do You Meme?®, которые можно добавить в основную игру! Идеально подходит для персонального подарка или для того, чтобы удивить кого-то специальным объявлением. Поднимите игровой вечер на новый уровень, добавив свои собственные фотографии с семейного отдыха, грандиозных групповых поездок или любых других ваших самых веселых моментов — и поместите свои внутренние шутки на персонализированные карточки с надписями. Вы даже можете смешивать и сочетать карточки с фотографиями и подписями в своем заказе.

Начать создавать

Игры для вечеринок

NSFW развлечение для любой компании. Не говорите, что мы вас не предупреждали.

МАГАЗИН ИГРЫ ДЛЯ ВЕЧЕРИНКИ

Семейные игры

Ищете веселую (и подходящую) игру для следующей семейной игры? Мы вас прикрыли!

Семейный магазин

Игры с выпивкой

Эта коллекция, предназначенная для игроков в возрасте от 21 года, посвящена выпивке и каннабису.

Магазин игр

Игры про отношения

Разнообразьте свидание и приготовьтесь к игре со своим партнером (или партнерами)

исследовать

Плюш

Плюш

  • Что ты мем? Больше Лучшее Издание

    Что ты мем? Большая лучшая версия

    Обычная цена
    29,99 долларов США

    Цена продажи
    29,99 долларов США

    Обычная цена

    Цена за единицу товара
    /за 

    Продажа Продано

  • What Do You Meme?® Семейное издание

    What Do You Meme?® Family Edition