что делать, если с ребёнком никто не дружит в школе
<<Лид>>
Анастасия Кузнецова,
практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,
тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»
В каком возрасте дети заводят первых друзейВ дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.
В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.
Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр. В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы.
Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.
Почему с ребёнком не хотят дружитьПрежде чем беспокоиться о том, что ваш ребёнок не приводит в гости друга или не ходит на выходных гулять с ребятами из школы, постарайтесь оценить ситуацию спокойно и рассудительно. Для начала важно понять, в чём дело: с ребёнком никто не дружит или он сам не идёт на контакт. Бывают случаи, когда ребёнок действительно чувствует себя комфортно без приятельского общения и без близких друзей. Впрочем, истинная интроверсия встречается крайне редко, и лучше поговорить с психологом об этом, чтобы понять, действительно ли ребёнок не испытывает проблем из-за недостатка социализации.
Чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребёнку неудобно говорить. Непроработанные комплексы и психологические травмы изолируют подростка от сверстников, мешают ему выстраивать отношения с друзьями в тот период, когда социальные контакты предельно важны.
К таким проблемам относится, например, низкая самооценка, которая часто развивается из-за чрезмерного давления в семье, страха не оправдать родительские ожидания.
Ребёнку также будет сложно заводить друзей, если родители осуждают его круг общения — запрещают общаться с «плохой» компанией, негативно отзываются о тех ребятах, с которыми у подростка складывается общение.
<<Лидген для статьи>>
Отсутствие коммуникативных навыков, которые ребёнок не смог приобрести в детстве, естественным образом затрудняют для подростка поиск друзей и сближение с ровесниками. Другой причиной может стать избалованность ребёнка — гиперопека и вседозволенность дома приводят к тому, что ребёнок пытается проецировать такую же модель отношений на общение с посторонними, которые не готовы принимать такие правила игры. Мешать построить дружеские отношения или общаться с одноклассниками может агрессия, подхваченная ребёнком у родителей, если в семейном общении допускаются насилие, нездоровая коммуникация, оскорбления.
Помимо психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Материальное положение семьи часто определяет возможности определённого досуга для ребёнка или статусного потребления — в школе, где у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение может стать поводом для маргинализации ребёнка, когда он становится изгоем среди одноклассников.
Что делать, если ребёнок ни с кем не дружитСтолкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.
<<Параграф c цитатой>>
Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами. Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.
Полезные инструменты для родителей:
- игротерапия — моделирование и обсуждение ситуаций с ребёнком;
- курсы и пособия по развитию эмоционального интеллекта у детей;
- книги по психологии для детей, например книга А. Курпатова «Как научиться дружить? Книга о важнейшем навыке 21 века», которую вы можете дать своему ребёнку почитать или начать изучать её вместе.
Ребёнок может не общаться с одноклассниками не только из-за личных коммуникативных проблем, но и из-за нездоровой атмосферы в коллективе. При худшем сценарии игнорирование ребёнка одноклассниками может быть частью травли. Но необходимо понимать, что в случае травли отсутствие друзей будет не единственным и не главным признаком: ребёнок, которого травят в школе, станет запуганным, нерешительным — вы заметите, что он испытывает отвращение к школе. Важно также, что травля обычно выражена принципиальным игнорированием ученика. Одно только отсутствие тесных контактов с ребятами из школы — не проблема сама по себе.
Чтобы понять, в чём проблема — в коллективе или в самом ребёнке, — вы можете записать его на дополнительные занятия и посмотреть, как складываются отношения в новом коллективе. Если вне школы проблем с социализацией у ребёнка не наблюдается, то, вероятно, причина в классе и стоит подумать о переводе в другую школу или класс. Однако это вовсе не гарантирует, что у ребёнка сложатся тёплые близкие отношения с одноклассниками. В этом вопросе желательно исходить из настроения и ощущений ребёнка, а также поддерживать в поиске друзей вне школы — в спортивных секциях, театральных студиях, танцевальных клубах. Не забывайте также поощрять стремление к внешкольным активностям.
Идти разговаривать в школу стоит только в том случае, если вы всерьёз подозреваете, что вашего ребёнка обижают одноклассники, или замечаете, что он страдает от недостатка социализации в классе. В ином случае беседа с классным руководителем, скорее всего, не только не вызовет должного эффекта, но и может даже навредить. Нет никакой гарантии, что у учителя будет возможность решить проблему тактично и адекватно ситуации. Если же вам кажется, что вам необходима поддержка школы в данном вопросе, желательно сперва обратиться к школьному психологу: он скорее найдёт способ осторожно и корректно донести до классного руководителя информацию, а также сможет проконсультировать вас о том, как вам быть.
Family Tree — Что делать, когда ребенка травят одноклассники: четкая инструкция для родителей
В России, по статистике, с травлей каждый день сталкивается 10% школьников. Около миллиона учеников каждый день идут в школу, где их будут обижать, и знают, что они не найдут поддержки ни у педагогов, ни у родителей.
Что же мы можем сделать уже сейчас, чтобы хоть немного повлиять на эту печальную статистику, за которой скрываются не менее печальные истории?
Одна из создателей программы для школ «Травли.Нет» — поэтесса Маша Рупасова — в рамках марафона Family3 «Великолепная пятерка» провела вебинар, в котором рассказала, что такое буллинг, как его распознать и как взрослым правильно себя вести, если они обнаружили своего ребенка в подобной ситуации.
Мы послушали лекцию Маши и записали главные тезисы.
Когда происходит буллинг
Пока ребенок учится в начальной школе, мы может не бояться травли. Конечно, пробы пера могут проходить и в 8, и в 9 лет, но, как правило, это единичные случаи.
Первый всплеск детского насилия в школе относится к возрасту 10–11 лет. Это совпадает с переходом детей в среднюю школу, когда исчезает авторитетный взрослый, которым ранее для них был классный руководитель.
В это же время у детей продолжается период групповой лояльности, когда им важно быть частью коллектива. Детям хочется сплотиться вокруг какой-то идеи, общего дела, но особенных поводов для этого нет. В конце концов когда группа обнаруживает в своих рядах какого-то не такого ребенка (выделение происходит по совершенно любому признаку), она сплачивается против него. Это ощущение дает школьникам много радости и азарта, в такие моменты они чувствуют себя единым целым.
Дети в 11 лет пока что лишены моральных ориентиров. Конечно, они знают, что такое хорошо, а что плохо, но это еще не стало частью их личности, поэтому они могут объединиться вокруг дурной цели — гнать не похожего на себя. И чем больше они вкладываются в отторжение другого, тем крепче себя ощущают.
4 верных признака травли
- Несимметричность конфликта. Группа всегда травит одного или нескольких слабых (неспособных дать отпор) детей.
- Систематичность. Если группа детей повздорила с одним учеником и конфликт на этом исчерпан, это не травля. Если группа на протяжении дней и недель задирает, обижает одного и того же ребенка, то мы можем говорить о травле.
- Наличие насилия. Если ребенка не принимают в игры, не зовут на дни рождения, но ему при этом не страшно, а просто грустно, то мы говорим о непопулярности этого ребенка в классе.
Если ребенку страшно, некомфортно от того, как с ним обращается группа, если его психическому и физическому здоровью угрожает опасность, то речь о травле. Насилие может быть физическим (ребенка щипают, толкают) и психологическим (подчеркнутое игнорирование, боязнь прикоснуться, отказ разговаривать).
- Присвоение ролей. В обычных детских конфликтах роли детей постоянно меняются. То один ребенок выступает агрессором, другой — пострадавшим, то наоборот. В ситуации травли роль насильников намертво «присыхает» к одним детям, роль жертвы — к другим.
К сожалению, в 90% случае родитель узнает о травле от других родителей или от самого ребенка, когда ситуация доходит до критической точки. Поэтому взрослым надо внимательно наблюдать за детьми. Дети молчат до последнего.
Косвенные признаки травли
- ребенок находится в подавленном настроении;
- внезапно снизилась успеваемость;
- отказывается идти в школу, ищет предлоги не посещать занятия;
- ходит в школу странными путями, огибая опасные места;
- теряет вещи и деньги, приходит домой с порванными, испорченными вещами;
- с ребенком случаются резкие перепады настроения, он отказывается говорить про отношения с одноклассниками;
- регулярно приносит из школы синяки.
Все эти признаки говорят о том, что у ребенка что-то не ладится, и, возможно, он стал жертвой травли.
Если факт травли установлен, родителю нужно:
- Не искать проблему в ребенке и немедленно встать на его сторону.
- Пойти на разговор к классному руководителю. Именно он отвечает за психологическую атмосферу в классе. Первый разговор должен быть максимально доброжелательным. Родитель идет к учителю и говорит, что в школе сложилась такая-то ситуация и ему кажется, что он видит в ней признаки буллинга.
- Часто учитель к такому разговору не готов и пытается объяснить, что что-то не так с вашим ребенком. Что делать в этом случае? Дослушать учителя и идти к директору.
- У директора надо повторить все то же самое, что вы говорили у учителя, и при необходимости, подкрепить свои слова заявлением, где вы ссылаетесь на закон РФ «Об Образовании», в котором говорится, что любой учащийся имеет право на безопасную обстановку в классе и школа обязано обеспечить ему психологический и физический комфорт.
- Если директор отрицает факт травли, вы следуете в РОНО.
Какие методы могут вывести ребенка из-под удара
Самая простая методика называется методикой «серового камня». Но надо знать, что она не помогает отстоять справедливость, но помогает ребенку не привлекать внимание буллеров.
Ее суть в том, что ребенок не должен бурно реагировать на оскорбления и подначки. Действует только с вербальным насилием.
Пока группа тех, кто травит, питается эмоциями ребенка, вы можете научить его не давать им эту подпитку.
Ребенка, которого дразнят, надо научить максимально нейтральным тоном говорить на обиды: «Я вижу, что ты так думаешь», «Я вижу, что тебе нравится это повторять».Надо понимать, что эта методика не меняет групповую динамику. Вашего ребенка перестанут дразнить и найдут кого-то другого. Для того чтобы изменить групповую динамику, требуется работа учителя, родительского сообщества и школьного психолога.
Все вместе они должны придумать новые групповые нормы. Как это происходит?
>Авторитетный учитель (хорошо, если его поддерживают несколько родителей) собирает детей на несколько «классных часов», где говорит, что травля не приемлема, потому что она разрушает весь класс. При этом взрослый описывает механизм травли и минусы, которые получает каждый участник. Учитель дает моральную оценку травли, не обвиняя конкретных детей. Буллинг — болезнь группы, каждый из школьников по отдельности может быть ангелом, объединившись, они начинают существовать по другим законам.
Подытоживая, учитель заключает, что травля в школе невозможна и предлагает подписать классу что-то вроде меморандума, в котором прописаны новые правила общения.
Если для ребенка существует постоянная психологическая и физическая угроза, на время разбирательств вы забираете его из школы.
МЫ ОДНОКЛАССНИКИ ТОЛЬКО В ШКОЛЕ, ПОСЛЕ ШКОЛЫ В ЖИЗНИ КАЖДЫЙ НАХОДИТ СВОЙ КЛАСС!!!
Перейти к основному содержанию
Кларенс Ндлову
Кларенс Ндлову
предприниматель | Духовный практик
Опубликовано 25 февраля 2020 г.
+ Подписаться
Я думал про себя. Какова скорость в гонке жизни. Мне выпала честь быть живым и здоровым, в то время как некоторые из моих одноклассников больны или мертвы, имея проблемы с зависимостями. Глядя на свою жизнь и тех, кто был моим одноклассники
Я размышлял о том, что у некоторых есть дети, а у меня еще нет. Как некоторые женаты, а я в процессе. Кто-то привез свои первые дома, кто-то снимает, кто-то до сих пор живет у родителей.
Как некоторые закончили лучшие университеты, и я решил бросить школу, чтобы заняться предпринимательством. почему кажется, что я отстаю, мелькнули лица моих одноклассников, и мне напомнили, что некоторые безработные с момента выпуска. Некоторые еще не нашли свои недостающие ребра. У некоторых была хорошая работа, но они ее потеряли. У некоторых был хороший бизнес, но он обанкротился.
Некоторые были женаты, но теперь развелись. Некоторые впали в депрессию и покончили жизнь самоубийством. Некоторые зависимы от всевозможных зависимостей. У меня в голове пронеслась мысль, что мы все были одноклассниками, но сегодня жизнь перетасовала нас и поместила в разные классы. Мы были одноклассниками в школе, но не одноклассниками в жизни. У каждого свой уникальный класс. Я сделал вывод, что в школе жизни нет одноклассников, потому что Жизнь — это класс один.
Жизнь — это класс один. Этот вывод меня немного задержал. Сегодня я работаю на работе своей мечты, я работаю не по найму, я предприниматель, успех моего бизнеса стал точкой молитвы.
Однажды я столкнулся с женщиной, которая также является предпринимателем мы пришли вместе на одном уровне, подошли ко мне и сказали: «Братан, мы пришли вместе, и у меня работает десять компаний а у вас только три. Есть ли что-то, чего вы не делаете? Она оставила меня немного в плохом настроении, но ненадолго, потому что вскоре я понял, что в школе жизни нет одноклассников. Жизнь — это класс одного. Она на своем пути, а я на своем.
Задумывались ли вы, почему с одной и той же ветки дерева получаются и спелые, и незрелые плоды? Семена были выпущены в одно и то же время, подверглись воздействию тех же питательных веществ и условий окружающей среды, но некоторые из них созревают раньше других.
Жизнь отличается. Мой разум и душа устроены так, что Жизнь — это класс ЕДИНОГО.
Если правда, что в школе жизни нет одноклассников, потому что Жизнь — это класс одного, то почему мы смотрим на другого и чувствуем себя неадекватными, будто мы не там, где должны быть? Почему кто-то, кто имел привилегию занимать несколько возвышенное положение, смотрит на других свысока, как будто он в чем-то выше? Жизнь — это класс одного. Я пока в своем классе (он всегда может измениться), а ты в своем. Не парься над классом, в котором учатся другие, потому что в жизни нет одноклассников. Жизнь в конце концов поместит вас в тот класс, которым вы должны быть.
Не сравнивай себя ни с кем, ведь ты в классе один. Одноклассников в жизни не бывает. Давайте поразмыслим над этим, путешествуя по жизни.
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДЫХАЮЩИХ ПРЕДКОВ
25 августа 2022 г.
Мхулу Мхулу
24 августа 2022 г.
В КАКОЙ ЗОНЕ ВЫ НАХОДИТЕСЬ
29 июля 2022 г.
ВЫ ИЗБЕГАЕТЕ НЕУДАЧИ, ЭТО САМА НЕУДАЧА, И ВЫ ОСТАЕТЕСЬ В НЕУДАЧЕ
27 июля 2022 г.
Удивительные чернокожие предприниматели, о которых вы, возможно, не знали.
Кто изобрел решения, которые мы используем сегодня31 мая 2022 г.
Древние стены Бенина
30 мая 2022 г.
Различные типы свечей, используемых для духовных практик
14 мая 2022 г.
Африканская астрология: ваш африканский астрологический гид Какой у вас африканский знак зодиака?
11 мая 2022 г.
Давайте обсудим родовые алтари
8 мая 2022 г.
Мучительная история о черных детях, которых использовали в качестве приманки для крокодилов/аллигаторов.
6 мая 2022 г.
Дорогая Эбби: одноклассник не примет ответ «нет»
Настройте погоду
Укажите свое местоположение:
Введите город и штат или почтовый индекс
ДОРОГАЯ ЭББИ: Мы с супругом работаем в колледже, где мы учились. В школе существует сильная традиция воссоединения, и тысячи выпускников приезжают со своими семьями, чтобы заново пережить свои студенческие годы. Мы живем здесь круглый год и вроде покончили с воспоминаниями.
В прошлые годы у меня были проблемы с границами с бывшими одноклассниками, которые приезжали в город, предполагая, что они могут остаться в нашем доме (без спроса) и думали, что мы хотим развлекать их до поздней ночи. Нам пришлось внедрить правило «никаких одноклассников в доме», и большинство людей понимают, что мы бы предпочли навестить их в кампусе.
Однако одна бывшая одноклассница странно настойчива и спросила, может ли она прийти «посмотреть» наш дом. Когда я сказал, что не развлекаю гостей, она спросила, может ли она прийти и осмотреться без меня. (Очевидно, нет.) Затем она спросила, может ли она просто пройти мимо моего дома и посмотреть, как он выглядит снаружи, что я не могу контролировать, но это довольно странно, поскольку я ясно дал понять, что ищу уединения.
Как мне установить границы с тем, кто хочет стоять на тротуаре и смотреть в мои окна? Мы были друзьями 15 лет назад, но сейчас не близки. Они придут снова в ближайшем будущем, и это уже меня напрягает. — КАРЬЕРА КОЛЛЕДЖА НА СРЕДНЕМ ЗАПАДЕ
УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГ: Хотя вы не можете запретить назойливому человеку смотреть на ваш дом с тротуара, вы можете сказать ей, что ее настойчивость доставляет вам дискомфорт, и попросить прекратить. Вы также можете указать, что если вам захочется принять посетителя, приглашение будет исходить от вас, а не наоборот.
** ** **
ДОРОГАЯ ЭББИ: Я переехала в консервативный штат, чтобы быть ближе к своим стареющим родителям и стать ближе с моими братьями, сестрами и большой семьей. Через шесть лет мои родители и сестра умерли, и мне интересно, что я вообще здесь делаю. Мои политические взгляды противоположны взглядам моих братьев, сестер и расширенной семьи, с которыми я могу иметь дело, пока мы не говорим о политике. Мой муж спорит с ними о политике и не понимает, что никто не меняет своего мнения.
Нас больше не приглашают на семейные посиделки, и они не инициируют разговоры или обеды. Мы тоже. Они очень громко говорят о своей политике, и отношения с некоторыми из них холодные. Я не знаю, как наладить с ними отношения, пока они продолжают обсуждать политику. Пожалуйста, порекомендуйте. — СЛЕВА ПРОТИВ. ПРАВО В ЮТЕ
УВАЖАЕМЫЕ ЛЕВЫЕ ПРОТИВ. СПРАВА: Из того, что вы написали, кажется, что ваш муж был в равной степени виновен в инициировании этих политических разглагольствований. Возможно, уже слишком поздно исправлять ущерб, который он помог создать. Поскольку вы теперь отдалились от этих родственников, я не вижу ничего плохого в изучении вариантов переезда. Безопасные путешествия!
** ** **
МОИМ ЧИТАТЕЛЯМ: Йом Кипур, День искупления начинается с заходом солнца. В течение этого 24-часового периода соблюдающие евреи постятся, размышляют и молятся, а также формально каются за любой грех, который мог быть совершен в течение предыдущего еврейского года.