От чего зависит творческое мышление и зачем его нужно развивать школьникам, рассказали в РАО – Учительская газета
Помогает ли высокий интеллект в обычной жизни? Кто становится успешнее в социуме – отличник и троечник? На эти вопросы отвечают в Российской академии образования.
Фото: pixabay.comДоктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Павел Оржековский рассказал о формировании опыта творческого познания. Он представил первую лекцию из цикла «Формирование опыта творческого познания».
Гарантируют ли успехи обучения успехи в жизни – такой вопрос у спикера возник в те времена, когда он вел уроки химии в школе. Однажды к нему подошел отец школьницы, которая училась на отлично. Его тревожило, что дочь ничем не интересуется: все выучивает, но ничем не увлекается. Подобная ситуация произошла также в вузе, где к Павлу Александровичу обратилась студентка-отличница, писавшая под его руководством курсовую работу. Он заметил, что в процессе работы она сильно нервничает, все просьбы воспринимает в штыки. Академик Яков Пономарев тогда обратил внимание Павла Оржековского, что проблема не в преподавателе. Девушка просто привыкла все выучивать и точно воспроизводить информацию. Чтобы не потерять ее в качестве подопечной, придется самому идти в библиотеку, искать нужные книги и давать четкое задание по данному материалу. Когда Павел Александрович воспользовался советом, работа пошла эффективно.
Профессор отмечает, что молодой человек может отлично учиться в вузе, но при этом не находить себя в жизни. В то же время у не слишком успешных в учебе ребят нередко позднее раскрываются таланты. Среди таких примеров – истории Альберта Эйнштейна, Юстуса Либиха, Томаса Эдисона, Дмитрия Менделеева и других известных ученых. Успешность и неуспешность в жизни мало коррелируют с успешностью в обучении. Чтобы обучение готовило молодых людей к жизни, оно должно раскрывать им, как устроен мир и обязательно учить познавать его – то есть обучать творческому познанию. Альтернатива одна – давать все готовое. Как показывает практика, этот путь не особенно продуктивен.
Раскрытие того, как устроен мир, представляет собой репродуктивную модель обучения. Познание трактуется в ней как процесс ретрансляции знания от старшего поколения к младшему. Преподаватель стремится дать материал как можно логичнее. Наращивается интеллектуальный багаж учащегося. В этом случае преподаватель занимает позицию насильственного благодетеля.
Он знает, какими должны быть ученики и что они должны делать. Допускает, что ученики могут его бояться или даже ненавидеть. Стратегия репродуктивного преподавания предполагает, что не нужно учить и переучивать – надо сразу давать материал на современном научном уровне. Рассказал – записали – выучили – воспроизвели. При этом мотивация бывает внешней и, как правило, она связана с получением хороших отметок и отсутствием плохих.
Содержанием репродуктивного опыта познания выступает способность запоминать учебный материал большого объема. Она характеризуется беспристрастным, ровным отношением к учебе. Талантливым считается тот, кто учится с легкостью, получает пятерки без особого труда.
На фото: Павел Оржековский / РАО, ВКЕсли заглянуть в историю, можно вспомнить, что в начале 20 века ученые пришли к выводу, что высокий интеллект мешает творческому развитию. Франц Левинсон-Лессинг, например, полагал, что ученые могут быть творцами, наделенными фантазией, и «ходячими библиотеками».
В 70-е годы было проведено исследование о влиянии интеллекта на креативность. По его результатам стало известно: если молодой человек имеет низкий интеллект, он не способен к творческой деятельности. У него доминирует эффект установки. Дети со средним интеллектом проявляют больше дивергентность мышления: они с легкостью переходили от одной идеи к другой.
Ребята с высоким интеллектом проявили в большей мере конвергентность мышления – старались глубоко проработать одну идею. Современные психологи считают, что для творческого мышления необходимы как дивергентность, так и конвергентность мышления. Невозможно однозначно сказать, что высокий интеллект мешает творческому развитию.
Выходит, что развитие творческого мышления – проблема сугубо педагогическая: каким образом учат детей со средним интеллектом и с высоким интеллектом. При обучении детей с высоким интеллектом есть опасность – сформировать человека, не способного к творческой деятельности.
В 80-е годы проводились исследования об особенностях мышления победителей олимпиад высокого уровня. Было выявлено, что такие ребята, как правило, имеют высокий интеллект, и в большинстве случаев у них полностью отсутствует креативность. Павел Александрович отметил, что для формирования и проявления креативности нужны определенные условия. В условиях соревнований и временных ограничений творческие способности не проявляются и не формируются.
Результаты еще одного исследования гласят, что среди современных российских ученых бывшие участники олимпиад продуктивнее тех, кто в детстве не выступал на этих интеллектуальных состязаниях. Однако, чем выше уровень побед, тем ниже творческая продуктивность. Выявлено, что у победителей олимпиад развит синдром интеллектуального спортсмена.
Поэтому в настоящее время в школах при МГУ имени М.В. Ломоносова учеников специально к олимпиадам не готовят. Итоги международных исследований свидетельствуют о том, что судьбы ученых, которые в детстве были признаны одаренными и учились по специально разработанным программам, мало чем отличаются от судеб остальных людей.
Предпосылки высокого интеллекта передаются по наследству, а креативное мышление только приобретается. Сегодня это особенно актуально, в современном обществе в условиях роботизации и развития техники востребованы молодые люди с высокой степенью креативности. Поэтому нужна продуктивная модель обучения – «обучать познавать мир». Это обучение творческому познанию. Оно предполагает усилия по преодолению трудностей в открытии нового.
Если ребенку учеба дается легко, он не научится в жизни преодолевать трудности. При этом важны не только интеллектуальные, но и личностные качества (ценностные и волевые установки).
Увидеть лекцию Павла Оржековского можно на странице РАО в социальной сети. Ранее сетевое издание «Учительская газета» знакомило читателей с выступлением ведущего аналитика лаборатории антропологии и педагогической компаративистики РАО, доктора педагогических наук, доцента Марии Поляковой. Она рассказывала о значении истории педагогики в подготовке учителей.
BGW320-Router-Google Suce
AllebildershoppingVideoSmapsNewsbücher
Sucoptionen
Начато с вашей BGW320-AT & T Support Customer-high-speed-internet
40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004 40004. 2022 · … перед шлюзом Wi-Fi®. Затем войдите в систему, используя свой идентификатор пользователя и пароль AT&T. Мы проведем вас шаг за шагом через настройку BGW320.
BGW320 · Часто задаваемые вопросы по BGW320 · Что означают индикаторы шлюза
ARRIS BGW320 — Sonic Internet
help. sonic.com › 1500000066642-ARRIS-BGW320
BGW320 — это комбинация маршрутизатора и ONT, которая в настоящее время используется в некоторых соединениях с использованием гигабитного оптоволокна Saonic.
Reviews — Amazon.com
www.amazon.com › …
Bewertung 4,0
(87) · 172,99 $
NBS AT&T BGW-320 2111 8.00 /ax Интегрированный/встроенный резидентный голосовой шлюз Wireless-ax ONT (ТОЛЬКО для оптоволокна) Заменяет BGW-210 · 2-летняя защита · Не добавлено.
Размеры упаковки: 9,88 x 9,84 x 3,9 дюйма
Производитель: NBS
Вес изделия: 0,01 унции
Страна происхождения: Китай
Настройка домашней сети | Маршрутизатор BGW-320 — YouTube
www.youtube.com › смотреть
17.02.2022 · … #development #infrastructureЭто видео упрощает настройку домашней сети для вашего …
Dauer: 10:24
Прислан: 17.02.2022
Arris BGW320 AT&T DSL Modem Router Combo — ModemGuides
www. modemguides.com › … › AT&T
Arris BGW320 — новейший флагманский широкополосный шлюз (модем+маршрутизатор) AT&T DSL Modem, который будет распространен в 25 миллионах домов по всей стране.
Изображение
Все объявления
Все объявления
AT&T BGW320-505 ШЛЮЗ WIFI МОДЕМ И МАРШРУТИЗАТОР — ПРОЧИТАЙТЕ!
www.ebay.com › itm
25,99 $ Auf Lager
Вы делаете ставку на ОДИН AT&T BGW320-505 WIFI ШЛЮЗ МОДЕМ И МАРШРУТИЗАТОР. Это потерянный товар, который мы получили, как вы видите на фотографиях.
Шлюз AT&T WI-FI Модем-маршрутизатор Модель BGW320-500 | eBay
www.ebay.com › itm
49,00 $ Auf Lager
Шлюз AT&T WI-FI Модем-маршрутизатор BGW320-500. Отличное состояние!! Включая модем-маршрутизатор WI-FI, шнур питания и подключенный провод, как показано на рисунках.
Логин и пароль маршрутизатора ATT BGW320-500 — Modemly
modemly.com › ATT
Поскольку безопасность сети жизненно важна, первоочередной задачей является изменение логина и пароля маршрутизатора ATT BGW320-500 по умолчанию.