Что происходит с музыкой «ВКонтакте» – Архив
С конца прошлой недели в сети «ВКонтакте», по факту крупнейшей российской музыкальной библиотеке, идут беспрецедентные по масштабам удаления нелегальных mp3-файлов. «Афиша» выяснила мнения всех сторон, задействованных в ситуации, — от администраторов пабликов до юриста Елены Трусовой.
Скриншот: «Цукерберг позвонит»
что произошло Примерно с пятницы представители музыкальных лейблов подвергают пользователей сети «ВКонтакте» ковровой бомбардировке: десяткам и сотням тысяч людей приходит уведомления об удалении той или иной песни по запросу правообладателей; в случае, когда дело касается «большой тройки» мейджоров (Sony, Universal и Warner), письма подписаны юристом Еленой Трусовой, также приходят сообщения и от иностранных независимых лейблов — например, представителей Beggars Group, в которую входят 4AD, Rough Trade и другие. Случаются и странные казусы — местами похоже на то, что администрация «ВКонтакте» перестраховывается: так, были заблокированы, а потом разблокированы либо по требованию музыкантов, либо сами по себе песни «Ляписа Трубецкого» и Оксимирона, правообладателями которых являются сами авторы. Сами пользователи, плейлисты которых пострадали, реагируют на происходящее по-разному — одни подписывают петицию против «антипиратского» закона (который как раз сегодня принят Госдумой в первом чтении), другие выстраивают конспирологические версии про то, что все происходящее каким-то образом связано с попытками уголовного преследования Павла Дурова, третьи перезаливают все обратно, переводя теги в кириллицу и обозначая Лану Дель Рей как Ванну без дверей, а Давида Гетту — как диджея с района. Чем все это закончится, пока неясно; скорее всего, правообладатели так или иначе все-таки договорятся с «ВКонтакте» — в противном же случае может получиться крайне любопытный социокультурный эксперимент: миллионы пользователей, привыкшие слушать и обсуждать музыку во «ВКонтакте», останутся без продукции больших лейблов и будут вынуждены переключить свое внимание на независимых артистов.
«Афиша» расспросила о происходящем все заинтересованные стороны.
«Наше терпение кончилось. «ВКонтакте» неотделим от музыки, а владельцы сайта отлично освоили монетизацию своей аудитории. Десятки миллионов рекламных доходов были бы невозможны без контента, за которым идет аудитория на «ВКонтакте». То, что терпение кончилось у крупных игроков почти одновременно, легко объяснить — даже такие заповедники пиратства, как Индия и Китая, показывают более чем убедительные цифры роста легального музыкального рынка, не говоря уже о Бразилии. Лишь у нас рынок падает уже четвертый год подряд минимум на 20 процентов в год. Причина — все бесплатно и рядом. Только кликни.
«У нас рынок падает уже четвертый год год подряд минимум на 20 процентов в год. Причина — все бесплатно и рядом»
Мы за то, чтобы пользователь не ощутил изменений — мы требуем только, чтобы «ВКонтакте» начали платить за контент. Статистика утверждает, что 90% пользователей «ВКонтакте» слушают музыку. Нам было бы обидно потерять эту аудиторию, и мы многое могли бы ей предложить. Надеемся, что здравый смысл поможет «ВК» стать легальным и более успешным. Кстати, если кто-то из владельцев контента захочет сделать его бесплатным — пожалуйста!
О наших действиях никто никого не предупреждал. Но мы готовы садиться за стол переговоров и договариваться. Договариваться быстро и по делу. Цель нашей акции — легализация контента «ВКонтакте». А если смотреть дальше, то получение средств для развития локальных проектов — мы как-то уже говорили, что именно пиратство в соцсетях мешает развитию российской музыки».
«Тут важно отметить главный факт: композиции удаляют правообладатели, а не «ВКонтакте». Причем, как показала практика, претензии возникают не у самих авторов произведений, а у тех, кто пытается заработать на их труде. Мейджоры лоббируют принятие законов, которые сами же и пишут. К сожалению, «ВКонтакте» вынужден подчиниться. Мы всегда добросовестно исполняли свои обязательства в рамках DMCA. Но мы также направим свои усилия на то, чтобы независимые музыканты, те, кто не боится свободно распространять свое творчество, не чувствовали себя ущемленными из-за деструктивной активности крупных рекорд-лейблов и несовершенных законов. Это пока все, что мы имеем сказать».
«На данный момент я не уполномочена отвечать на вопросы прессы по указанию клиентов, но могу подтвердить, что компания Goltsblat BLP представляет интересы Sony, Universal и Warner, которые отправили претензии в связи с нарушением их прав на использование фонограмм сайту «ВКонтакте». Дату начала сотрудничества я назвать не могу, но вы сами понимаете, что за пару дней это не делается. Рассылкой сообщений пользователям занимается сам сайт «ВКонтакте», конечно, не я лично. Если у меня появится возможность прокомментировать ситуацию, я это сделаю — у меня есть, что сказать по поводу ваших вопросов».
«Начали удалять мои треки, все права на которые были у меня самого. «Неваляшку», например, — все права на нее у меня и у Порчи (битмейкер Оксимирона. — Прим. ред.), то есть никто не мог заявить никаких претензий. Для меня в этом есть репутационный урон — я всегда был против таких вещей и не хочу производить впечатление человека, который требует, чтобы его музыку изымали из общественного доступа. До сих пор не совсем понятно, как это произошло, может, настучал кто-то, но во всяком случае служба техподдержки ответила очень оперативно — в этом плане претензий нет. И вообще я с «ВКонтакте» воевать не собираюсь, это было бы наивно. Дело вообще не во мне. Моя ситуация просто очень симптоматична: уже не первый раз мою музыку пытаются защитить, хотя я об этом не прошу. Существующее на данный момент в России копирайт-законодательство не защищает таких исполнителей, как я, оно им скорее мешает даже. А если кого защищает, то их отношения с посредниками и со слушателями — их личное дело. Мне посредники и защитники не нужны, я прекрасно со слушателями общаюсь напрямую и разрешаю им меня рекламировать, пересылая друг другу треки и выкладывая их, куда им хочется.
Я написал, что ищу юриста, да. Сейчас потребностям независимых музыкантов без контрактов, без лейблов не уделяется вообще никакого внимания. Я не лезу в дела мейджоров — я просто не хочу, чтобы меня кто-то пытался защищать против моей воли. Это очевидная системная ошибка, и с ней можно что-то попытаться сделать.
Песня «Неваляшка», которую пытались удалить из «ВКонтакте»
Я подозреваю, что на данный момент большинство музыкантов просто не задумывались о вопросах копирайта. Они не будут готовы к тому, чтобы «ВКонтакте» стал пиратской республикой. Они считают, что, поддерживая подобного рода репрессии против пользователей, смогут получить какой-то профит. Так что, думаю, если подобная республика и возникнет, то там все ограничится песнями крайне неизвестных музыкантов — а все остальные будут надеяться, что их защитит закон, или просто не будут об этом думать. Я не знаю певицу Викторию Дайнеко, но по тому, что я прочитал, мне кажется, что это не продуманная позиция, а, что называется, gut reaction — ей что-то запретили, она ушла. А в другой ситуации могла бы столь же активно выступать за усиление копирайт-законодательства. Не стоит обольщаться по поводу таких людей. Хотя, с другой стороны, может быть, я просто плохо знаком с творчеством Виктории Дайнеко».
«Сложно сказать, когда это началось. Жалобы от правообладателей начали поступать администрации «ВКонтакте» уже давно. Были и примеры с удалением нового альбома Placebo и многих других. Честно говоря, уже не помню. Был еще ажиотаж вокруг смешной истории с удалением музыки Сергея Лазарева. То есть такой механизм защиты для правообладателей был предусмотрен уже давно. Но теперь их активность повысилась — видимо, в связи с готовящимися «антипиратскими» законами, которые будут приниматься в РФ.
Происходит все так. Сначала приходит письмо о том, что на загруженную вами аудиозапись пришла жалоба от правообладателя, и вам рекомендуют ее удалить. Сам лейбл удалить ее не может — он может только пожаловаться, а удаляет администрация «ВК». Служба поддержки также сообщает, что есть вероятность блокировки аккаунта, если вы будете пойманы на таких делишках слишком часто.
«Все понимают, что рано или поздно придется начинать платить за музыку, как это делают в цивилизованном мире»
Ходят слухи, что после ряда попыток дискредитации руководителя «ВК» и самого ресурса (истории с детским порно и наездом на инспектора ДПС) он теперь подконтролен людям, имеющим отношение к Кремлю. Так или иначе, готовящиеся законы об авторских правах имеют отношение к активности лейблов. Такой большой ресурс, как «ВКонтакте», просто не может игнорировать законодательство. Все понимают, что рано или поздно придется начинать платить за музыку, как это делают в цивилизованном мире. Поэтому не должно быть претензий к правообладателям, у которых имеется финансовый интерес, или ресурсам, которые будут вынуждены соблюдать правила игры и законы. Претензии могут быть только к музыкантам, которые, подписываясь на мейджор-лейблы, оказываются в кабале — и в итоге основная часть средств идет не им, а посредникам-толстосумам.
Что мы будем делать дальше? Есть много вариантов. Можно совсем отказаться от публикации музыки, которая защищена авторским правом, или найти лазейки, выкладывая ее на других ресурсах. А может быть, будем публиковать только посты с музыкой независимых музыкантов — ее очень много, и она ничем не уступает музыке с мейджор-лейблов».
«Конечно, рано или поздно этого стоило ожидать, но никакой беды я здесь совершенно не вижу. Да и не верю в то, что мейджор-лейблам удастся удалить своих артистов из «ВКонтакте»: может быть, под другими тегами или под другими названиями, но они все останутся там и никуда не денутся. Беда выйдет, если проблему решат самым простым способом, просто закрыв соответствующий раздел, но в это я не верю еще больше. Вся эта ситуация выглядит искусственной и раздутой; мы вообще на себе ничего не почувствовали, никаких изменений.
Даже если представить, что из сети все-таки удалят всех известных артистов, не думаю, что это хоть как-то повлияет на паблики по типу Motherland. До появления таких страниц люди искали малоизвестную музыку, например через Last.fm. Теперь им легче просто подписаться на нас, и уже не надо нигде ничего выискивать. И количество таких людей почти никак не зависит от «вырезания» популярных групп. Хотя верить в то, что «ВКонтакте» станет «республикой DIY» — местом, где расцветает любительская и независимая музыка, безусловно, приятно.
А если говорить обо мне как о слушателе, то меня все это вообще никак не коснулось: мои «Соломенные еноты» и «Маяки» по-прежнему со мной».
VPN и паблики во «ВКонтакте»: как музыкальные лейблы ищут и продвигают новых артистов
В условиях блокировки популярных соцсетей и ухода из России иностранных стриминговых платформ становится все сложнее продвигать новую музыку и искать артистов. Forbes Life поговорил с представителями индустрии и узнал, как менеджеры по поиску талантов выходят из положения, а оставшиеся в стране лейблы выживают в кризис
Огромная конкуренция и неэффективная реклама
Одним из первых серьезных ударов по отечественной музыкальной индустрии стал уход из России международного лидера среди стриминговых сервисов Spotify. Позднее YouTube и Twitch полностью отменили возможность монетизации контента на территории России и прекратили выплаты дохода с рекламы российским блогерам и артистам. Сервис Apple Music хотя и продолжает работать, перестал обновлять российскую витрину новых релизов.
Слушатели начали искать выход из ситуации и переходить на местные сервисы VK Music и «Яндекс Музыку». Однако многие инсайдеры индустрии отмечают, что из-за проблем с оплатой приложений через App Store часть пользователей отказались от премиум-подписок и на Apple Music, и на отечественных стриминговых сервисах. Монетизация контента в рамках модели потребления музыки, когда пользователь не платит за подписку, но имеет доступ к музыкальному каталогу взамен на прослушивание и просмотр рекламы, также упала, поскольку рекламная индустрия переживает не лучшие времена. Так отечественные сервисы выиграли по доле рынка, но к особенному росту выручки это не привело.
Помимо этого, российские лейблы и музыканты испытывают трудности и в промоутировании музыки. Instagram был признан экстремистской организацией и запрещен на территории России. А само приложение, как и YouTube, деактивировало функцию рекламы на территории страны. Еще более фатальный эффект принесло закрытие возможности публикации новых видео для пользователей из России в TikTok — большинство хитов последних лет получало вирусные охваты именно благодаря этой социальной сети.
Материал по теме
Новые мейджоры
В результате существенно изменилось соотношение сил лейблов и дистрибьюторов. «Мы потеряли целых пять из восьми крупных игроков — трех мейджоров Universal Music Group, Warner Music Group, Sony Music Group, а также недавно запущенный в России дистрибьютор ADA, принадлежащий Warner Music, и крупный дистрибьютор The Orchard, входящий в состав Sony, — рассказывает музыкальный менеджер Михаил Мазунов. — На мейджорах в эпоху их расцвета выпускались очень крупные артисты, например Little Big и Егор Крид на Warner, Kizaru на Sony, Noize MC на Universal». В России продолжают деятельность такие иностранные дистрибьюторы, как Freshtunes, Believe (включая принадлежащий ему TuneCore) и ONErpm, а также российский Zvonko Digital, широко известный по своему предыдущему названию НЦА. Он также выпускает очень крупных артистов, включая обладателя «Грэмми» Imanbek, а теперь еще и Kizaru, у которого ранее был контракт с Sony.
Компания Believe является крупнейшим из оставшихся в стране иностранных дистрибьюторов, работающих с заметными независимыми лейблами (Rhymes, Gazgolder), а также с популярными артистами — например, с Тимой Белорусских, MiyaGi и группой «Хлеб».
При этом зарубежные офисы большинства международных лейблов и дистрибьюторов, включая трех мейджоров, прекратили доставку новых релизов на территорию России и Республики Беларусь. Некоторые даже, как отмечает Михаил Мазунов, начали «задним числом» удалять музыку российских музыкантов, бывших их клиентами, с российских цифровых площадок (VK Music, «Яндекс Музыка», «Звук» и «Одноклассники»). «Этот процесс иногда производился без анонсирования, и артисты узнавали об этом постфактум», — говорит Михаил Мазунов. Релизы российских исполнителей доставляются за рубеж, однако в большинстве случаев без возможности запрашивать поддержку в редакционных плейлистах и на витринах музыкальных сервисов. В добавок к этому, по словам Мазунова, возникли проблемы финансового характера: «Некоторые дистрибьюторы убрали возможность вывода средств для артистов из России, не получается даже сменить платежные реквизиты.
Как следствие, начался передел рынка, поскольку оставшиеся игроки получили естественный приток клиентов. Руслан Иванов, глава A&R-направления ( от англ. artists & repertoire — подразделение, занимающееся поиском новых исполнителей. — Forbes Life) независимого лейбла DNK Music, отмечает, что Believe и Zvonko стали по факту новыми мейджорами. Также, по его словам, усилились позиции независимого американского дистрибьютора ONErpm, которым пользуются такие артисты, как «A’Студио», Моргенштерн (признан в России иноагентом), Алена Швец и другие. Выигрывают и локальные инди-лейблы. «Для артистов сейчас существует два направления: начать работать с каким-то из независимых лейблов или же подписать контракт с оставшимися дистрибьюторами напрямую», — говорит Руслан Иванов.
Рост оставшихся на рынке дистрибуции музыки игроков может продолжиться. «Крупные артисты не так часто выпускают музыку, еще не все успели «совершить трансфер» в каком-то направлении и пока что формально остаются с уже не работающими мейджорами», — поясняет Иванов.
Евгений Павлов, руководитель отдела цифрового маркетинга российского лейбла «Первое музыкальное», уже заметил приток клиентов: «Количество артистов, заинтересованных в легальном выпуске музыки у нас, возросло. Это нормально: с появлением сложностей в работе с международными агрегаторами и лейблами артисты стали искать возможность продолжать зарабатывать деньги на своем творчестве внутри страны».
Материал по теме
Как искать хит в новых условиях
Вслед за изменением структуры рынка лейблы вынуждены корректировать свои методы поиска артистов и работы с ними.
Тем не менее, по словам Кирилла Сметкова, даже после потери TikTok в России в данной ситуации есть временные бенефициары: «Артисты, которые завоевали вирусную популярность до марта 2022 года, по неожиданному стечению обстоятельств до сих пор получают свою порцию славы в виде трафика из TikTok. У уже выложенных до «падения занавеса» роликов сильно выросли охваты, так как многие все еще пользуются соцсетью, листая «вечную» ленту из старого контента.
Следом по эффективности поиска музыкантов до кризиса шел Spotify благодаря открытым данным о количестве прослушиваний песен и ежемесячных слушателях артиста. Начиная с апреля этого года работа A&R- менеджеров стала сложнее. Многие с использованием VPN продолжили анализировать чарты и плейлисты Spotify и ленту TikTok в других странах СНГ, чтобы понять, какая русскоязычная музыка сейчас востребована.
На платформе «ВКонтакте» искать новых артистов, по словам представителей лейблов, сложнее, однако тоже можно. Менеджеры анализируют количество упоминаний артиста в ленте, активность пользователей в сообществе музыканта, упоминания в музыкальных СМИ платформы. Но есть и более сложные методики. «Если у вас стоит задача найти интересного хип-хоп-артиста, то, скорее всего, вам нужно будет отправиться изучать небольшие новостные музыкальные сообщества с аудиторией до 20 000-30 000 человек, публикующие много малоизвестной музыки, — рассказывает Кирилл Сметков.
Но важнее всего для поиска новых артистов — и в этом сходятся все специалисты — «наслушанность» A&R-менеджера лейбла и субъективное умение распознать будущий хит. Без этого аналитика данных бесполезна.
«Еще плотнее общаемся с каждым артистом»
В условиях резкого сокращения рекламных инструментов лейблы пытаются выжимать максимум из оставшихся, включая таргетированную рекламу во «ВКонтакте» и размещение новой музыки в плейлистах и пабликах. Другим эффективным методом промо остается публикация вертикальных роликов, которые могут дать вирусный «эффект TikTok»: YouTube Shots, Instagram Reels (с помощью VPN), «VK Клипы». Некоторые кампании лейблы стали расширять за счет создания блогов на платформе «Яндекс Дзен».
Кроме того, падение доходов от стриминга повлияло на количество и величину авансов. «Если раньше лейбл мог выплатить артисту сумму, которую планировал «отбить» в течении двух или трех лет, то сейчас такое долгосрочное планирование стало невозможно, и суммы рассчитывают с прогнозом на возврат в течение двух-трех кварталов (шесть-девять месяцев)», — говорит Кирилл Сметков. Инсайдер из крупного музыкального лейбла сообщил Forbes Life, что в данный момент сотрудники еженедельно отчитываются руководству о статусе погашения авансов артистами, тогда как раньше это происходило не так часто. Руслан Иванов также отметил, что DNK Music стали выплачивать авансы в целом реже.
Каждая компания по-своему справляется с последствиями кризиса. Некоторые лейблы, в каталоге которых есть иностранные артисты, открывают офисы за рубежом и переводят туда основные активы. Лейбл Zion Music открыл новую компанию в Дубае, Rhymes уже давно имел юридическое лицо в США. Лейбл steezy переквалифицировался из работы с трэп-артистами в сотрудничество с электронными музыкантами в жанрах phonk и hyperpop, которые имеют широкую географию слушателей со всего мира. Руслан Иванов, представляющий DNK Music, отмечает, что жанры, с которыми работает лейбл, не изменились, однако характер работы все-таки пришлось частично скорректировать: «Теперь мы еще плотнее общаемся с каждым артистом, потому что до начала взаимоотношений хотим четко знать, смотрим ли мы в одну сторону. Как и всегда, мы ищем дополнительные форматы монетизации, просто раньше мы это делали исключительно в рамках развития, а сейчас падение рынка стриминга требует дополнительных решений». При этом недавно лейбл подписал ряд крупных контрактов. Его клиентами стали в числе прочего артисты 10AGE и VACÍO.
Хотя прогнозы по падению по итогам второго квартала года сбылись, пока инсайдеры индустрии не готовы дать окончательную оценку происходящему и находятся в стадии принятия антикризисных решений. Итоги третьего и четвертого кварталов 2022 года покажут, каким на самом деле стал музыкальный бизнес в новой реальности.
Новости музыки: NPR
Новости музыки Текущие новости музыки, интервью с артистами, обзоры альбомов и новости музыкальной индустрии от NPR Music.
- Подпишитесь на новостную рассылку NPR Music
Умер Кларенс Юджин «Фуззи» Хаскинс, один из первых членов влиятельного музыкального коллектива Parliament-Funkadelic. Ему был 81 год. Зал славы рок-н-ролла скрыть заголовок
переключить заголовок
Зал славы рок-н-ролла
Фито Оливарес выступает во время празднования Синко де Майо в парке Роуздейл 5 мая 2002 года в Сан-Антонио, штат Техас. Оливарес, известный песнями, которые были основой свадьбы и кинсеаньеры, включая хит «Juana La Cubana», умер в пятницу. Ему было 75. Эдвард А. Орнелас/The San Antonio Express-News через AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Эдвард А. Орнелас/The San Antonio Express-News через AP
Роберт Смит из The Cure выступает в Гластонбери, Англия, в 2019 году. На этой неделе он поделился своим разочарованием с Ticketmaster и объявил в четверг, что компания снизит сборы и предложит частичное возмещение покупателям билетов The Cure. Ян Гаван / Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок
Ян Гаван / Getty Images
Бобби Колдуэлл выступает на церемонии вручения наград Soul Train Awards 2013 на Orleans Arena в пятницу, 8 ноября 2013 г. , в Лас-Вегасе. Фрэнк Мичелотта/Фрэнк Мичелотта/Invision/AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Фрэнк Мичелотта/Фрэнк Мичелотта/Invision/AP
Покупатели делают покупки в магазине Shuga Records во время Дня музыкального магазина в Чикаго, 13 апреля 2019 г.. Продажи виниловых пластинок растут уже 16 лет подряд, а во время пандемии спрос еще больше увеличился. Камиль Кржачински/AFP через Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок
Камиль Кржачински/AFP через Getty Images
BLACKPINK, выступавшие на MTV VMA 2022 года, теперь являются самой популярной женской группой на Spotify. Тео Варго / Getty Images для MTV / Paramount Global скрыть заголовок
переключить заголовок
Тео Варго / Getty Images для MTV / Paramount Global
Коробки с обувью Yeezy, сделанные Adidas, в магазине перепродажи кроссовок Laced Up в Парамусе, штат Нью-Джерси, 25 октября 2022 года. Расставание Adidas с рэпером, ранее известным как Канье Уэст, и невозможность продать его популярную линию Yeezy. обуви помогло сократить прибыль компании в конце прошлого года. Сет Вениг/AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Сет Вениг/AP
Гэри Россингтон из группы Lynyrd Skynyrd выступает на фестивале кантри-музыки Big Barrel 2015 в Дувре, штат Делавэр, 26 июня 2015 года. Оуэн Суини/Invision/AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Оуэн Суини/Invision/AP
Уэйн Шортер, фото 1985 года. Дэвид Редферн/Редфернс скрыть заголовок
переключить заголовок
Дэвид Редферн/Редфернс
Сенатор Майк Ли, штат Юта (слева), беседует с сенатором Эми Клобучар, штат Миннесота, во время слушаний в Ticketmaster 24 января. Эндрю Харник/AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Эндрю Харник/AP
Р. Келли появляется в суде в Чикаго в сентябре 2019 года вместе со своим адвокатом Стивеном Гринбергом (слева). Антонио Перес/Бассейн/Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок
Антонио Перес/Бассейн/Getty Images
Эрик Р. Холдер-младший сидит в зале суда Центра уголовного правосудия Клары Шортридж Фольц 15 сентября 2022 года в Лос-Анджелесе. Холдер, который был осужден в прошлом году за убийство рэпера Nipsey Hussle в 2019 году, был приговорен в среду к 60 годам тюремного заключения. Апу Гомеш/AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Апу Гомеш/AP
Trombone Shorty ведет двухнациональный джем-сейшн со студентами-музыкантами из Нового Орлеана и Гаваны. Дебби Эллиотт/NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Дебби Эллиотт/NPR
Р. Келли (в центре) покидает Центр Дейли после слушания дела об алиментах в мае 2019 года в Чикаго. Мэтт Мартон/AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Мэтт Мартон/AP
Гости наслаждаются бокалом вина на ужине Vinyl Tasting 22 января. К каждому меню прилагается список вин за дополнительную плату – стоимость билетов варьируется от 60 до 100 долларов на человека. Шанель Деволт скрыть заголовок
переключить заголовок
Шанель Деволт
Танцевальная команда Morgan State тренируется перед тем, как отправиться в Алабаму на Битву музыкальных групп. Шан Уоллес/NPR скрыть заголовок
переключить заголовок
Шан Уоллес/NPR
Фаррелл Уильямс позирует на церемонии вручения премии «Грэмми» в Лос-Анджелесе в начале этого месяца. Робин Бек/AFP через Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок
Робин Бек/AFP через Getty Images
О’Коннор выигрывал национальный чемпионат среди юниоров по игре на скрипке четыре года подряд, 1974-77, в Вайзере, штат Ида. Марти О’Коннор/Марк О’Коннор скрыть заголовок
переключить заголовок
Марти О’Коннор/Марк О’Коннор
Рианна выступает на сцене во время перерыва между таймами Суперкубка в воскресенье вечером. Ее выступление удвоилось как раскрытие беременности. Грегори Шамус / Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок
Грегори Шамус / Getty Images
Дэвид Джоликер, также известный как Trugoy the Dove и Plug Two, выступает с De La Soul в Челмсфорде, Англия, в 2015 году. Тристан Фьюингс / Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок
Тристан Фьюингс / Getty Images
Исследователи из Нью-Йоркского университета под руководством Паскаля Уоллиша, профессора Университетского центра науки о данных, исследовали, почему люди любят и ненавидят разную музыку, и обнаружили, что они обычно узнают, нравится ли им песня, в течение нескольких секунд после прослушивания. Гетти Изображений скрыть заголовок
переключить заголовок
Гетти Изображений
Еще из музыкальных новостей
просмотреть архив или поиск npr. org
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Что случилось с музыкой? (10 причин, почему музыка — отстой)
Технологические ограничения, непопулярность формата альбомов, меньшая продолжительность концентрации внимания, насыщенный музыкальный рынок и исчезновение местных музыкальных сцен — вот основные причины, по которым так много людей считают, что музыка в наши дни — отстой.
Каждый месяц выходит хорошая музыка. Итак, почему большинство песен, которые люди слушают, имеют такие неинтересные последовательности аккордов, общие тексты и непривлекательную структуру? Ответ, как и сам вопрос, невероятно спорный, но он как-то связан с тем, как изменился музыкальный бизнес и общество в целом за последние несколько десятилетий.
Интернет, будучи прекрасным инструментом для действительно талантливых музыкантов, во многом виноват в упадке музыки. Но чтобы понять, почему музыка перешла от содержания к стилю, от качества к количеству и от глубины к легкомыслию, нам нужно внимательно рассмотреть 10 основных причин, по которым музыка — отстой.
Прежде чем мы начнем, важно отметить, что мы любим музыку, и во всем мире есть бесчисленное множество артистов, которые выпускают потрясающую музыку. Мы постарались указать как можно больше относительно объективных причин, по которым мы считаем, что общее качество или аутентичность музыки в отрасли снижается. Многие из них гораздо более распространены в основных жанрах.
Содержание
- 1. Социальные сети
- 2. Стриминговые сервисы
- 3. Интернет-алгоритмы
- 4. Сокращение концентрации внимания
- 5. Альбомы мертвы
- 6.0 Нет контроля качества
- 8. Больше никаких местных музыкальных сцен
- 9. Война за громкость
- 10. Споры вокруг сообщения
- Вердикт
Внешний вид имеет значение в музыке, но не по той причине, по которой социальные сети заставляют вас думать, что это так. В то время как то, как артисты всегда выглядят, всегда было частью их искусства, растущая тенденция влиятельных лиц, ставших певцами, символизирует то, как социальные сети изменили музыку в худшую сторону.
Внезапно музыка перестала быть аутентичной формой искусства, предназначенной для продвижения концептуальных идей, способных выйти за рамки возможного. Вместо этого музыка используется в качестве маркетингового аксессуара, предназначенного для продвижения личных брендов интернет-знаменитостей, таких как Дикси Д’Амелио и Эддисон Рэй.
Коммодификация не нова для музыки, но социальные сети позволили ей выйти на совершенно новый уровень. Будучи включенными в поп-культуру и рассматриваемыми как любая другая песня, играющая на радио, сфабрикованные мелодии влиятельных лиц, ставших певцами, помогают еще больше загрязнить и без того загнивающую музыкальную сцену.
2. Услуги потокового вещания Как и социальные сети, стриминговые сервисы могут быть очень полезны для музыкантов, которые серьезно относятся к своей работе. Тем не менее, потоковые сервисы также постоянно исследуются ленивыми артистами, пытающимися заработать, играя в игру Spotify.
Виноваты в этом сами стриминговые сервисы, поскольку они продвигают культуру получения большего количества стримов любой ценой, вдохновленную корпоративной жадностью, а не любовью к музыке. Широко распространенное правило, согласно которому песня должна транслироваться в течение 30 секунд, чтобы считаться стримом, например, побудило многих музыкантов создавать преднамеренно короткие песни без какой-либо художественной ценности. Подобно дешевому игровому автомату, они рассчитаны на то, чтобы удерживать ваше внимание всего на полминуты.
Стриминговые сервисы очень мало платят артистам (см. нашу статью о том, сколько Spotify платит за поток), а стриминговые сервисы отдают предпочтение количеству, а не качеству. Поскольку артисты с наибольшим количеством загруженных песен, как правило, выступают лучше, чем артисты с ограниченным репертуаром.
Это заставляет создателей делать две вещи: выпускать всю музыку, которую они делают, даже если она того не стоит, и делать это как можно быстрее. Естественно, и то, и другое вредно для музыки как вида искусства.
Если вам нравятся ваши недавние рекомендации YouTube, вы можете не согласиться с этим. Однако нет никаких сомнений в том, что интернет-алгоритмы могут очень негативно сказаться на прогрессе слушателей музыки.
Если у вас хороший музыкальный вкус, вы, вероятно, сталкивались со множеством эклектичных рекомендаций по высококачественным алгоритмам на таких сайтах, как YouTube и Spotify. Но как насчет людей, которые этого не делают? А как насчет людей, потерявшихся в петле обратной связи, которая продолжает рекомендовать им музыку, которая звучит как ужасная поп-музыка, потому что это все, что они слушали в прошлом?
Интернет-алгоритмыне вредят музыке как таковой, но они вредят развитию слушателей музыки, что еще хуже. Это укрепляет идею о том, что слушать плохую музыку нормально, потому что это все, что приходится слышать некоторым людям. Поиск новой музыки сам по себе является искусством, но не должны ли интернет-алгоритмы делать больше, чтобы помочь случайным слушателям находить более содержательную музыку?
4.
Это основная проблема, объясняющая, почему технологии ухудшают и будут ухудшать музыку. Люди подвергаются воздействию такого безумного количества контента, что объем их внимания глобально снижается. Это больше, чем безопасное предположение: как указано в этой статье, это научно доказанная истина.
У людей настолько мало внимания, что неудивительно, что парни, управляющие крупнейшими музыкальными платформами в Интернете, хотят стимулировать артистов выпускать как можно больше треков. Зачем развивать более глубокую связь с песней, которую вы уже слушали, если всегда кто-то выпускает новый сингл?
Опять же, культура среднего слушателя музыки также играет роль. В конце концов, короткая продолжительность концентрации внимания зависит от того, что его или ее интересует. Если вы культурный слушатель музыки, возможно, вы найдете плейлист Spotify со 100 песнями в стиле хип-хоп, которые звучат одинаково — совершенно скучно. Но если у вас нет музыкальной культуры, вам может показаться, что 8 минут «Лестницы в небеса» слишком много, чтобы терпеть.
До эпохи потоковой передачи люди слушали музыку, слушая альбомы. Они купили пластинку своего любимого исполнителя и воспроизвели ее на машине, специально предназначенной для этой цели. В результате (и потому что им также нужно было заплатить за альбом) они не торопились и изо всех сил старались понять альбом в целом.
С точки зрения музыканта это было идеально. Настоящие артисты делают музыку не потому, что хотят, чтобы ее было легко слушать. Они делают это, потому что хотят подарить своим поклонникам уникальный опыт. Это то, что вы не можете сделать за 30 секунд. Чтобы по-настоящему взять кого-то в звуковое путешествие, вам нужно удерживать его или ее внимание в течение добрых получаса.
Однако в настоящее время формат альбома мертв. К сожалению, с 2018 года его нет в живых. Помимо несгибаемых меломанов и людей, которые фанатично относятся к конкретному исполнителю, почти никто больше не слушает альбомы. Идея о том, что вы должны прослушать альбом от начала до конца, чтобы уважать замысел артиста и по-настоящему понять его или ее послание, звучит еще более абсурдно в современном мире.
Слушатели современной музыки увлечены плейлистами или отдельными песнями, и им просто не хватает концентрации внимания, чтобы остановиться на 30–80 минут, чтобы прочувствовать музыку так, как того хотели артисты. Следовательно, артисты перестали отдавать приоритет идее альбома как опыта. Сегодня большинство альбомов представляют собой произвольную коллекцию отдельных песен.
6. Без контроля качестваЯ не осмелюсь сказать, что легкий доступ к дешевому оборудованию и музыкальным технологиям, таким как цифровые звуковые рабочие станции, изменил музыку к худшему. Я считаю, что это самое большое преимущество Интернета для музыкантов. Но даже такое позитивное явление, как демократизация создания музыки, может скрывать более мрачную правду.
Благодаря Интернету практически каждый смог создать песню от начала до конца, опубликовать ее и продвигать. Сочинять музыку в наши дни настолько просто, что вы можете создать хит номер один, не выходя из спальни. Но на каждого Джейкоба Кольера собственного производства в мире приходится сотни Soulja Boys.
Одна из причин, по которой музыкальный рынок заполнен таким количеством посредственных песен и подражателей, заключается в отсутствии контроля качества. В эпоху звукозаписывающих компаний существовал фильтр: песни тщательно проверялись и улучшались, прежде чем попасть на полки, и это влияло на качество музыки. Сегодня любой злой подросток может оценить свою работу, не принимая во внимание советы других.
Я признаю, что отсутствие контроля качества в современной музыкальной среде не является главной причиной того, что музыка отстой, и даже может уступить место некоторым сюрпризам. Например, вам может не нравиться музыка XXXTentación, но нельзя отрицать, что он придумал новый, изобретательный вид хип-хопа. Тем не менее, трудно возразить против того факта, что контроль качества когда-то защищал слушателей музыки от всей чепухи, которую мы вынуждены терпеть сегодня.
7.
Приглашаю вас на эксперимент. Через одну-две недели после выхода нового хита просто зайдите на YouTube и введите имя автора сингла, а затем слова «типа бит». Вы обнаружите, что менее чем за месяц до сотни музыкальных продюсеров придумали общий бит, чтобы удовлетворить потребности рэперов и певцов, которые хотят звучать как новый хит.
Да, Интернет и культура продажи битов уступили место армии подражателей, которые питаются самыми популярными песнями в мире, как стервятники из чайника. В довершение всего им удается продавать свои невообразимые творения еще менее изобретательным людям, которые хотят читать рэп или петь поверх них.
Нет, в продаже и покупке битов нет ничего плохого. Но есть проблема с музыкой, когда так много создателей полностью отказались от идеи создания чего-то оригинального, что говорило бы с их сердцем. Настоящая музыка должна быть направлена на то, чтобы выпустить свою душу наружу, а не на то, чтобы легко заработать на бите, который вы написали за полчаса.
Когда-то новые захватывающие жанры музыки были крещены в честь городов. Если вам меньше 20 лет, вы, вероятно, задавались вопросом, почему сцена в Кентербери так называется или почему гранж иногда называют сценой в Сиэтле. Причина в том, что Интернета тогда не было, и местные музыканты обменивались опытом и идеями, встречаясь друг с другом лично.
В современном мире все еще постоянно появляются нишевые музыкальные сцены. Но в них чувствуется меньше подлинности. Подумайте о жанрах, родившихся в эпоху Интернета: такие вещи, как Vaporwave, Tumblr-Wave, HexD… Хотя некоторые из них уступили место великим произведениям искусства и вдохновили известных художников, ни один из них никогда не имел глобального влияния. Американский гранж, британский панк, или даже во французском доме.
Местная музыкальная сцена исчезла, потому что музыкантам больше не нужно лично сотрудничать с другими музыкантами, чтобы добиться чего-то. Конечно, они все еще могут влиять друг на друга через окно чата, и это объясняет, почему музыкальные сцены все еще существуют. Но изучать музыку с помощью компьютера и учиться музыке, гуляя и находясь под непосредственным влиянием своих друзей, — это две совершенно разные вещи.
Другими словами, исчезновение местной музыкальной сцены негативно влияет на музыку, потому что стирает концепцию создания музыки как общественного опыта.
9. Война громкостиДля более технической причины того, почему музыка отстой, нам нужно только взглянуть на спорную Войну Громкости. По мере того, как продолжительность концентрации внимания человечества сокращается, музыка должна становиться больше. Это уступило место феномену музыкального производства, известному как Война громкости. Это война не с пушками, а с компрессорами и сатураторами. Победитель? Звукоинженер, который может сделать песню громче.
Некоторые люди считают влиятельный дебютный альбом Джастиса «Cross» отправной точкой Войны Громкости. Но в то время как Джастис пытался заставить свои песни звучать как можно громче с определенной художественной целью, большинство звукорежиссеров, занимающихся громкостью, этого не делают. Все, чего они хотят, — это осчастливить своих клиентов, зная, что их песня звучит так же громко, как последний хит номер один, звучащий по радио.
Что плохого в громкой музыке, спросите вы? Что ж, отрицательная сторона войны за громкость заключается в том, что динамика в музыке становится все более редкой. За исключением непопсовых жанров, таких как джаз и классическая музыка, почти все выходящие песни настолько абсурдно громки, что в них отсутствует какой-либо динамичный подход.
В музыке динамика — это переход от тихого к громкому, и это ценный ресурс для музыкантов. Потеря динамики, во многом из-за войны за громкость, является, пожалуй, самой фундаментальной технической причиной того, почему музыка отстой.
Хорошей новостью является то, что война за громкость немного уменьшилась за последние несколько лет, хотя это все еще относительно серьезная проблема. К счастью, такие альбомы, как Daft Punk’s Random Access Memories, добились огромного успеха благодаря гораздо более умеренным объемам их мастеринга, что изменило правила игры в индустрии.
Хотя фиаско Бейонсе с заменой лирики заставило многих творцов задуматься о законности отмены культуры в искусстве, я считаю, что это говорит нам больше об обществе, чем о музыке. Мы живем в мире, который ценит полемику по поводу значимых политических сообщений, и это проявляется в музыкальном бизнесе.
В то время как некоторые художники ограничивают свою концептуальную вселенную, потому что боятся кого-то обидеть, другие предпочитают сходить с ума, просто чтобы попасть в новости. В то же время нет места для песен, которые передают честное сообщение о политических изменениях в основной поп-культуре.
Если когда-то величайшие музыканты вдохновили революцию, то сегодня все, что они хотят сделать, это не задеть ничьих чувств.