Мемы в интернете: опыт деконструкции
Максим Кронгауз,
доктор филологических наук
«Наука и жизнь» №11, 2012
Представить себе сегодня коммуникацию без мемов невозможно, особенно в интернете. Они постоянно выскакивают, как чёртик из табакерки, захватывают коммуникативное пространство, нагло и агрессивно, а потом как-то незаметно исчезают. Что это такое и по каким правилам они живут, мало кто понимает, хотя есть люди, которые пытаются создавать мемы, и иногда это у них даже получается.
Термин meme ввёл в 1976 году английский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз в книге «The Selfish Gene» (русский перевод опубликован в 1993 году под названием «Эгоистичный ген»). Интересно, что в русском переводе термин фигурировал как мим, что соответствует правилам практической транскрипции слов английского языка. Но в таком виде термин не прижился, а закрепился как мем. Так же как и ген, мем — единица хранения и передачи информации, но только в сфере культуры.
У термина «мем» есть и конкуренты, например термин «медиавирус» (англ. media virus), введённый специалистом в области медиа Дугласом Рашкоффом (Douglas Rushkoff) в 1994 году в книге «Media Virus! Hidden Agendas in Popular Culture». Медиавирусами Рашкофф называет такие медиасобытия, которые вызывают настоящие социальные перемены.
Понятно, что медиавирус отличается от интернет-мема и масштабностью (социальные перемены!), и каналом распространения (медиа!), но уж больно привлекательна идея заражения. Я бы даже прямо говорил о заразе или, для благозвучия, о культурной заразе.Хотя понятие интернет-мема и восходит к мему Докинза, но всё же значительно отличается от него. Под интернет-мемом подразумевается любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т. п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях. Таким образом, для интернет-мема главную роль играет популярность (что можно сравнить с плодовитостью по Докинзу), а также коммуникативная экспансия. В этом смысле ни теория Дарвина, ни рецепт супа интернет-мемами не являются, хотя эта информация тоже передаётся и хранится в интернете.
Интернет-мем стремится не к точному воспроизведению, а, скорее, к искажению или по крайней мере к новым контекстам в широком смысле этого слова. Появление их часто неожиданно, а порой бессмысленно и абсурдно. Жизнь интернет-мема, особенно в начале его пути, не рутинна, а, напротив, постоянно креативна. Интернет-мем популярнее своего научного источника (авторства Докинза) и часто смешивается с ним хотя бы потому, что ради простоты и экономии в этом слове отбрасывается первая часть (интернет-), и внешнее совпадение становится полным. Я буду поступать так же — писать просто мем, но в дальнейшем имеются в виду исключительно интернет-мемы.
И, к слову, когда интернета ещё не было, мемы существовали. Лингвисты и филологи называли их речевыми клише, крылатыми фразами и даже паремиями.
Один из самых популярных мемов рунета конечно же «Превед Медвед», который представляет собой изменённый рисунок американского художника Джона Лури. Изменение состояло в том, что на американской картинке медведь произносил «
Surprise!», а на нашей «Превед!». Картина, которая в оригинале называлась «Bear Surprise», почти сразу получила название «Превед Медвед». Она появилась на сайте dirty.ru, а затем начала воспроизводиться на других сайтах и в блогах. Однако речь шла не столько о копировании, сколько об искажении начальной информации. Аналогичный медведь мог произносить уже не Превед!, а что-то другое. Либо, наоборот, слово превед произносил уже не медвед, а кто-то другой. Источник перестал играть какую бы то ни было роль, о нём либо вовсе не знали, либо уже не помнили, что совершенно не мешало распространению оборота. Особенно легко и независимо гулял по рунетуА вот ещё один популярный мем рунета, потрясший всех стартовой скоростью распространения: йа криветко. Своё начало он ведёт от записи номер 104 726 на сайте bash.org.ru, сделанной 9 февраля 2007 года:
DreamMaker: Да…конечно лекция по физике у нашего препода довольно увлекательное и серьёзное мероприятие. ….Но когда перед тобой на парте красуется надпись : «ЙА КРИВЕТКО!»……
Сайт bash.org.ru (ныне bash.im), так называемый цитатник рунета, публикует забавные цитаты, встретившиеся в интернете и в жизни, а также короткие истории. Он очень популярен в рунете и дважды (в 2008 и 2010 годах) получал премию РОТОР как юмористический сайт, но это всё равно не объясняет сумасшедшую популярность мема. После первого появления
йа криветко прошло менее получаса до первого поста в блогосфере, и в тот же день в «Живом журнале» было создано сообщество ya_krivetko. В интернете появились фотографии университетских парт с этой надписью, впрочем, и сама надпись, и, естественно, фотографии были сделаны позже. Всплеск популярности мема приходится на 2007–2008 годы, а со второй половины 2009 года начинается спад. И всё равно его известности можно только поражаться. Своего рода гимном мема йа криветко стала переделка песни группы Кипелов (слова Валерия Кипелова и Маргариты Пушкиной), точнее — её припева. На олбанском (нарочито неправильное написание слов) это «звучало» так:Йа криветко, словно птицо в нибисах
Йа криветко, йа забыл што
значед страхЙа криветко, с дикем ветрам наравне
Йа криветко! Наиву, а нивасне!
В интернете встречаются различные варианты написания мема: оригинальный — йа криветко, другие — йа креветко, йа криведко и самый распространённый — йа креведко. Йа криветко породил и множество подражаний: йа катлетко, йа табуретко, йа нимфетко, йа касманафтко, что в свою очередь привело к распространению и популярности устойчивого суффикса плюс окончания слов —ко. Наряду с суффиксом —ег (мальчег, участнег и т. п.) этот суффикс стал яркой приметой олбанского языка.
Вообще, смысловая функция у мемов может быть ослаблена и размыта. Мем Превед Медвед появился как символ некоего неприятного сюрприза, застающего нас в самое неподходящее время, но затем это значение размылось, и в приветствии превед его уже нельзя обнаружить.
Первоначальный смысл выражения йа криветко состоял, по-видимому, в самоуничижении, признании себя ничтожной криветкой и, возможно, выпадении из действительности. Иначе говоря, на эту фразу проецировалось состояние студента, слушающего лекцию по физике, но ничего не понимающего и находящегося вне этой реальности.В том случае, если смысл более или менее устойчив, он определяет и типы контекстов и ситуаций, в которых мем используется. Скажем, чувствуете вы растерянность или потерянность, тут и уместно произнести или написать Йа криветко, продемонстрировав и свои чувства, и знание интернет-фольклора. А вот на пике популярности мем ведёт себя иначе, он используется в неподходящих ситуациях, с разнообразными картинками и т. д. Здесь действительно приходится говорить об экспансии мема в новые контексты и ситуации и особой креативной зоне, в которой мем находится в начале своего пути, на подъёме популярности. Вот, например, в песне Кипелова замена слов
Это всё относится к мемам, распространяющимся спонтанно и самопроизвольно. Но существуют группы людей, которые целенаправленно занимаются придумыванием и популяризацией мемов. В рунете такими лабораториями, разрабатывающими и запускающими мемы, считаются упомянутый сайт dirty.ru, скандально отколовшийся от него Лепрозорий, а также Упячка. Редкие случаи удачи имеют место, но, как правило, всенародной популярности такие мемы не достигают, а довольствуются известностью в узком кругу, в отдельном сообществе. Даже
Превед Медвед едва ли можно считать спланированной акцией. Скорее, это случайность, своим успехом обязанная целому ряду обстоятельств.Кажется, что причины популярности двух известных мемов рунета не разгадать. Но более понятные примеры могут пролить свет и на медведа, и на криветко.
Рассмотрим для примера фразу, история которой прослеживается довольно легко: Мопед не мой, я просто разместил объяву. Мем возник в 2006 году в очень неудачном месте: на форуме одного из украинских сайтов, посвящённых мотоциклам и другим двухколёсным транспортным средствам. Из имён участников переписки (привожу фрагмент) я сохранил только ник невольного создателя мема некоего Димаки (Dimaka).
HTTP://MOTO.KIEV.UA/FORUM/
Dimaka: Suzuki GSF-S600 2000г.в. 3100у.е. с документами! хорошее состояние!
А где находится?
Dimaka: Запорожская обл.
Затем Димака приводит номера телефонов и получает следующую реплику.
почему трубу не подымаеш?
Dimaka: Моторолер не мой!!! Я просто разместил ОБЪЯВУ!
Dimaka: Моторолер не мой!!! Я просто разместил ОБЪЯВУ!
Повтор сообщения Димаки объясняется какой-то ошибкой, по-видимому, в системе, но вызывает бурную реакцию.
Моторолер не твой!!! Ты просто разместил ОБЪЯВУ!
Моторолер не твой!!! Ты просто разместил ОБЪЯВУ!
и припев (два раза)
Моторолер не твой!!! Ты просто разместил ОБЪЯВУ!
Моторолер не твой!!! Ты просто разместил ОБЪЯВУ!
Моторолер не его!!! Он просто разместил ОБЪЯВУ!
Не его! Не его!
а где тот чей моторолер объяву которого разместил не ты?
Моторолер разместил ОБЪЯВУ?
И так далее и тому подобное.
Согласитесь, что всё это похоже на пьесу в стихах, чьё весёлое многоголосье на разные лады повторяет, иногда искажая, одну и ту же фразу. Не хватало одного штриха: мотороллер заменили на мопед — и получился классический шестистопный ямб.
Попробую провести деконструкцию мема, по крайней мере его начальной стадии, когда мем только формируется, но всё-таки ещё не существует. Для этого он должен начать распространяться вне первого диалога и желательно вне данного сайта.
Первое. Отмечу нелепость фразы. Подозреваю, что важны именно необычность, выпадение из привычного ряда реплик. Нелепость выступает тут как некая разновидность необычности, над которой к тому же хочется поиздеваться, то есть поговорить об этом. Таким образом, нелепость провоцирует что-то вроде обсуждения, пародирования или хотя бы повторения. А в чём же нелепость фразы? В том, что человек публикует подробное объявление о продаже, а потом отказывается отвечать на вопросы, с этим связанные.
Второе. Очень важен повтор фразы на разные лады. Отчасти его провоцирует случайный повтор сообщения самого автора. Он добавляет абсурдности и провоцирует пародирование. Повтор закрепляет фразу в памяти, появляется желание рассказать её ещё кому-то. Важно также, что это не тупой повтор, а игровой, именно он вызывает желание его продолжать.
Третье. Важно ещё фонетическое и интонационное устройство фразы. Мы знаем, что стихи запоминаются лучше прозы. Идея стиха или мелодии возникает почти сразу: в одной из реплик содержатся слова припев (два раза). Неслучайна и позднейшая замена мотороллера на мопед, придающая фразе классический стихотворный размер.
Значение мема в этой коммуникативной ситуации сформировалось естественным образом, и его употребляет либо человек, желающий уйти от ответственности и показать, что он ни при чём, либо тот, кто обращается к такому человеку.
Итак, фраза должна сначала зацепить, затем в неё надо поиграть, повторяя на разные лады. Повтор должен быть ритмически организованным. После этого потенциальный мем готов и может начать размножение на других сайтах.
В той или иной степени эти моменты характерны и для других мемов. Выражение йа криветко тоже поражает своей нелепостью. И говорящего медведя с поднятыми вверх по-человечески лапами, который приветствует влюблённых, не назовёшь обычным. И в меме йа криветко, и в меме Превед Медвед можно усмотреть зачатки поэтичности. Выражения, конечно, очень кóротки, но вполне укладываются в двухстопный хорей и ямб соответственно. А превед ещё и рифмуется с медвед (собственно, медведь, по-видимому, поэтому и стал медведом).
Кстати, о стихах. Вот ещё один менее известный мем, обязанный своей жизнью поэзии.
В 2006 году в одном из блогов появился такой текст (орфография сохранена):
Поэты! Это вам!
Слушайте, может быть забацать типа дружеского конкурса? Тут на форумный лист, куда обычно шлют запросы на пароль или там на обиду пожалиться, пришло замечательное письмо:«Меня интерисуют только мыши
их стоимость и где преобрести»Кто возьмётся написать Стихотворение Возвышенное, где эти строки были бы либо рефреном, либо последними? Орфографию оригинала сохранять по желанию :)))
Тут же в комментариях прошёл импровизированный конкурс поэзии, перекочевавший и на другие сайты, и мем, пусть не слишком громкий, состоялся. И не важно, существовал ли наивный автор письма, случайно заговоривший стихами, или его придумал блогер. То есть важно, конечно, но мы этого никогда не узнаем.
Интересно, что мем не получил чёткого значения, а ассоциируется с неуместностью в самом широком смысле слова.
В интернете много всяких загадок, но есть загадки вызывающие, таковы, например, британские учёные. Если исходить из здравого смысла, британские учёные никак не должны быть мемом или медиавирусом. Во-первых, они существуют. Во-вторых, они вполне нормальные люди, не хуже и не лучше других учёных. Выделять их из мирового сообщества учёных нет особых причин.
Однако если судить по интернету, то они выделяются очень сильно и, увы, не в лучшую сторону. Давайте разберёмся. Всем время от времени попадаются статьи такого содержания:
Британские учёные создали светящееся дерево. Ими были встроены в генотип растений отвечающие за флуоресцентное свечение светлячков и морских бактерий структуры.
Или:
Британские учёные разработали математическую формулу изготовления идеального тоста, описывающую необходимую для оптимального вкуса температуру хлеба и масла, а также ряд других параметров.
И подобная чушь.
Проведём маленький лингвистический эксперимент.
В русском языке прилагательное английский обычно используется как синоним прилагательного британский (если нам специально не нужно противопоставить «английское» «шотландскому», «валлийскому» и т. д.). Причём первое, пожалуй, используется немного чаще. Если мы посмотрим на статистику в разных поисковых системах, то увидим, что по-русски чаще говорят английский писатель, чем британский писатель, но британский политик чаще, чем английский политик, и это легко объяснить, потому что писатель больше связан с английским языком, а политик — с государством, которое называется Великобританией.
Для остальных слов типа певец, актёр, врач и т. п. возможны незначительные колебания в пользу сочетаемости с тем или другим прилагательным.
И только в случае с британскими учёными по сравнению с английскими разрыв огромен. И тут есть ещё одна хитрость. В интернете пишут британские учёные (во множественном числе) во много раз чаще, чем английские учёные, а вот в единственном числе уже чаще встречается английский учёный, чем британский учёный. Как вы думаете: с чего бы это?
Можно предположить следующее: существуют учёные, которые родились или живут в Великобритании, и мы их в соответствии с традицией нашего языка называем то английскими, то британскими (может быть, немного чаще английскими). Вот, например, Чарльз Дарвин, английский учёный. Или из современных — Стивен Хокинг, тоже английский учёный. Но если захочется, про них можно сказать и британские.
Кроме английских (британских) учёных есть ещё британские, и только британские, учёные. Они нерасчленимы на личности, всегда действуют вместе и открывают всякую чушь. Они — фольклорный персонаж рунета.
Это подтверждается и всевозможными справочными («несерьёзными») источниками. Статьи о них есть в таких энциклопедиях, как Луркоморье и Абсурдопедия, и в Антологии сетевого фольклора, но нет, например, в Википедии.
В Антологии, в частности, написано:
Британские учёные — многочисленная и загадочная каста людей, которые, судя по поисковикам, постоянно занимаются какими-то удивительными глупостями.
Эту же идею выдвигает и Луркоморье, интернет-энциклопедия интернет-фольклора и Абсурдопедия, где перечисляются достижения британских учёных:
- выяснили, что люди начинают лгать с шестимесячного возраста;
- опровергли давно сложившийся стереотип, что мыши любят сыр;
- выяснили, что девять из десяти лондонских божьих коровок болеют грибковым венерическим заболеванием;
- придумали нелипнущую жвачку;
- разработали вакцину от всех болезней;
- доказали шотландское происхождение Михаила Лермонтова;
- разработали идеальный сэндвич;
- (и в качестве кульминации) установили, что британские учёные самые умные.
Принципиально, что подавляющее большинство открытий, приписываемых британским учёным, более или менее соответствуют действительности. Шутки и розыгрыши отбросим в сторону. Иначе говоря, факт исследования, как правило, имел место. А вот дальше начинаются странности, передёргивания и натяжки. Основная чушь (или мягче — неожиданность) сосредоточена в формулировке (часто это название заметки в русскоязычном СМИ).
Самое вроде бы вопиющее — британские учёные установили, что британские учёные самые умные — тоже не является бессмысленной фантазией. Установление «ума британских учёных» оказывается всего лишь статистическим исследованием продуктивности учёных разных стран.
Британские учёные — персонаж интернет-фольклора, причём именно русского. И заметка в интернете, которая начинается словами британские учёные должна быть абсурдной, иначе она обманет ожидания читателя. Британские учёные — подобие медиавируса, но только особого, странного, опирающегося на реальность, притворяющегося реальностью, но искажающего её.
Мемы-персонажи в интернете встречаются, и тут я хотел бы провести аналогию с фальшивыми фотографиями, которые умельцы изготавливают с помощью так называемых фотожаб. Вот два известных неизвестных персонажа — Чумазик и Свидетель из Фрязино. Некий человек странного вида с перепачканным лицом оказался в кадре во время телерепортажа, а затем его лицо стало помещаться на многочисленных фотографиях, в частности с известными людьми или вместо них. Вот он с Джорджем Бушем и Кондолизой Райс. А вот он с Хиллари Клинтон вместо Билла (лицо Билла Клинтона заменено с помощью фотожабы). Это Чумазик. А вот Свидетель из Фрязино появился на свадебной фотографии в белоснежных спортивных штанах, этим запомнился и стал постоянным свидетелем в самых неожиданных местах. Скажу только, что он даже заменил другой мем, а именно медведа на картинке Джона Лури. Очевидно, что зарождение мемов Чумазика и Свидетеля из Фрязино связано с уже обсуждавшимся критерием: нелепостью, необычностью, выпадением из привычного ряда.
Зарождение британских учёных нам, к сожалению, неизвестно, но функционируют они похоже, появляются в серьёзных ситуациях и делают их описание смешным и абсурдным.
После всего сказанного нужно подвести итог. И сами интернет-мемы, и их жизни очень непохожи друг на друга. Но, по-видимому, они проживают четыре общие стадии:
- Создание мема и первоначальная реакция.
Это происходит в одном месте, на сайте, форуме или в блоге, где возникает странная, абсурдная, порой поэтическая фраза, которая вызывает живое обсуждение. - Распространение мема.
Далее фраза перемещается на другие площадки, причём начинает пробовать новые контексты и ситуации. Этот период я бы назвал креативной зоной, потому что мем видоизменяется, стараясь захватить побольше коммуникативного пространства. Это время коммуникативной экспансии. - Использование мема.
Дальше наступает период стабильности — самая необязательная, но тем не менее важная фаза, потому что она оставляет мему выбор (см. пункт 4). Мем теряет энергию, но по инерции продолжает использоваться и тем самым существовать. - Угасание мема или изменение статуса.
Он исчезает, потому что перестаёт быть интересен, — мода всегда преходяща — или сохраняется, но перестаёт быть мемом, входит в плоть языка или коммуникации. И мы даже не ощущаем, что это был мем. Хотите пример? Пожалуйста. Смайлик. Не верите, что это мем? Ну так это только доказывает мою правоту.
Иллюстрации Ярослава Кудлача
Ягодкина М.В. Мемы в интернет-коммуникации
На современном этапе развития медиасферы, в том числе интернет-СМИ, появляются новые требования аудитории к подаче информации, что, в свою очередь, вызывает закономерные изменения. В первую очередь это связано с повышением визуального контента и специфических креолизованных элементов интернет-коммуникации – мемов.
Креолизованный текст представляет собою соединение двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной, принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык. Интернет-мем может быть определён как креолизованный вирусный знак, распространяющийся от одного интернет-пользователя к другому.
В силу интенсивного технического развития современного мира коммуникация часто стала определяться свойствами проводника сообщения. Так, вербальный мем, затрачивая минимум времени, может создать каждый интернет-пользователь. В то время как визуально-текстовый вариант потребует для создания больше усилий, что серьёзно сказывается на количестве авторов данной продукции. Это приводит к пассивному потреблению мемов большинством пользователей интернета.
В современных социальных сетях, благодаря визуальным характеристикам, способами выражения эмоций в текстово-визуальном варианте формируются и структурные качества коммуникации.
Сама необходимость текстового, а не устного выражения собственной мысли в динамичной системе, которая подразумевает диалогичную коммуникацию, предполагает короткое сообщение, максимально насыщенное экспрессией.
Первостепенным фактором популяризации ресурса становится оптимизация и упрощение выражения смысла с использованием как текстового, так и визуального, и аудиального рядов, с уклоном на максимальную реализацию актуальных потребностей.
Важной особенностью социальной сети можно признать опосредованный эффект устного диалога при общении, хотя коммуникация и происходит в письменной форме. Данный эффект достигается благодаря тому, что вектор развития социальной сети идет по пути упрощения выражения смысла и увеличения способов выражения эмоции.
Являясь текстовым сообщением, пост на форуме (комментарий, мем или запись на стене в ВКонтакте) содержит в себе такие свойства письменной коммуникации, как легкая встраиваемость в инвариант реальности и способ выражения мысли.
Мем – это информационный комплекс, насыщенный экспрессией, формирующий социальную среду, передаваемый, в основном, посредством социальных сетей.
Если адресат видит мем, в содержании которого выражается преувеличенная эмоциональная реакция в определённой жизненной ситуации, характерная для конкретной группы, и реципиент принадлежит к данной группе, то впоследствии при появлении подобной ситуации высока вероятность либо воспроизведения данного шаблона, либо фиксации внимания собеседников на воспоминании просмотренного мема и желании его воспроизвести.
Главным отличием мема от других способов репрезентации информации в интернете является обыгрывание эффекта массовости как в форме подчеркивания глобальности какого-либо процесса (с последующей его положительной или отрицательной оценкой), так и в указании на собственную принадлежность к чему-либо.
Данная особенность прослеживается и в ситуации, где обыгрывается противостояние каких-либо объектов. Так, набирающий популярность мем-конструкт «<…> – делится на два типа, <…> – нет, на три» обыгрывает наличие у реципиента того, что разрывает данную классификацию и встраивает в неё третий объект. Тем самым реализуется чувство значительности и индивидуальности человека, ведь он благодаря наличию некого предмета или качества может изменить некие правила, но одновременно и удовлетворяет чувство сплоченности, ибо он принадлежит к тем, чье качество становится популярным в интернете. Например: «Люди делятся на два типа», – дальше демонстрируется картинка стационарных компьютеров и ноутбуков, следующий кадр под заголовком «Нет, на три» показывает довольного человечка, идущего с айпадом в руках.
Основным качеством мема может быть признано то, что он обладает юмористической направленностью подчеркивания особенностей человеческого взаимодействия. Культура мемов имеет много общего с культурой анекдотов, афоризмов и поговорок, но синтезирует их в один комплекс.
Можно говорить, что мем имитирует коммуникацию, создает ее иллюзию. Мем направлен на комическое переосмысление действительности, вследствие чего реципиент будет воспринимать и фиксировать внимание на тех мемах, которые актуальны относительно к личностным характеристикам, что приводит к иллюзии двухсторонней коммуникации. В практическом отношении благодаря этому эффекту появляется возможность внедрить идею или образ, совместно с важным для реципиента сообщением.
Хотя мем и направлен на реализацию чувства коллективности, он всегда монологичен: человек не может вступить в диалог с автором сообщения. Анекдотичность, эмоциональность и массовость идеи приводят к тому, что основная часть реципиентов скорее согласится с сообщением, чем попытается его оспорить.
То есть благодаря ореолу массовости, развлекательности и приближенности к желаниям адресата мем не воспринимается как мнение одного автора – мем становится отражением мнения подавляющего большинства пользователей. В связи с отсутствием диалога мем либо пропускается, либо воспринимается и впоследствии распространяется самим реципиентом.
Однако, даже при пропуске мема реципиент подсознательно усваивает важность для какой-либо определённой группы той информации, которая не соответствовала его собственным желаниям. При интенсивном дальнейшем распространении этой не принятой реципиентом информации развивается стремление заинтересоваться данным аспектом со стороны не принявшего, либо создается контрмем, главной задачей которого является обличение недостатков носителей того, что обыгрывается в противоположном меме. За этим следует коллективизация оппонентов мема.
При условии достаточной распространенности противонаправленных мемов основная часть интернет-пользователей автоматически распределяется по разным полюсам, как только воспримет мем-сообщение. Этому помогают споры носителей противоположных мнений в комментариях к сообщениям в группах социальных сетей.
Благодаря свободе от санкций при коммуникации в виртуальной среде общение в социальных сетях отличается от устного, так как становится полем для удовлетворения многих подавленных в константной реальности стремлений.
Наиболее распространенным подавленным инстинктом, реализуемым в социальных сетях, является вербальная агрессия. Основная часть объемных обсуждений в комментариях неизбежно трансформируется в спор носителей двух или трех точек зрения на проблему.
В среде мемов текстовые варианты имеют более выраженное свойство маркировки другого пользователя в целях удовлетворения агрессии, чем визуально-текстовые.
Такие мемы, как «петросян», «кэп», «гений», «школоло», «троллфейс», «графон», «ванилька» и многие другие, в процессе использования позволяют заклеймить оппонента в качестве носителя негативно оцениваемых характеристик и, в противоположность этому, самоутвердиться как человеку, не имеющему подобных недостатков – мем автоматически сплачивает людей в оппозицию определенной социальной микрогруппе.
С учетом того, что подобные мемы наиболее популярны в социальных сетях, можно говорить и о специфике коммуникации в них. Генезис этой особенности заключается в том, что большая часть активных пользователей, например, такой сети, как «ВКонтакте» – совокупность наиболее активных и амбициозных социальных групп, находящихся в ситуации постоянной адаптации. Не говоря уже о подростках и студентах, когда самовыражение и противопоставление себя миру является естественным этапом развития личности, что и находит своё отражение в виртуальной коммуникации.
Выживаемость и распространяемость мема определяется следующими параметрами: крайняя простота, легкость в создании, компенсаторность потребностей целевой аудитории, атрибутивность (способность с помощью мема маркировать себя и других), актуальность затрагиваемой проблемы. С учетом анализа данных характеристик мемов можно прийти к выводу, что приоритетным качеством создаваемого мема должна быть актуальность.
Виртуальная реальность, формируемая в интернете, обладает специфическими свойствами: порождённостью, актуальностью, автономностью, интерактивностью. Многие мемы отражают определенный коммуникативный тип, но не могут пластично подстроиться под меняющиеся интересы. Если созданный мем стал популярным и закрепился в виртуальной среде, то впоследствии он сам может формировать способ реализации актуальных потребностей или подавлять одни и усиливать другие стремления.
Возникнув в процессе самоорганизации коммуникации в социальных сетях, мемы являются, прежде всего, продуктом, созданным самими интернет-пользователями. То есть пользователями, удовлетворяющими с помощью мема как свои внутренние потребности, так и достигающими желаемой коммуникативной реакции от собеседника.
Мем как продукт интернет-коммуникации обладает устойчивостью, благодаря реализации ряда коммуникативных функций.
1. Функция информирования
Благодаря мемам у интернет-пользователя создается ощущение постоянного нахождения в центре событий, самостоятельного участия в формировании мнений и настроений. Также благодаря мемам передается огромное количество информации о появлении и трансформировании социальных интересов.
В социальных сетях мем становится главным маркером широкой включенности пользователей в какой-либо процесс, поэтому можно говорить о мемах как основном способе передачи информации в социальных сетях.
2. Функция коллективизации
Основной импликатурой мема является коллективизация, мем выступает как компенсатор отчужденности пользователя и основной способ нахождения других сотоварищей по интересам. Поскольку структура социальной сети подразумевает возможность завязывания новых контактов множеством путей, то именно мем способен быстро дать человеку ощущение своей принадлежности к группе и на его основе полноценно вступить в виртуальную коммуникацию.
Посетитель странички другого пользователя может мгновенно оценить спектр интересов хозяина странички и понять, стоит заводить знакомство или нет. При помощи мема можно влиять на переписку, показывая родство с собеседником или наоборот негативно маркируя его. Тем более, что с учетом ореола массовости мнения, представленного в меме, реципиент апеллирует якобы к общепринятому мнению и ценностям.
3. Функция индивидуализации
Хотя основой функционирования мема и может считаться коллективизация, она невозможна без символов и атрибутов отличия данной группы от других. Отличия, которое делает каждого пользователя исключительным, в чем-то возвышающимся над другими.
Наглядной иллюстрацией мема, реализующего целый комплекс психических потребностей, является тема непонимания математики. Например, мем, где композиция разделена на четыре кадра, в первом написано «2+2=4» с подписью «математика», на втором кадре изображена более сложная формула с вычислением пропорций, с подписью «что ты делаешь!», в третьем кадре представлена функция и подпись «АХАХА», отражающая истерический смех от осознания полного непонимания данной формулы; в последнем кадре изображена доска с большим количеством сложных формул и подпись «прекрати!».
Данный мем направлен на оправдание трудностей, связанных с изучением математики, и поиск пользователей с подобной проблемой. Одновременно с этим, в совокупности всех функций заключается эффект, когда подобным образом реципиент ощущает свою индивидуальность, так как подсознательно понимает, что тем самым привлекает к себе внимание, а его мнение будет одобрено и поддержано.
Необходимо подчеркнуть особенность мемов, связанную с тем, что реципиент подсознательно знает: мем, вывешенный на стене вне зависимости от содержания, будет иметь эффект – оценку и связь приятных эмоций с пользователем странички. Поэтому любой мем, выкладываемый пользователем, автоматически реализует потребность в индивидуализации, даже если он на первый взгляд изобличает недостатки пользователя. Особенно если данные недостатки характерны для его друзей в социальных сетях.
4.
Функция компенсаторностиКомпенсаторность мема заключается в использовании технологий: возвеличивание адресата, манипуляции с чувством коллективизма, обращение к инстинктам, иллюзии возможности сделать мем самостоятельно.
Мем, являясь комплексным вариантом репрезентации смысла, тем не менее может существовать в трех основных вариантах: визуальном, вербальном и вербально-визуальном. Все они на базовом уровне подчиняются одинаковым законам и реализуют сходные стремления. Детально останавливаясь на текстовых и визуальных мемах, можно выделить специфические особенности их семантической структуры.
Вербально-визуальные мемы являются самыми распространенными и популярными типами мемов, в данном варианте присутствует бесчисленное множество разных направлений. Вербальные мемы, как правило, намного проще и более унифицированы, чем визуальные. Вследствие легкости их создания, вербальные мемы получили более широкое распространение.
Характерно использование одного слова или выражения: в одном меме будет заключаться концентрированный семантический сгусток. Например: вербальный мем «Кэп» – капитан очевидность, который широко распространен в интернете, выражает негативное отношение к субъекту, выдающему очевидную информацию.
Данный образ-ярлык используется интернет-пользователями не только в целях маркировки собеседника, но и для манипуляции отношением пользователей к информации: «кэпа в студию!»
Визуальный мем «графон» можно использовать для подтверждения низкой эффективности комплектующих компьютера собеседника, выражающуюся в плохом качестве картинки видеоигры, а можно использовать и, наоборот – для констатации фиксированности собеседника на визуальном ряде и поверхностном отношении к сути игры. Либо просто как привлечение внимания к плохому или хорошему качеству картинки.
Подобные мемы появляются часто, но угасают вместе с актуальностью информации, в связи с которой зародились, так как они не способны сами формировать актуальность, в отличие от визуально-вербальных мемов. Полезная функция их заключается в том, чтобы быть языковым выражением приверженности к группе, табуирования определенных тем или способов подачи информации.
Особенность унификации вербальных мемов заключается в их крайней смысловой пластичности. Вербальные мемы меньше эволюционируют, поскольку активно используются самими адресатами. Изменению может подлежать объем семантических блоков, охватываемых текстовым мемом. Вербально-визуальные мемы имеют совершенно иные свойства, так как способ их возникновения не спонтанен, а определяется автором, который может внедрять новые сообщения и образы.
Информационная среда, насыщенная мемами, обладает способностью к самоорганизации и содержат в себе качества пословиц и поговорок, передающих накопленный социальный опыт.
Таким образом, мем в структуре современной интернет-коммуникации играет двоякую роль: с одной стороны, он является информационным продуктом потребления, с другой – формирует потребительскую культуру.
Большая часть интернет-пользователей привыкает к реализации потребностей через мем, и задача автора состоит в том, чтобы заложить ту семантику, которая будет отвечать основным потребностям, присущим большей части целевой аудитории.
Мем представляет собою информационный блок, который обладает следующими характеристиками: 1) полезная информация; 2) интересная информация; 3) смешная информация; 4) актуальная информация в нестандартной оболочке; 5) информация, которую не навязывают.
На данный момент сочетание этих особенностей мема приводит к ситуации, когда реципиент значительную часть времени в социальных сетях тратит не на общение, а на потребление информационных продуктов развлекательного характера. Данный процесс интенсивно развивается благодаря появлению групп (сообществ), которые специализируются на распространении развлекательной информации преимущественно в форме мемов.
В дальнейшем такая популяризация мема приводит к тому, что мемы становятся обязательной чертой коммуникации любого сообщества, даже если оно направлено не на развлечение, а на информирование аудитории.
Мем выступает как система атрибутов, представляющих собой цифровой вариант социальных символов, используемых человеком для невербальной сигнализации людям о своих качествах и желаниях. Поскольку создавать мем для саморепрезентации достаточно трудно, реципиент начинает искать выгодные для него юмористические конструкции в группах, у других пользователей, что приводит к дублированию и вирусному распространению мемов.
Список литературы
- Афанасова Н. В. «Наскальный» текст Интернета и его значение в формировании орфографической грамотности школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. №2-1 (115). С. 137–140.
- Голованова Е. И., Часовский Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ // Вестник ЧелГУ. 2015. №5 (360). С. 135–141.
- Горобцова И. В., Киселёва Н. Ю. Речевой жанр интернет-мема в современном англоязычном сетевом пространстве // Современные тренды развития социогуманитарного знания: сборник. 2014. С. 140–151.
- Грибовод Е. Г. Медиадискурс // Дискурс-Пи. 2013. №3. Электронный ресурс.
- Ефремов В. А. Концептуальное пространство как фрагмент языковой картины мира // Языковая картина мира. Лексика. Текст: сб. науч. ст., посв. юб. проф. Н. Е. Сулименко. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. С. 9–12.
- Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №1. С. 195–201.
- Марченко Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества // Казанская наука. 2013. №. 1. С. 113–115.
- Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 144 с.
- Рабкина Н. В. Принцип монтажа в креолизации медиасобытий // Universum: филология и искусствоведение. 2014. №2 (4).
- Тихомирова М. С. Переключение кодов в интернет-мемах как проявление лингвокреативности // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2017. № 5(80). C. 148–153.
Источник: ART LOGOS. 2019. №2 (7).
Смотрите также:
- Войскунский А.Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета
- Лейбов Р.Г. Язык рисует Интернет
- Хапалова А.И. Случаи использования эмодзи в тексте на материале социальной сети Instagram
- Хапалова А.И. Функционирование эмодзи в тексте на материале социальной сети Instagram
коммуникация социальные сети язык
Что такое мем? – Простое объяснение с примерами
Вы здесь: Главная / Полный список практических руководств для интернет-чайников / Интерактивный глоссарий: определение сети / Что такое мем? – Простое объяснение с примерами
Раскрытие информации: Ваша поддержка помогает сайту работать! Мы зарабатываем комиссионные за некоторые услуги, которые мы рекомендуем на этой странице. Узнать больше
Содержание
- 1 Мем
- 2 Часто задаваемые вопросы
- 2.1 Чем интернет-мемы отличаются от оффлайн-мемов?
- 2.2 Какие существуют основные типы интернет-мемов?
- 2.3 Как распространяются мемы?
- 3 Указатель глоссария
Мем
В Интернете мем — это действие или элемент медиа, который приобретает огромную популярность и неоднократно распространяется, как правило, через социальные сети.
Термин «мем» появился еще до Интернета. Первоначально он был придуман Ричардом Докинзом в его 1976 книга Эгоистичный ген , чтобы описать способ распространения идей в культуре.
Одной из определяющих особенностей интернет-мемов является то, что они имеют большее значение для представителей определенной культуры, чем для тех, кто не принадлежит к той же культуре. Возьмем, к примеру, интернет-мем Rickrolling. Пользователи, которые проводят много времени в Интернете и социальных сетях, сразу оценят юмор в этой классической игре-приманке. Однако пользователи, которые не являются частью этой культуры, могут сбить с толку все это явление. Точно так же популярность и коммерческий успех песни Friday Ребекки Блэк объяснимы только тогда, когда понятен ее вирусный статус интернет-мема.
См. также: Bait & Switch, Социальная сеть
Часто задаваемые вопросы
Чем интернет-мемы отличаются от офлайн-мемов?
Оффлайн мемы — это неосязаемые идеи. Однако в Интернете мемы обычно представляют собой визуальные элементы, такие как видео и изображения. Кроме того, мемы, как первоначально определил Ричард Докинз, имеют непреходящую ценность и передают элементы человеческой культуры, которые могут сохраняться веками. Однако интернет-мемы обычно имеют очень короткую продолжительность жизни и популярны всего несколько недель, месяцев или максимум год или два.
Какие существуют основные типы интернет-мемов?
Существует по крайней мере три основные категории интернет-мемов: мемы-изображения, мемы-активности и популярные медиа-мемы.
Мемы-изображения невероятно распространены и популярны в Интернете. Мем-изображение сочетает в себе текст, наложенный на изображение, которое повторно используется и выражает определенное отношение. Несколько распространенных мемов-образов включают «Не просто так», «Бэтмен шлепает Робина», «Самый интересный человек в мире», «Неудача Брайан» и «Успешный ребенок».
Видео- или фотографические свидетельства определенного действия или деятельности также являются распространенной формой интернет-мема. Примеры этого конкретного типа мемов включают в себя Harlem Shake, вызов ведерка со льдом ALS и доски.
Некоторые мемы — это просто медиа-контент, который становится вирусным и распространяется через социальные сети. Довольно часто мем, которым делятся таким образом, распространяется из соображений комедийной, а не художественной ценности. Примеры вирусного контента, получившего статус мема, включают What Does the Fox Say, Drake Tennis Champ и Gagnam Style.
Как распространяются мемы?
По большей части мемы распространяются в социальных сетях. Что происходит, так это то, что определенный фрагмент контента будет использоваться небольшой группой, связи этой группы в социальных сетях будут имитировать исходную группу и делиться контентом со своей собственной сетью. Со временем самые популярные мемы могут охватить огромную аудиторию. Например, видео Gangnam Style от Psy было просмотрено более 2 миллиардов раз на YouTube. Однако большинство мемов достигают гораздо более скромных результатов.
Глоссарий Указатель
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Интернет-мем | The IT Law Wiki
Содержание
- 1 Определение
- 2 Обзор
- 3 Типы и использование
- 3.1 Самореклама
- 3.2 Случайная знаменитость
- 3.3 Городские слухи и мистификации
- 3.4 Реклама и маркетинг
- 4 См. также
- 5 Ссылки
Определение[]
Термин Интернет-мем, (произносится как meem ) используется для описания концепции, которая быстро распространяется через Интернет. [1]
Обзор[]
Этот термин относится к концепции мемов, хотя эта концепция относится к гораздо более широкой категории культурной информации.
В своей основе интернет-мем — это просто распространение цифрового файла или гиперссылки от одного человека к другому с использованием методов, доступных через Интернет (например, электронная почта, блоги, сайты социальных сетей, обмен мгновенными сообщениями и т. д.). Контент часто состоит из поговорки или шутки, слуха, измененного или исходного изображения, полного веб-сайта, видеоклипа или анимации, оригинальной новости и многих других возможностей. Проще говоря, интернет-мем — это внутренняя шутка, в которую вовлечено большое количество пользователей Интернета. Интернет-мем может оставаться неизменным или развиваться с течением времени, случайно или посредством комментариев, подражаний и пародийных версий, или даже путем сбора новостных сообщений о себе.
Интернет-мемы имеют тенденцию развиваться и распространяться очень быстро, иногда приобретая и теряя популярность всего за несколько дней. Они распространяются органично, добровольно и в одноранговой сети, а не по принуждению, заранее определенному пути или полностью автоматизированными средствами.
Термин может относиться к содержимому, которое распространяется от пользователя к пользователю, к идее, лежащей в основе этого содержимого, или к явлению его распространения. Интернет-мемы рассматривались как форма искусства. [2]
Типы и применение[]
Самореклама[]
Одна из распространенных форм интернет-мема создается, когда человек, компания, продукт, музыкальная группа и т.п. продвигаются в Интернете из-за их поп-культурной ценности. Сайты тщеславия, например, являются одними из первых признанных интернет-мемов.
Непреднамеренная знаменитость[]
Часто человек или компания становятся печально известными (или даже известными) благодаря позорному видео, электронному письму или другому действию.
Городские слухи и розыгрыши[]
Многие интернет-мемы представляют собой городские легенды, мошеннические схемы, клевету или ложные новости, которые либо преднамеренно подбрасываются, чтобы Интернет. Относительно распространенным примером является предсказание конца света в 2012 году. Также распространено создание поддельных списков «для продажи» на таких сайтах, как Craigslist или eBay, только для того, чтобы развлечь людей. Другие веб-сайты собирают списки таких розыгрышей или предлагают услуги, с помощью которых пользователи могут проверять популярные утверждения, которые они находят в Интернете, чтобы определить их источник и правдивость.
Реклама и маркетинг[]
Специалисты по связям с общественностью, рекламе и маркетингу используют интернет-мемы как форму вирусного маркетинга для создания маркетингового шума для своего продукта или услуги. Интернет-мемы считаются экономически эффективными и из-за их (иногда застенчивой) причудливости способом создать образ умного или модного человека. Маркетологи, например, используют интернет-мемы, чтобы вызвать интерес к фильмам, которые в противном случае не получили бы положительной рекламы среди критиков. Политические деятели используют интернет-мемы для формирования общественного мнения.