Что такое мемы в интернете: Мемы в интернете: опыт деконструкции

Мемы в интернете: опыт деконструкции

Максим Кронгауз,
доктор филологических наук
«Наука и жизнь» №11, 2012

Представить себе сегодня коммуникацию без мемов невозможно, особенно в интернете. Они постоянно выскакивают, как чёртик из табакерки, захватывают коммуникативное пространство, нагло и агрессивно, а потом как-то незаметно исчезают. Что это такое и по каким правилам они живут, мало кто понимает, хотя есть люди, которые пытаются создавать мемы, и иногда это у них даже получается.

Термин meme ввёл в 1976 году английский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз в книге «The Selfish Gene» (русский перевод опубликован в 1993 году под названием «Эгоистичный ген»). Интересно, что в русском переводе термин фигурировал как мим, что соответствует правилам практической транскрипции слов английского языка. Но в таком виде термин не прижился, а закрепился как мем. Так же как и ген, мем — единица хранения и передачи информации, но только в сфере культуры.

И мем и ген — репликаторы (англ. replicators), объекты, которые копируют и воспроизводят сами себя, или, говоря простым языком, умеют размножаться. Докинз утверждал, что для мемов при воспроизведении важны плодовитость и относительная точность (в отличие от абсолютной точности для генов). Среди примеров мемов он называл мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлёбки или сооружения арок, но также понятие о Боге и теорию Дарвина. Последние примеры, впрочем, представляют целые комплексы мемов, или мемокомплексы. Мемы распространяются в пространстве — от человека к человеку (горизонтально) и во времени — от поколения к поколению (вертикально).

У термина «мем» есть и конкуренты, например термин «медиавирус» (англ. media virus), введённый специалистом в области медиа Дугласом Рашкоффом (Douglas Rushkoff) в 1994 году в книге «Media Virus! Hidden Agendas in Popular Culture». Медиавирусами Рашкофф называет такие медиасобытия, которые вызывают настоящие социальные перемены.

Понятно, что медиавирус отличается от интернет-мема и масштабностью (социальные перемены!), и каналом распространения (медиа!), но уж больно привлекательна идея заражения. Я бы даже прямо говорил о заразе или, для благозвучия, о культурной заразе.

Хотя понятие интернет-мема и восходит к мему Докинза, но всё же значительно отличается от него. Под интернет-мемом подразумевается любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т. п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях. Таким образом, для интернет-мема главную роль играет популярность (что можно сравнить с плодовитостью по Докинзу), а также коммуникативная экспансия. В этом смысле ни теория Дарвина, ни рецепт супа интернет-мемами не являются, хотя эта информация тоже передаётся и хранится в интернете.

Интернет-мем стремится не к точному воспроизведению, а, скорее, к искажению или по крайней мере к новым контекстам в широком смысле этого слова. Появление их часто неожиданно, а порой бессмысленно и абсурдно. Жизнь интернет-мема, особенно в начале его пути, не рутинна, а, напротив, постоянно креативна. Интернет-мем популярнее своего научного источника (авторства Докинза) и часто смешивается с ним хотя бы потому, что ради простоты и экономии в этом слове отбрасывается первая часть (интернет-), и внешнее совпадение становится полным. Я буду поступать так же — писать просто мем, но в дальнейшем имеются в виду исключительно интернет-мемы.

И, к слову, когда интернета ещё не было, мемы существовали. Лингвисты и филологи называли их речевыми клише, крылатыми фразами и даже паремиями.

Один из самых популярных мемов рунета конечно же «Превед Медвед», который представляет собой изменённый рисунок американского художника Джона Лури. Изменение состояло в том, что на американской картинке медведь произносил «

Surprise!», а на нашей «Превед!». Картина, которая в оригинале называлась «Bear Surprise», почти сразу получила название «Превед Медвед». Она появилась на сайте dirty.ru, а затем начала воспроизводиться на других сайтах и в блогах. Однако речь шла не столько о копировании, сколько об искажении начальной информации. Аналогичный медведь мог произносить уже не Превед!, а что-то другое. Либо, наоборот, слово превед произносил уже не медвед, а кто-то другой. Источник перестал играть какую бы то ни было роль, о нём либо вовсе не знали, либо уже не помнили, что совершенно не мешало распространению оборота. Особенно легко и независимо гулял по рунету
превед
и в конце концов стал самостоятельным интернет-приветствием, оторвался от медведа и от картинки. После этого свершившегося факта уже имеет смысл говорить не о меме, а просто о жизни модного слова.

А вот ещё один популярный мем рунета, потрясший всех стартовой скоростью распространения: йа криветко. Своё начало он ведёт от записи номер 104 726 на сайте bash.org.ru, сделанной 9 февраля 2007 года:

DreamMaker: Да…конечно лекция по физике у нашего препода довольно увлекательное и серьёзное мероприятие. ….Но когда перед тобой на парте красуется надпись : «ЙА КРИВЕТКО!»……

Сайт bash.org.ru (ныне bash.im), так называемый цитатник рунета, публикует забавные цитаты, встретившиеся в интернете и в жизни, а также короткие истории. Он очень популярен в рунете и дважды (в 2008 и 2010 годах) получал премию РОТОР как юмористический сайт, но это всё равно не объясняет сумасшедшую популярность мема. После первого появления

йа криветко прошло менее получаса до первого поста в блогосфере, и в тот же день в «Живом журнале» было создано сообщество ya_krivetko. В интернете появились фотографии университетских парт с этой надписью, впрочем, и сама надпись, и, естественно, фотографии были сделаны позже. Всплеск популярности мема приходится на 2007–2008 годы, а со второй половины 2009 года начинается спад. И всё равно его известности можно только поражаться. Своего рода гимном мема йа криветко стала переделка песни группы Кипелов (слова Валерия Кипелова и Маргариты Пушкиной), точнее — её припева. На олбанском (нарочито неправильное написание слов) это «звучало» так:

Йа криветко, словно птицо в нибисах
Йа криветко, йа забыл што
значед страх

Йа криветко, с дикем ветрам наравне
Йа криветко! Наиву, а нивасне!

В интернете встречаются различные варианты написания мема: оригинальный — йа криветко, другие — йа креветко, йа криведко и самый распространённый — йа креведко. Йа криветко породил и множество подражаний: йа катлетко, йа табуретко, йа нимфетко, йа касманафтко, что в свою очередь привело к распространению и популярности устойчивого суффикса плюс окончания слов —ко. Наряду с суффиксом —ег (мальчег, участнег и т. п.) этот суффикс стал яркой приметой олбанского языка.

Вообще, смысловая функция у мемов может быть ослаблена и размыта. Мем Превед Медвед появился как символ некоего неприятного сюрприза, застающего нас в самое неподходящее время, но затем это значение размылось, и в приветствии превед его уже нельзя обнаружить.

Первоначальный смысл выражения йа криветко состоял, по-видимому, в самоуничижении, признании себя ничтожной криветкой и, возможно, выпадении из действительности. Иначе говоря, на эту фразу проецировалось состояние студента, слушающего лекцию по физике, но ничего не понимающего и находящегося вне этой реальности.

В том случае, если смысл более или менее устойчив, он определяет и типы контекстов и ситуаций, в которых мем используется. Скажем, чувствуете вы растерянность или потерянность, тут и уместно произнести или написать Йа криветко, продемонстрировав и свои чувства, и знание интернет-фольклора. А вот на пике популярности мем ведёт себя иначе, он используется в неподходящих ситуациях, с разнообразными картинками и т. д. Здесь действительно приходится говорить об экспансии мема в новые контексты и ситуации и особой креативной зоне, в которой мем находится в начале своего пути, на подъёме популярности. Вот, например, в песне Кипелова замена слов

я свободен на йа криветко никак не оправдана смыслом. Свобода и самоуничижение ничего общего не имеют. Просто стихотворный размер позволяет такую замену, и она осуществляется. На поверхностном уровне это сделано «ради прикола», но нам-то понятно, что мем завоёвывает таким образом новые коммуникативные пространства. Он размножается, используя людей, их головы, их мозги.

Это всё относится к мемам, распространяющимся спонтанно и самопроизвольно. Но существуют группы людей, которые целенаправленно занимаются придумыванием и популяризацией мемов. В рунете такими лабораториями, разрабатывающими и запускающими мемы, считаются упомянутый сайт dirty.ru, скандально отколовшийся от него Лепрозорий, а также Упячка. Редкие случаи удачи имеют место, но, как правило, всенародной популярности такие мемы не достигают, а довольствуются известностью в узком кругу, в отдельном сообществе. Даже

Превед Медвед едва ли можно считать спланированной акцией. Скорее, это случайность, своим успехом обязанная целому ряду обстоятельств.

Кажется, что причины популярности двух известных мемов рунета не разгадать. Но более понятные примеры могут пролить свет и на медведа, и на криветко.

Рассмотрим для примера фразу, история которой прослеживается довольно легко: Мопед не мой, я просто разместил объяву. Мем возник в 2006 году в очень неудачном месте: на форуме одного из украинских сайтов, посвящённых мотоциклам и другим двухколёсным транспортным средствам. Из имён участников переписки (привожу фрагмент) я сохранил только ник невольного создателя мема некоего Димаки (Dimaka).

HTTP://MOTO.KIEV.UA/FORUM/

Dimaka: Suzuki GSF-S600 2000г.в. 3100у.е. с документами! хорошее состояние!

А где находится?

Dimaka: Запорожская обл.

Затем Димака приводит номера телефонов и получает следующую реплику.

почему трубу не подымаеш?

Dimaka: Моторолер не мой!!! Я просто разместил ОБЪЯВУ!

Dimaka: Моторолер не мой!!! Я просто разместил ОБЪЯВУ!

Повтор сообщения Димаки объясняется какой-то ошибкой, по-видимому, в системе, но вызывает бурную реакцию.

Моторолер не твой!!! Ты просто разместил ОБЪЯВУ!

Моторолер не твой!!! Ты просто разместил ОБЪЯВУ!

и припев (два раза)

Моторолер не твой!!! Ты просто разместил ОБЪЯВУ!

Моторолер не твой!!! Ты просто разместил ОБЪЯВУ!

Моторолер не его!!! Он просто разместил ОБЪЯВУ!

Не его! Не его!

а где тот чей моторолер объяву которого разместил не ты?

Моторолер разместил ОБЪЯВУ?

И так далее и тому подобное.

Согласитесь, что всё это похоже на пьесу в стихах, чьё весёлое многоголосье на разные лады повторяет, иногда искажая, одну и ту же фразу. Не хватало одного штриха: мотороллер заменили на мопед — и получился классический шестистопный ямб.

Попробую провести деконструкцию мема, по крайней мере его начальной стадии, когда мем только формируется, но всё-таки ещё не существует. Для этого он должен начать распространяться вне первого диалога и желательно вне данного сайта.

Первое. Отмечу нелепость фразы. Подозреваю, что важны именно необычность, выпадение из привычного ряда реплик. Нелепость выступает тут как некая разновидность необычности, над которой к тому же хочется поиздеваться, то есть поговорить об этом. Таким образом, нелепость провоцирует что-то вроде обсуждения, пародирования или хотя бы повторения. А в чём же нелепость фразы? В том, что человек публикует подробное объявление о продаже, а потом отказывается отвечать на вопросы, с этим связанные.

Второе. Очень важен повтор фразы на разные лады. Отчасти его провоцирует случайный повтор сообщения самого автора. Он добавляет абсурдности и провоцирует пародирование. Повтор закрепляет фразу в памяти, появляется желание рассказать её ещё кому-то. Важно также, что это не тупой повтор, а игровой, именно он вызывает желание его продолжать.

Третье. Важно ещё фонетическое и интонационное устройство фразы. Мы знаем, что стихи запоминаются лучше прозы. Идея стиха или мелодии возникает почти сразу: в одной из реплик содержатся слова припев (два раза). Неслучайна и позднейшая замена мотороллера на мопед, придающая фразе классический стихотворный размер.

Значение мема в этой коммуникативной ситуации сформировалось естественным образом, и его употребляет либо человек, желающий уйти от ответственности и показать, что он ни при чём, либо тот, кто обращается к такому человеку.

Итак, фраза должна сначала зацепить, затем в неё надо поиграть, повторяя на разные лады. Повтор должен быть ритмически организованным. После этого потенциальный мем готов и может начать размножение на других сайтах.

В той или иной степени эти моменты характерны и для других мемов. Выражение йа криветко тоже поражает своей нелепостью. И говорящего медведя с поднятыми вверх по-человечески лапами, который приветствует влюблённых, не назовёшь обычным. И в меме йа криветко, и в меме Превед Медвед можно усмотреть зачатки поэтичности. Выражения, конечно, очень кóротки, но вполне укладываются в двухстопный хорей и ямб соответственно. А превед ещё и рифмуется с медвед (собственно, медведь, по-видимому, поэтому и стал медведом).

Кстати, о стихах. Вот ещё один менее известный мем, обязанный своей жизнью поэзии.

В 2006 году в одном из блогов появился такой текст (орфография сохранена):

Поэты! Это вам!
Слушайте, может быть забацать типа дружеского конкурса? Тут на форумный лист, куда обычно шлют запросы на пароль или там на обиду пожалиться, пришло замечательное письмо:

«Меня интерисуют только мыши
их стоимость и где преобрести»

Кто возьмётся написать Стихотворение Возвышенное, где эти строки были бы либо рефреном, либо последними? Орфографию оригинала сохранять по желанию :)))

Тут же в комментариях прошёл импровизированный конкурс поэзии, перекочевавший и на другие сайты, и мем, пусть не слишком громкий, состоялся. И не важно, существовал ли наивный автор письма, случайно заговоривший стихами, или его придумал блогер. То есть важно, конечно, но мы этого никогда не узнаем.

Интересно, что мем не получил чёткого значения, а ассоциируется с неуместностью в самом широком смысле слова.

В интернете много всяких загадок, но есть загадки вызывающие, таковы, например, британские учёные. Если исходить из здравого смысла, британские учёные никак не должны быть мемом или медиавирусом. Во-первых, они существуют. Во-вторых, они вполне нормальные люди, не хуже и не лучше других учёных. Выделять их из мирового сообщества учёных нет особых причин.

Однако если судить по интернету, то они выделяются очень сильно и, увы, не в лучшую сторону. Давайте разберёмся. Всем время от времени попадаются статьи такого содержания:

Британские учёные создали светящееся дерево. Ими были встроены в генотип растений отвечающие за флуоресцентное свечение светлячков и морских бактерий структуры.

Или:

Британские учёные разработали математическую формулу изготовления идеального тоста, описывающую необходимую для оптимального вкуса температуру хлеба и масла, а также ряд других параметров.

И подобная чушь.

Проведём маленький лингвистический эксперимент.

В русском языке прилагательное английский обычно используется как синоним прилагательного британский (если нам специально не нужно противопоставить «английское» «шотландскому», «валлийскому» и т. д.). Причём первое, пожалуй, используется немного чаще. Если мы посмотрим на статистику в разных поисковых системах, то увидим, что по-русски чаще говорят английский писатель, чем британский писатель, но британский политик чаще, чем английский политик, и это легко объяснить, потому что писатель больше связан с английским языком, а политик — с государством, которое называется Великобританией.

Для остальных слов типа певец, актёр, врач и т. п. возможны незначительные колебания в пользу сочетаемости с тем или другим прилагательным.

И только в случае с британскими учёными по сравнению с английскими разрыв огромен. И тут есть ещё одна хитрость. В интернете пишут британские учёные (во множественном числе) во много раз чаще, чем английские учёные, а вот в единственном числе уже чаще встречается английский учёный, чем британский учёный. Как вы думаете: с чего бы это?

Можно предположить следующее: существуют учёные, которые родились или живут в Великобритании, и мы их в соответствии с традицией нашего языка называем то английскими, то британскими (может быть, немного чаще английскими). Вот, например, Чарльз Дарвин, английский учёный. Или из современных — Стивен Хокинг, тоже английский учёный. Но если захочется, про них можно сказать и британские.

Кроме английских (британских) учёных есть ещё британские, и только британские, учёные. Они нерасчленимы на личности, всегда действуют вместе и открывают всякую чушь. Они — фольклорный персонаж рунета.

Это подтверждается и всевозможными справочными («несерьёзными») источниками. Статьи о них есть в таких энциклопедиях, как Луркоморье и Абсурдопедия, и в Антологии сетевого фольклора, но нет, например, в Википедии.

В Антологии, в частности, написано:

Британские учёные — многочисленная и загадочная каста людей, которые, судя по поисковикам, постоянно занимаются какими-то удивительными глупостями.

Эту же идею выдвигает и Луркоморье, интернет-энциклопедия интернет-фольклора и Абсурдопедия, где перечисляются достижения британских учёных:

  • выяснили, что люди начинают лгать с шестимесячного возраста;
  • опровергли давно сложившийся стереотип, что мыши любят сыр;
  • выяснили, что девять из десяти лондонских божьих коровок болеют грибковым венерическим заболеванием;
  • придумали нелипнущую жвачку;
  • разработали вакцину от всех болезней;
  • доказали шотландское происхождение Михаила Лермонтова;
  • разработали идеальный сэндвич;
  • (и в качестве кульминации) установили, что британские учёные самые умные.

Принципиально, что подавляющее большинство открытий, приписываемых британским учёным, более или менее соответствуют действительности. Шутки и розыгрыши отбросим в сторону. Иначе говоря, факт исследования, как правило, имел место. А вот дальше начинаются странности, передёргивания и натяжки. Основная чушь (или мягче — неожиданность) сосредоточена в формулировке (часто это название заметки в русскоязычном СМИ).

Самое вроде бы вопиющее — британские учёные установили, что британские учёные самые умные — тоже не является бессмысленной фантазией. Установление «ума британских учёных» оказывается всего лишь статистическим исследованием продуктивности учёных разных стран.

Британские учёные — персонаж интернет-фольклора, причём именно русского. И заметка в интернете, которая начинается словами британские учёные должна быть абсурдной, иначе она обманет ожидания читателя. Британские учёные — подобие медиавируса, но только особого, странного, опирающегося на реальность, притворяющегося реальностью, но искажающего её.

Мемы-персонажи в интернете встречаются, и тут я хотел бы провести аналогию с фальшивыми фотографиями, которые умельцы изготавливают с помощью так называемых фотожаб. Вот два известных неизвестных персонажа — Чумазик и Свидетель из Фрязино. Некий человек странного вида с перепачканным лицом оказался в кадре во время телерепортажа, а затем его лицо стало помещаться на многочисленных фотографиях, в частности с известными людьми или вместо них. Вот он с Джорджем Бушем и Кондолизой Райс. А вот он с Хиллари Клинтон вместо Билла (лицо Билла Клинтона заменено с помощью фотожабы). Это Чумазик. А вот Свидетель из Фрязино появился на свадебной фотографии в белоснежных спортивных штанах, этим запомнился и стал постоянным свидетелем в самых неожиданных местах. Скажу только, что он даже заменил другой мем, а именно медведа на картинке Джона Лури. Очевидно, что зарождение мемов Чумазика и Свидетеля из Фрязино связано с уже обсуждавшимся критерием: нелепостью, необычностью, выпадением из привычного ряда.

Зарождение британских учёных нам, к сожалению, неизвестно, но функционируют они похоже, появляются в серьёзных ситуациях и делают их описание смешным и абсурдным.

После всего сказанного нужно подвести итог. И сами интернет-мемы, и их жизни очень непохожи друг на друга. Но, по-видимому, они проживают четыре общие стадии:

  1. Создание мема и первоначальная реакция.
    Это происходит в одном месте, на сайте, форуме или в блоге, где возникает странная, абсурдная, порой поэтическая фраза, которая вызывает живое обсуждение.
  2. Распространение мема.
    Далее фраза перемещается на другие площадки, причём начинает пробовать новые контексты и ситуации. Этот период я бы назвал креативной зоной, потому что мем видоизменяется, стараясь захватить побольше коммуникативного пространства. Это время коммуникативной экспансии.
  3. Использование мема.
    Дальше наступает период стабильности — самая необязательная, но тем не менее важная фаза, потому что она оставляет мему выбор (см. пункт 4). Мем теряет энергию, но по инерции продолжает использоваться и тем самым существовать.
  4. Угасание мема или изменение статуса.
    Он исчезает, потому что перестаёт быть интересен, — мода всегда преходяща — или сохраняется, но перестаёт быть мемом, входит в плоть языка или коммуникации. И мы даже не ощущаем, что это был мем. Хотите пример? Пожалуйста. Смайлик. Не верите, что это мем? Ну так это только доказывает мою правоту.

Иллюстрации Ярослава Кудлача

Ягодкина М.В. Мемы в интернет-коммуникации

На совре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия медиа­сфе­ры, в том чис­ле интер­нет-СМИ, появ­ля­ют­ся новые тре­бо­ва­ния ауди­то­рии к пода­че инфор­ма­ции, что, в свою оче­редь, вызы­ва­ет зако­но­мер­ные изме­не­ния. В первую оче­редь это свя­за­но с повы­ше­ни­ем визу­аль­но­го кон­тен­та и спе­ци­фи­че­ских кре­о­ли­зо­ван­ных эле­мен­тов интер­нет-ком­му­ни­ка­ции – мемов.

Кре­о­ли­зо­ван­ный текст пред­став­ля­ет собою соеди­не­ние двух раз­но­род­ных частей: вер­баль­ной (языковой/речевой) и невер­баль­ной, при­над­ле­жа­щей к дру­гим зна­ко­вым систе­мам, неже­ли есте­ствен­ный язык. Интер­нет-мем может быть опре­де­лён как кре­о­ли­зо­ван­ный вирус­ный знак, рас­про­стра­ня­ю­щий­ся от одно­го интер­нет-поль­зо­ва­те­ля к другому.

В силу интен­сив­но­го тех­ни­че­ско­го раз­ви­тия совре­мен­но­го мира ком­му­ни­ка­ция часто ста­ла опре­де­лять­ся свой­ства­ми про­вод­ни­ка сооб­ще­ния. Так, вер­баль­ный мем, затра­чи­вая мини­мум вре­ме­ни, может создать каж­дый интер­нет-поль­зо­ва­тель. В то вре­мя как визу­аль­но-тек­сто­вый вари­ант потре­бу­ет для созда­ния боль­ше уси­лий, что серьёз­но ска­зы­ва­ет­ся на коли­че­стве авто­ров дан­ной про­дук­ции. Это при­во­дит к пас­сив­но­му потреб­ле­нию мемов боль­шин­ством поль­зо­ва­те­лей интернета.

В совре­мен­ных соци­аль­ных сетях, бла­го­да­ря визу­аль­ным харак­те­ри­сти­кам, спо­со­ба­ми выра­же­ния эмо­ций в тек­сто­во-визу­аль­ном вари­ан­те фор­ми­ру­ют­ся и струк­тур­ные каче­ства коммуникации. 

Сама необ­хо­ди­мость тек­сто­во­го, а не уст­но­го выра­же­ния соб­ствен­ной мыс­ли в дина­мич­ной систе­ме, кото­рая под­ра­зу­ме­ва­ет диа­ло­гич­ную ком­му­ни­ка­цию, пред­по­ла­га­ет корот­кое сооб­ще­ние, мак­си­маль­но насы­щен­ное экспрессией.

Пер­во­сте­пен­ным фак­то­ром попу­ля­ри­за­ции ресур­са ста­но­вит­ся опти­ми­за­ция и упро­ще­ние выра­же­ния смыс­ла с исполь­зо­ва­ни­ем как тек­сто­во­го, так и визу­аль­но­го, и ауди­аль­но­го рядов, с укло­ном на мак­си­маль­ную реа­ли­за­цию акту­аль­ных потребностей.

Важ­ной осо­бен­но­стью соци­аль­ной сети мож­но при­знать опо­сре­до­ван­ный эффект уст­но­го диа­ло­га при обще­нии, хотя ком­му­ни­ка­ция и про­ис­хо­дит в пись­мен­ной фор­ме. Дан­ный эффект дости­га­ет­ся бла­го­да­ря тому, что век­тор раз­ви­тия соци­аль­ной сети идет по пути упро­ще­ния выра­же­ния смыс­ла и уве­ли­че­ния спо­со­бов выра­же­ния эмоции.

Явля­ясь тек­сто­вым сооб­ще­ни­ем, пост на фору­ме (ком­мен­та­рий, мем или запись на стене в ВКон­так­те) содер­жит в себе такие свой­ства пись­мен­ной ком­му­ни­ка­ции, как лег­кая встра­и­ва­е­мость в инва­ри­ант реаль­но­сти и спо­соб выра­же­ния мысли.

Мем – это инфор­ма­ци­он­ный ком­плекс, насы­щен­ный экс­прес­си­ей, фор­ми­ру­ю­щий соци­аль­ную сре­ду, пере­да­ва­е­мый, в основ­ном, посред­ством соци­аль­ных сетей.

Если адре­сат видит мем, в содер­жа­нии кото­ро­го выра­жа­ет­ся пре­уве­ли­чен­ная эмо­ци­о­наль­ная реак­ция в опре­де­лён­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции, харак­тер­ная для кон­крет­ной груп­пы, и реци­пи­ент при­над­ле­жит к дан­ной груп­пе, то впо­след­ствии при появ­ле­нии подоб­ной ситу­а­ции высо­ка веро­ят­ность либо вос­про­из­ве­де­ния дан­но­го шаб­ло­на, либо фик­са­ции вни­ма­ния собе­сед­ни­ков на вос­по­ми­на­нии про­смот­рен­но­го мема и жела­нии его воспроизвести.

Глав­ным отли­чи­ем мема от дру­гих спо­со­бов репре­зен­та­ции инфор­ма­ции в интер­не­те явля­ет­ся обыг­ры­ва­ние эффек­та мас­со­во­сти как в фор­ме под­чер­ки­ва­ния гло­баль­но­сти како­го-либо про­цес­са (с после­ду­ю­щей его поло­жи­тель­ной или отри­ца­тель­ной оцен­кой), так и в ука­за­нии на соб­ствен­ную при­над­леж­ность к чему-либо.

Дан­ная осо­бен­ность про­сле­жи­ва­ет­ся и в ситу­а­ции, где обыг­ры­ва­ет­ся про­ти­во­сто­я­ние каких-либо объ­ек­тов. Так, наби­ра­ю­щий попу­ляр­ность мем-кон­структ «<…> – делит­ся на два типа, <…> – нет, на три» обыг­ры­ва­ет нали­чие у реци­пи­ен­та того, что раз­ры­ва­ет дан­ную клас­си­фи­ка­цию и встра­и­ва­ет в неё тре­тий объ­ект. Тем самым реа­ли­зу­ет­ся чув­ство зна­чи­тель­но­сти и инди­ви­ду­аль­но­сти чело­ве­ка, ведь он бла­го­да­ря нали­чию неко­го пред­ме­та или каче­ства может изме­нить некие пра­ви­ла, но одно­вре­мен­но и удо­вле­тво­ря­ет чув­ство спло­чен­но­сти, ибо он при­над­ле­жит к тем, чье каче­ство ста­но­вит­ся попу­ляр­ным в интер­не­те. Напри­мер: «Люди делят­ся на два типа», – даль­ше демон­стри­ру­ет­ся кар­тин­ка ста­ци­о­нар­ных ком­пью­те­ров и ноут­бу­ков, сле­ду­ю­щий кадр под заго­лов­ком «Нет, на три» пока­зы­ва­ет доволь­но­го чело­веч­ка, иду­ще­го с айпа­дом в руках.

Основ­ным каче­ством мема может быть при­зна­но то, что он обла­да­ет юмо­ри­сти­че­ской направ­лен­но­стью под­чер­ки­ва­ния осо­бен­но­стей чело­ве­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия. Куль­ту­ра мемов име­ет мно­го обще­го с куль­ту­рой анек­до­тов, афо­риз­мов и пого­во­рок, но син­те­зи­ру­ет их в один комплекс.

Мож­но гово­рить, что мем ими­ти­ру­ет ком­му­ни­ка­цию, созда­ет ее иллю­зию. Мем направ­лен на коми­че­ское пере­осмыс­ле­ние дей­стви­тель­но­сти, вслед­ствие чего реци­пи­ент будет вос­при­ни­мать и фик­си­ро­вать вни­ма­ние на тех мемах, кото­рые акту­аль­ны отно­си­тель­но к лич­ност­ным харак­те­ри­сти­кам, что при­во­дит к иллю­зии двух­сто­рон­ней ком­му­ни­ка­ции. В прак­ти­че­ском отно­ше­нии бла­го­да­ря это­му эффек­ту появ­ля­ет­ся воз­мож­ность внед­рить идею или образ, сов­мест­но с важ­ным для реци­пи­ен­та сообщением.

Хотя мем и направ­лен на реа­ли­за­цию чув­ства кол­лек­тив­но­сти, он все­гда моно­ло­ги­чен: чело­век не может всту­пить в диа­лог с авто­ром сооб­ще­ния. Анек­до­тич­ность, эмо­ци­о­наль­ность и мас­со­вость идеи при­во­дят к тому, что основ­ная часть реци­пи­ен­тов ско­рее согла­сит­ся с сооб­ще­ни­ем, чем попы­та­ет­ся его оспорить. 

То есть бла­го­да­ря орео­лу мас­со­во­сти, раз­вле­ка­тель­но­сти и при­бли­жен­но­сти к жела­ни­ям адре­са­та мем не вос­при­ни­ма­ет­ся как мне­ние одно­го авто­ра – мем ста­но­вит­ся отра­же­ни­ем мне­ния подав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства поль­зо­ва­те­лей. В свя­зи с отсут­стви­ем диа­ло­га мем либо про­пус­ка­ет­ся, либо вос­при­ни­ма­ет­ся и впо­след­ствии рас­про­стра­ня­ет­ся самим реципиентом.

Одна­ко, даже при про­пус­ке мема реци­пи­ент под­со­зна­тель­но усва­и­ва­ет важ­ность для какой-либо опре­де­лён­ной груп­пы той инфор­ма­ции, кото­рая не соот­вет­ство­ва­ла его соб­ствен­ным жела­ни­ям. При интен­сив­ном даль­ней­шем рас­про­стра­не­нии этой не при­ня­той реци­пи­ен­том инфор­ма­ции раз­ви­ва­ет­ся стрем­ле­ние заин­те­ре­со­вать­ся дан­ным аспек­том со сто­ро­ны не при­няв­ше­го, либо созда­ет­ся контр­мем, глав­ной зада­чей кото­ро­го явля­ет­ся обли­че­ние недо­стат­ков носи­те­лей того, что обыг­ры­ва­ет­ся в про­ти­во­по­лож­ном меме. За этим сле­ду­ет кол­лек­ти­ви­за­ция оппо­нен­тов мема. 

При усло­вии доста­точ­ной рас­про­стра­нен­но­сти про­ти­во­на­прав­лен­ных мемов основ­ная часть интер­нет-поль­зо­ва­те­лей авто­ма­ти­че­ски рас­пре­де­ля­ет­ся по раз­ным полю­сам, как толь­ко вос­при­мет мем-сооб­ще­ние. Это­му помо­га­ют спо­ры носи­те­лей про­ти­во­по­лож­ных мне­ний в ком­мен­та­ри­ях к сооб­ще­ни­ям в груп­пах соци­аль­ных сетей.

Бла­го­да­ря сво­бо­де от санк­ций при ком­му­ни­ка­ции в вир­ту­аль­ной сре­де обще­ние в соци­аль­ных сетях отли­ча­ет­ся от уст­но­го, так как ста­но­вит­ся полем для удо­вле­тво­ре­ния мно­гих подав­лен­ных в кон­стант­ной реаль­но­сти стремлений. 

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным подав­лен­ным инстинк­том, реа­ли­зу­е­мым в соци­аль­ных сетях, явля­ет­ся вер­баль­ная агрес­сия. Основ­ная часть объ­ем­ных обсуж­де­ний в ком­мен­та­ри­ях неиз­беж­но транс­фор­ми­ру­ет­ся в спор носи­те­лей двух или трех точек зре­ния на проблему.

В сре­де мемов тек­сто­вые вари­ан­ты име­ют более выра­жен­ное свой­ство мар­ки­ров­ки дру­го­го поль­зо­ва­те­ля в целях удо­вле­тво­ре­ния агрес­сии, чем визуально-текстовые.

Такие мемы, как «пет­ро­сян», «кэп», «гений», «шко­ло­ло», «тролл­фейс», «гра­фон», «ваниль­ка» и мно­гие дру­гие, в про­цес­се исполь­зо­ва­ния поз­во­ля­ют заклей­мить оппо­нен­та в каче­стве носи­те­ля нега­тив­но оце­ни­ва­е­мых харак­те­ри­стик и, в про­ти­во­по­лож­ность это­му, само­утвер­дить­ся как чело­ве­ку, не име­ю­ще­му подоб­ных недо­стат­ков – мем авто­ма­ти­че­ски спла­чи­ва­ет людей в оппо­зи­цию опре­де­лен­ной соци­аль­ной микрогруппе.

С уче­том того, что подоб­ные мемы наи­бо­лее попу­ляр­ны в соци­аль­ных сетях, мож­но гово­рить и о спе­ци­фи­ке ком­му­ни­ка­ции в них. Гене­зис этой осо­бен­но­сти заклю­ча­ет­ся в том, что боль­шая часть актив­ных поль­зо­ва­те­лей, напри­мер, такой сети, как «ВКон­так­те» – сово­куп­ность наи­бо­лее актив­ных и амби­ци­оз­ных соци­аль­ных групп, нахо­дя­щих­ся в ситу­а­ции посто­ян­ной адап­та­ции. Не гово­ря уже о под­рост­ках и сту­ден­тах, когда само­вы­ра­же­ние и про­ти­во­по­став­ле­ние себя миру явля­ет­ся есте­ствен­ным эта­пом раз­ви­тия лич­но­сти, что и нахо­дит своё отра­же­ние в вир­ту­аль­ной коммуникации.

Выжи­ва­е­мость и рас­про­стра­ня­е­мость мема опре­де­ля­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми пара­мет­ра­ми: край­няя про­сто­та, лег­кость в созда­нии, ком­пен­са­тор­ность потреб­но­стей целе­вой ауди­то­рии, атри­бу­тив­ность (спо­соб­ность с помо­щью мема мар­ки­ро­вать себя и дру­гих), акту­аль­ность затра­ги­ва­е­мой про­бле­мы. С уче­том ана­ли­за дан­ных харак­те­ри­стик мемов мож­но прий­ти к выво­ду, что при­о­ри­тет­ным каче­ством созда­ва­е­мо­го мема долж­на быть актуальность.

Вир­ту­аль­ная реаль­ность, фор­ми­ру­е­мая в интер­не­те, обла­да­ет спе­ци­фи­че­ски­ми свой­ства­ми: порож­дён­но­стью, акту­аль­но­стью, авто­ном­но­стью, интер­ак­тив­но­стью. Мно­гие мемы отра­жа­ют опре­де­лен­ный ком­му­ни­ка­тив­ный тип, но не могут пла­стич­но под­стро­ить­ся под меня­ю­щи­е­ся инте­ре­сы. Если создан­ный мем стал попу­ляр­ным и закре­пил­ся в вир­ту­аль­ной сре­де, то впо­след­ствии он сам может фор­ми­ро­вать спо­соб реа­ли­за­ции акту­аль­ных потреб­но­стей или подав­лять одни и уси­ли­вать дру­гие стремления.

Воз­ник­нув в про­цес­се само­ор­га­ни­за­ции ком­му­ни­ка­ции в соци­аль­ных сетях, мемы явля­ют­ся, преж­де все­го, про­дук­том, создан­ным сами­ми интер­нет-поль­зо­ва­те­ля­ми. То есть поль­зо­ва­те­ля­ми, удо­вле­тво­ря­ю­щи­ми с помо­щью мема как свои внут­рен­ние потреб­но­сти, так и дости­га­ю­щи­ми жела­е­мой ком­му­ни­ка­тив­ной реак­ции от собеседника.

Мем как про­дукт интер­нет-ком­му­ни­ка­ции обла­да­ет устой­чи­во­стью, бла­го­да­ря реа­ли­за­ции ряда ком­му­ни­ка­тив­ных функций.

1. Функция информирования

Бла­го­да­ря мемам у интер­нет-поль­зо­ва­те­ля созда­ет­ся ощу­ще­ние посто­ян­но­го нахож­де­ния в цен­тре собы­тий, само­сто­я­тель­но­го уча­стия в фор­ми­ро­ва­нии мне­ний и настро­е­ний. Так­же бла­го­да­ря мемам пере­да­ет­ся огром­ное коли­че­ство инфор­ма­ции о появ­ле­нии и транс­фор­ми­ро­ва­нии соци­аль­ных интересов. 

В соци­аль­ных сетях мем ста­но­вит­ся глав­ным мар­ке­ром широ­кой вклю­чен­но­сти поль­зо­ва­те­лей в какой-либо про­цесс, поэто­му мож­но гово­рить о мемах как основ­ном спо­со­бе пере­да­чи инфор­ма­ции в соци­аль­ных сетях.

2. Функция коллективизации

Основ­ной импли­ка­ту­рой мема явля­ет­ся кол­лек­ти­ви­за­ция, мем высту­па­ет как ком­пен­са­тор отчуж­ден­но­сти поль­зо­ва­те­ля и основ­ной спо­соб нахож­де­ния дру­гих сото­ва­ри­щей по инте­ре­сам. Посколь­ку струк­ту­ра соци­аль­ной сети под­ра­зу­ме­ва­ет воз­мож­ность завя­зы­ва­ния новых кон­так­тов мно­же­ством путей, то имен­но мем спо­со­бен быст­ро дать чело­ве­ку ощу­ще­ние сво­ей при­над­леж­но­сти к груп­пе и на его осно­ве пол­но­цен­но всту­пить в вир­ту­аль­ную коммуникацию.  

Посе­ти­тель стра­нич­ки дру­го­го поль­зо­ва­те­ля может мгно­вен­но оце­нить спектр инте­ре­сов хозя­и­на стра­нич­ки и понять, сто­ит заво­дить зна­ком­ство или нет. При помо­щи мема мож­но вли­ять на пере­пис­ку, пока­зы­вая род­ство с собе­сед­ни­ком или наобо­рот нега­тив­но мар­ки­руя его. Тем более, что с уче­том оре­о­ла мас­со­во­сти мне­ния, пред­став­лен­но­го в меме, реци­пи­ент апел­ли­ру­ет яко­бы к обще­при­ня­то­му мне­нию и ценностям.

3. Функция индивидуализации

Хотя осно­вой функ­ци­о­ни­ро­ва­ния мема и может счи­тать­ся кол­лек­ти­ви­за­ция, она невоз­мож­на без сим­во­лов и атри­бу­тов отли­чия дан­ной груп­пы от дру­гих. Отли­чия, кото­рое дела­ет каж­до­го поль­зо­ва­те­ля исклю­чи­тель­ным, в чем-то воз­вы­ша­ю­щим­ся над другими. 

Нагляд­ной иллю­стра­ци­ей мема, реа­ли­зу­ю­ще­го целый ком­плекс пси­хи­че­ских потреб­но­стей, явля­ет­ся тема непо­ни­ма­ния мате­ма­ти­ки. Напри­мер, мем, где ком­по­зи­ция раз­де­ле­на на четы­ре кад­ра, в пер­вом напи­са­но «2+2=4» с под­пи­сью «мате­ма­ти­ка», на вто­ром кад­ре изоб­ра­же­на более слож­ная фор­му­ла с вычис­ле­ни­ем про­пор­ций, с под­пи­сью «что ты дела­ешь!», в тре­тьем кад­ре пред­став­ле­на функ­ция и под­пись «АХАХА», отра­жа­ю­щая исте­ри­че­ский смех от осо­зна­ния пол­но­го непо­ни­ма­ния дан­ной фор­му­лы; в послед­нем кад­ре изоб­ра­же­на дос­ка с боль­шим коли­че­ством слож­ных фор­мул и под­пись «пре­кра­ти!».

Дан­ный мем направ­лен на оправ­да­ние труд­но­стей, свя­зан­ных с изу­че­ни­ем мате­ма­ти­ки, и поиск поль­зо­ва­те­лей с подоб­ной про­бле­мой. Одно­вре­мен­но с этим, в сово­куп­но­сти всех функ­ций заклю­ча­ет­ся эффект, когда подоб­ным обра­зом реци­пи­ент ощу­ща­ет свою инди­ви­ду­аль­ность, так как под­со­зна­тель­но пони­ма­ет, что тем самым при­вле­ка­ет к себе вни­ма­ние, а его мне­ние будет одоб­ре­но и поддержано.

Необ­хо­ди­мо под­черк­нуть осо­бен­ность мемов, свя­зан­ную с тем, что реци­пи­ент под­со­зна­тель­но зна­ет: мем, выве­шен­ный на стене вне зави­си­мо­сти от содер­жа­ния, будет иметь эффект – оцен­ку и связь при­ят­ных эмо­ций с поль­зо­ва­те­лем стра­нич­ки. Поэто­му любой мем, выкла­ды­ва­е­мый поль­зо­ва­те­лем, авто­ма­ти­че­ски реа­ли­зу­ет потреб­ность в инди­ви­ду­а­ли­за­ции, даже если он на пер­вый взгляд изоб­ли­ча­ет недо­стат­ки поль­зо­ва­те­ля. Осо­бен­но если дан­ные недо­стат­ки харак­тер­ны для его дру­зей в соци­аль­ных сетях.

4.
Функция компенсаторности

Ком­пен­са­тор­ность мема заклю­ча­ет­ся в исполь­зо­ва­нии тех­но­ло­гий: воз­ве­ли­чи­ва­ние адре­са­та, мани­пу­ля­ции с чув­ством кол­лек­ти­виз­ма, обра­ще­ние к инстинк­там, иллю­зии воз­мож­но­сти сде­лать мем самостоятельно.

Мем, явля­ясь ком­плекс­ным вари­ан­том репре­зен­та­ции смыс­ла, тем не менее может суще­ство­вать в трех основ­ных вари­ан­тах: визу­аль­ном, вер­баль­ном и вер­баль­но-визу­аль­ном. Все они на базо­вом уровне под­чи­ня­ют­ся оди­на­ко­вым зако­нам и реа­ли­зу­ют сход­ные стрем­ле­ния. Деталь­но оста­нав­ли­ва­ясь на тек­сто­вых и визу­аль­ных мемах, мож­но выде­лить спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти их семан­ти­че­ской структуры.

Вер­баль­но-визу­аль­ные мемы явля­ют­ся самы­ми рас­про­стра­нен­ны­ми и попу­ляр­ны­ми типа­ми мемов, в дан­ном вари­ан­те при­сут­ству­ет бес­чис­лен­ное мно­же­ство раз­ных направ­ле­ний. Вер­баль­ные мемы, как пра­ви­ло, намно­го про­ще и более уни­фи­ци­ро­ва­ны, чем визу­аль­ные. Вслед­ствие лег­ко­сти их созда­ния, вер­баль­ные мемы полу­чи­ли более широ­кое распространение. 

Харак­тер­но исполь­зо­ва­ние одно­го сло­ва или выра­же­ния: в одном меме будет заклю­чать­ся кон­цен­три­ро­ван­ный семан­ти­че­ский сгу­сток. Напри­мер: вер­баль­ный мем «Кэп» – капи­тан оче­вид­ность, кото­рый широ­ко рас­про­стра­нен в интер­не­те, выра­жа­ет нега­тив­ное отно­ше­ние к субъ­ек­ту, выда­ю­ще­му оче­вид­ную информацию.

Дан­ный образ-ярлык исполь­зу­ет­ся интер­нет-поль­зо­ва­те­ля­ми не толь­ко в целях мар­ки­ров­ки собе­сед­ни­ка, но и для мани­пу­ля­ции отно­ше­ни­ем поль­зо­ва­те­лей к инфор­ма­ции: «кэпа в сту­дию!»

Визу­аль­ный мем «гра­фон» мож­но исполь­зо­вать для под­твер­жде­ния низ­кой эффек­тив­но­сти ком­плек­ту­ю­щих ком­пью­те­ра собе­сед­ни­ка, выра­жа­ю­щу­ю­ся в пло­хом каче­стве кар­тин­ки видео­иг­ры, а мож­но исполь­зо­вать и, наобо­рот – для кон­ста­та­ции фик­си­ро­ван­но­сти собе­сед­ни­ка на визу­аль­ном ряде и поверх­ност­ном отно­ше­нии к сути игры. Либо про­сто как при­вле­че­ние вни­ма­ния к пло­хо­му или хоро­ше­му каче­ству картинки.

Подоб­ные мемы появ­ля­ют­ся часто, но уга­са­ют вме­сте с акту­аль­но­стью инфор­ма­ции, в свя­зи с кото­рой заро­ди­лись, так как они не спо­соб­ны сами фор­ми­ро­вать акту­аль­ность, в отли­чие от визу­аль­но-вер­баль­ных мемов. Полез­ная функ­ция их заклю­ча­ет­ся в том, что­бы быть язы­ко­вым выра­же­ни­ем при­вер­жен­но­сти к груп­пе, табу­и­ро­ва­ния опре­де­лен­ных тем или спо­со­бов пода­чи информации.

Осо­бен­ность уни­фи­ка­ции вер­баль­ных мемов заклю­ча­ет­ся в их край­ней смыс­ло­вой пла­стич­но­сти. Вер­баль­ные мемы мень­ше эво­лю­ци­о­ни­ру­ют, посколь­ку актив­но исполь­зу­ют­ся сами­ми адре­са­та­ми. Изме­не­нию может под­ле­жать объ­ем семан­ти­че­ских бло­ков, охва­ты­ва­е­мых тек­сто­вым мемом. Вер­баль­но-визу­аль­ные мемы име­ют совер­шен­но иные свой­ства, так как спо­соб их воз­ник­но­ве­ния не спон­та­нен, а опре­де­ля­ет­ся авто­ром, кото­рый может внед­рять новые сооб­ще­ния и образы.

Инфор­ма­ци­он­ная сре­да, насы­щен­ная мема­ми, обла­да­ет спо­соб­но­стью к само­ор­га­ни­за­ции и содер­жат в себе каче­ства посло­виц и пого­во­рок, пере­да­ю­щих накоп­лен­ный соци­аль­ный опыт.

Таким обра­зом, мем в струк­ту­ре совре­мен­ной интер­нет-ком­му­ни­ка­ции игра­ет дво­я­кую роль: с одной сто­ро­ны, он явля­ет­ся инфор­ма­ци­он­ным про­дук­том потреб­ле­ния, с дру­гой – фор­ми­ру­ет потре­би­тель­скую культуру. 

Боль­шая часть интер­нет-поль­зо­ва­те­лей при­вы­ка­ет к реа­ли­за­ции потреб­но­стей через мем, и зада­ча авто­ра состо­ит в том, что­бы зало­жить ту семан­ти­ку, кото­рая будет отве­чать основ­ным потреб­но­стям, при­су­щим боль­шей части целе­вой аудитории.

Мем пред­став­ля­ет собою инфор­ма­ци­он­ный блок, кото­рый обла­да­ет сле­ду­ю­щи­ми харак­те­ри­сти­ка­ми: 1) полез­ная инфор­ма­ция; 2) инте­рес­ная инфор­ма­ция; 3) смеш­ная инфор­ма­ция; 4) акту­аль­ная инфор­ма­ция в нестан­дарт­ной обо­лоч­ке; 5) инфор­ма­ция, кото­рую не навязывают.  

На дан­ный момент соче­та­ние этих осо­бен­но­стей мема при­во­дит к ситу­а­ции, когда реци­пи­ент зна­чи­тель­ную часть вре­ме­ни в соци­аль­ных сетях тра­тит не на обще­ние, а на потреб­ле­ние инфор­ма­ци­он­ных про­дук­тов раз­вле­ка­тель­но­го харак­те­ра. Дан­ный про­цесс интен­сив­но раз­ви­ва­ет­ся бла­го­да­ря появ­ле­нию групп (сооб­ществ), кото­рые спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на рас­про­стра­не­нии раз­вле­ка­тель­ной инфор­ма­ции пре­иму­ще­ствен­но в фор­ме мемов.

В даль­ней­шем такая попу­ля­ри­за­ция мема при­во­дит к тому, что мемы ста­но­вят­ся обя­за­тель­ной чер­той ком­му­ни­ка­ции любо­го сооб­ще­ства, даже если оно направ­ле­но не на раз­вле­че­ние, а на инфор­ми­ро­ва­ние аудитории.

Мем высту­па­ет как систе­ма атри­бу­тов, пред­став­ля­ю­щих собой циф­ро­вой вари­ант соци­аль­ных сим­во­лов, исполь­зу­е­мых чело­ве­ком для невер­баль­ной сиг­на­ли­за­ции людям о сво­их каче­ствах и жела­ни­ях. Посколь­ку созда­вать мем для само­ре­пре­зен­та­ции доста­точ­но труд­но, реци­пи­ент начи­на­ет искать выгод­ные для него юмо­ри­сти­че­ские кон­струк­ции в груп­пах, у дру­гих поль­зо­ва­те­лей, что при­во­дит к дуб­ли­ро­ва­нию и вирус­но­му рас­про­стра­не­нию мемов.

Список литературы

  1. Афа­на­со­ва Н. В. «Наскаль­ный» текст Интер­не­та и его зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии орфо­гра­фи­че­ской гра­мот­но­сти школь­ни­ков // Казан­ский педа­го­ги­че­ский жур­нал. 2016. №2-1 (115). С. 137–140.
  2. Голо­ва­но­ва Е. И., Часов­ский Н. В. Интер­нет-мем как эле­мент визу­а­ли­за­ции в СМИ // Вест­ник Чел­ГУ. 2015. №5 (360). С. 135–141.
  3. Гороб­цо­ва И. В., Кисе­лё­ва Н. Ю. Рече­вой жанр интер­нет-мема в совре­мен­ном англо­языч­ном сете­вом про­стран­стве // Совре­мен­ные трен­ды раз­ви­тия социо­гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния: сбор­ник. 2014. С. 140–151.
  4. Гри­бо­вод Е. Г. Медиа­дис­курс // Дис­курс-Пи. 2013. №3. Элек­трон­ный ресурс. 
  5. Ефре­мов В. А. Кон­цеп­ту­аль­ное про­стран­ство как фраг­мент язы­ко­вой кар­ти­ны мира // Язы­ко­вая кар­ти­на мира. Лек­си­ка. Текст:  сб. науч. ст., посв. юб. проф.  Н. Е. Сули­мен­ко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Гер­це­на, 2009. С. 9–12.
  6. Зино­вье­ва Н. А. Воз­дей­ствие мемов на Интер­нет-поль­зо­ва­те­лей: типо­ло­гия Интер­нет-мемов // Вест­ник эко­но­ми­ки, пра­ва и социо­ло­гии. 2015. №1. С. 195–201.
  7. Мар­чен­ко Н. Г. Интер­нет-мем как хра­ни­ли­ще куль­тур­ных кодов сете­во­го сооб­ще­ства // Казан­ская нау­ка. 2013. №. 1. С. 113–115.
  8. Про­пп В. Я. Мор­фо­ло­гия вол­шеб­ной сказ­ки. М.: Лаби­ринт, 2001. 144 с.
  9. Раб­ки­на Н. В. Прин­цип мон­та­жа в кре­о­ли­за­ции медиа­со­бы­тий // Universum: фило­ло­гия и искус­ство­ве­де­ние. 2014. №2 (4).
  10. Тихо­ми­ро­ва М. С. Пере­клю­че­ние кодов в интер­нет-мемах как про­яв­ле­ние линг­во­кре­а­тив­но­сти // Вест­ник Чере­по­вец­ко­го гос. ун-та. 2017. № 5(80). C. 148–153.

Источ­ник: ART LOGOS. 2019. №2 (7).

Смот­ри­те также:

  • Вой­скун­ский А.Е. Раз­ви­тие рече­во­го обще­ния как резуль­тат при­ме­не­ния Интернета
  • Лей­бов Р.Г. Язык рису­ет Интернет
  • Хапа­ло­ва А.И. Слу­чаи исполь­зо­ва­ния эмод­зи в тек­сте на мате­ри­а­ле соци­аль­ной сети Instagram
  • Хапа­ло­ва А.И. Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние эмод­зи в тек­сте на мате­ри­а­ле соци­аль­ной сети Instagram

коммуникация социальные сети язык

Что такое мем? – Простое объяснение с примерами

Вы здесь: Главная / Полный список практических руководств для интернет-чайников / Интерактивный глоссарий: определение сети / Что такое мем? – Простое объяснение с примерами

Раскрытие информации: Ваша поддержка помогает сайту работать! Мы зарабатываем комиссионные за некоторые услуги, которые мы рекомендуем на этой странице. Узнать больше

Содержание

  • 1 Мем
  • 2 Часто задаваемые вопросы
    • 2.1 Чем интернет-мемы отличаются от оффлайн-мемов?
    • 2.2 Какие существуют основные типы интернет-мемов?
    • 2.3 Как распространяются мемы?
  • 3 Указатель глоссария

Мем

В Интернете мем — это действие или элемент медиа, который приобретает огромную популярность и неоднократно распространяется, как правило, через социальные сети.

Термин «мем» появился еще до Интернета. Первоначально он был придуман Ричардом Докинзом в его 1976 книга Эгоистичный ген , чтобы описать способ распространения идей в культуре.

Одной из определяющих особенностей интернет-мемов является то, что они имеют большее значение для представителей определенной культуры, чем для тех, кто не принадлежит к той же культуре. Возьмем, к примеру, интернет-мем Rickrolling. Пользователи, которые проводят много времени в Интернете и социальных сетях, сразу оценят юмор в этой классической игре-приманке. Однако пользователи, которые не являются частью этой культуры, могут сбить с толку все это явление. Точно так же популярность и коммерческий успех песни Friday Ребекки Блэк объяснимы только тогда, когда понятен ее вирусный статус интернет-мема.

См. также: Bait & Switch, Социальная сеть

Часто задаваемые вопросы

Чем интернет-мемы отличаются от офлайн-мемов?

Оффлайн мемы — это неосязаемые идеи. Однако в Интернете мемы обычно представляют собой визуальные элементы, такие как видео и изображения. Кроме того, мемы, как первоначально определил Ричард Докинз, имеют непреходящую ценность и передают элементы человеческой культуры, которые могут сохраняться веками. Однако интернет-мемы обычно имеют очень короткую продолжительность жизни и популярны всего несколько недель, месяцев или максимум год или два.

Какие существуют основные типы интернет-мемов?

Существует по крайней мере три основные категории интернет-мемов: мемы-изображения, мемы-активности и популярные медиа-мемы.

Мемы-изображения невероятно распространены и популярны в Интернете. Мем-изображение сочетает в себе текст, наложенный на изображение, которое повторно используется и выражает определенное отношение. Несколько распространенных мемов-образов включают «Не просто так», «Бэтмен шлепает Робина», «Самый интересный человек в мире», «Неудача Брайан» и «Успешный ребенок».

Видео- или фотографические свидетельства определенного действия или деятельности также являются распространенной формой интернет-мема. Примеры этого конкретного типа мемов включают в себя Harlem Shake, вызов ведерка со льдом ALS и доски.

Некоторые мемы — это просто медиа-контент, который становится вирусным и распространяется через социальные сети. Довольно часто мем, которым делятся таким образом, распространяется из соображений комедийной, а не художественной ценности. Примеры вирусного контента, получившего статус мема, включают What Does the Fox Say, Drake Tennis Champ и Gagnam Style.

Как распространяются мемы?

По большей части мемы распространяются в социальных сетях. Что происходит, так это то, что определенный фрагмент контента будет использоваться небольшой группой, связи этой группы в социальных сетях будут имитировать исходную группу и делиться контентом со своей собственной сетью. Со временем самые популярные мемы могут охватить огромную аудиторию. Например, видео Gangnam Style от Psy было просмотрено более 2 миллиардов раз на YouTube. Однако большинство мемов достигают гораздо более скромных результатов.

Глоссарий Указатель

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Интернет-мем | The IT Law Wiki

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 Обзор
  • 3 Типы и использование
    • 3.1 Самореклама
    • 3.2 Случайная знаменитость
    • 3.3 Городские слухи и мистификации
    • 3.4 Реклама и маркетинг
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

Определение[]

Термин Интернет-мем, (произносится как meem ) используется для описания концепции, которая быстро распространяется через Интернет. [1]

Обзор[]

Этот термин относится к концепции мемов, хотя эта концепция относится к гораздо более широкой категории культурной информации.

В своей основе интернет-мем — это просто распространение цифрового файла или гиперссылки от одного человека к другому с использованием методов, доступных через Интернет (например, электронная почта, блоги, сайты социальных сетей, обмен мгновенными сообщениями и т. д.). Контент часто состоит из поговорки или шутки, слуха, измененного или исходного изображения, полного веб-сайта, видеоклипа или анимации, оригинальной новости и многих других возможностей. Проще говоря, интернет-мем — это внутренняя шутка, в которую вовлечено большое количество пользователей Интернета. Интернет-мем может оставаться неизменным или развиваться с течением времени, случайно или посредством комментариев, подражаний и пародийных версий, или даже путем сбора новостных сообщений о себе.

Интернет-мемы имеют тенденцию развиваться и распространяться очень быстро, иногда приобретая и теряя популярность всего за несколько дней. Они распространяются органично, добровольно и в одноранговой сети, а не по принуждению, заранее определенному пути или полностью автоматизированными средствами.

Термин может относиться к содержимому, которое распространяется от пользователя к пользователю, к идее, лежащей в основе этого содержимого, или к явлению его распространения. Интернет-мемы рассматривались как форма искусства. [2]

Типы и применение[]

Самореклама[]

Одна из распространенных форм интернет-мема создается, когда человек, компания, продукт, музыкальная группа и т.п. продвигаются в Интернете из-за их поп-культурной ценности. Сайты тщеславия, например, являются одними из первых признанных интернет-мемов.

Непреднамеренная знаменитость[]

Часто человек или компания становятся печально известными (или даже известными) благодаря позорному видео, электронному письму или другому действию.

Городские слухи и розыгрыши[]

Многие интернет-мемы представляют собой городские легенды, мошеннические схемы, клевету или ложные новости, которые либо преднамеренно подбрасываются, чтобы Интернет. Относительно распространенным примером является предсказание конца света в 2012 году. Также распространено создание поддельных списков «для продажи» на таких сайтах, как Craigslist или eBay, только для того, чтобы развлечь людей. Другие веб-сайты собирают списки таких розыгрышей или предлагают услуги, с помощью которых пользователи могут проверять популярные утверждения, которые они находят в Интернете, чтобы определить их источник и правдивость.

Реклама и маркетинг[]

Специалисты по связям с общественностью, рекламе и маркетингу используют интернет-мемы как форму вирусного маркетинга для создания маркетингового шума для своего продукта или услуги. Интернет-мемы считаются экономически эффективными и из-за их (иногда застенчивой) причудливости способом создать образ умного или модного человека. Маркетологи, например, используют интернет-мемы, чтобы вызвать интерес к фильмам, которые в противном случае не получили бы положительной рекламы среди критиков. Политические деятели используют интернет-мемы для формирования общественного мнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть
Menu