Сколько сотрудников ВКонтакте нужно, чтобы открыть авиакомпанию / Хабр
Рассказываем про разработку Airline CRM: учебного проекта студентов Computer Science Center под менторством ВКонтакте
«Talk is cheap. Show me the code», — сказал когда-то Линус Торвальдс. Но так ли это актуально в 2021 году?
Многие разработчики занимаются менторством — потому что это помогает классно работать в команде, подниматься по карьерной лестнице, развиваться и вообще быть хорошим специалистом. Можно выступать наставником для новых сотрудников, стажёров или погружать коллег из других команд в особенности именно вашего проекта. А лучший способ этому научиться — конечно, практика.
Современное IT-образование невозможно представить без практических проектов, соединяющих университеты и индустрию. Например, в Санкт-Петербурге благодаря Computer Science Center активные студенты могут поработать вместе с сотрудниками IT-компаний. Что классно: можно основываться на рабочих кейсах или развивать идею pet-проекта. Главное — познакомить ребят с реальными задачами и современными технологиями.
Команда ВКонтакте уже несколько лет предлагает идеи проектов для учащихся Computer Science Center — и мы очень рекомендуем этот формат. Если у вас в компании есть идеи проектов и менторы, готовые выделить несколько часов в неделю на работу со студентами, — предложите ребятам из вашего города попробовать себя на такой практике.
В этой статье мы расскажем о проекте, который делали вместе с двумя студентами Computer Science Center, из СПбГУ и ИТМО. Наставником выступил я — Андрей Шубин, ВКонтакте занимаюсь бэкенд-разработкой в команде электронной коммерции. К программе менторства решил присоединиться потому, что мне самому в своё время очень не хватало наставника из числа практикующих специалистов. Такого, который бы рассказал, как всё устроено на самом деле, а не в сферическо-вакуумном мире из учебников и методичек.
Какую задачу мы взяли для практики с ребятами и как вместе решали её — рассказываем по порядку.
Краткий экскурс в историю
В интернете легко найти статьи о том, что в СССР экипажи гражданской авиации летали всегда одним составом, знакомы были чуть ли не с лётного училища, дружили семьями, вместе отдыхали… Но по словам действующего пилота, который успел полетать в те славные годы, эта информация не совсем соответствует действительности. Да, к такому положению вещей стремились, но жизнь, как всегда, вносила коррективы: кто-то заболел, кто-то перепил накануне и не получил допуск на рейс, кто-то просто опоздал на явку — и вот в уже слетавшийся экипаж приходит человек из резерва.
В устоявшемся коллективе всегда есть негласная иерархия, и истории известны случаи, когда твёрдое слово лидера приводило к опасному инциденту, а иногда и катастрофе. Вот лишь пара примеров:
27 марта 1977 г., Тенерифе. Оба пилота проигнорировали сомнение бортинженера насчёт того, что полоса свободна, и начали разбег. В итоге произошло столкновение с другим самолётом и крупнейшая авиакатастрофа в истории. (Трагедию, конечно, определила целая череда событий, но ошибка экипажа была одним из решающих факторов.)
20 октября 1986 г., Куйбышев. Командир поспорил со вторым пилотом, что сможет посадить самолёт вслепую, исключительно по показаниям приборов — и это при идеальной видимости. В кабине находились ещё трое человек, и никто не сказал командиру, что он творит лютую дичь. Результат: досадная ошибка в расчётах, крушение и 64 погибших.
И это только самые громкие события — вообще их намного больше. Если посмотреть «Расследование авиакатастроф», то в каждом втором выпуске кэп давит авторитетом остальных членов экипажа, и кончается всё печально.
Начиная с 90-х годов прошлого века, авиакомпании по всему миру стали внедрять концепцию Crew Resource Management (CRM). Она подразумевает в том числе подход осознанного неподчинения для предотвращения катастрофы. Указать на ошибку малознакомому человеку психологически проще, чем давнему другу и начальнику. Поэтому сегодня в крупных авиакомпаниях вполне нормально, когда экипаж, которому предстоит выполнить рейс, знакомится за несколько часов до вылета, на брифинге.
Так у перевозчиков появилась новая вакансия — планировщик. В его обязанности входит формирование экипажей на все предстоящие рейсы. При этом он должен учитывать трудовое законодательство, которое запрещает переработки, устанавливает минимальное время между рейсами и ещё сотней способов регламентирует обеспечение безопасности полётов.
И вот примерно десять лет назад на эту сцену вышли информационные технологии. Вычислительные мощности развились достаточно, чтобы оперировать большими объёмами данных. И решать задачи комбинаторики стало значительно проще и эффективнее с помощью компьютера: его не надо содержать, как сотрудника, он не заболеет и не уйдёт в отпуск, да и человеческий фактор практически исключается (не считая багов, занесённых разработчиком системы).
Ставим задачу
Итак, мы хотим разработать систему, которая умеет:
Управлять парком авиакомпании. Для этого нужна справочная информация обо всех регламентных работах, которые требует или рекомендует производитель. Также важно всегда держать под контролем состояние отдельных агрегатов каждого воздушного судна: двигателей, вспомогательных силовых установок, аварийно-спасательного оборудования, авионики и других, — и вести logbook. Чтобы упростить разработку, допустим, что наша компания владеет воздушными судами одного типа.
Управлять человеческими ресурсами. Здесь говорим о членах экипажа — пилотах и бортпроводниках (административный и технический персонал в этом задании не рассматриваем). Обязательно учитываем, что человек может уйти в отпуск, на больничный или отсутствовать на рейсе по другой причине.
С первыми тремя пунктами вопросов не возникает — это стандартная функциональность практически любой CRM-системы для предприятия, немного усложнённая интеграциями с IoT-модулями самолётов (если таковые имеются). А вот планировщик рейсов — довольно сложный комплекс, который должен заполнить сетку так, чтобы каждый рейс выполнялся:
— на технически исправном воздушном судне,
— с отдохнувшим экипажем,
— и желательно с не летавшими ранее вместе пилотами и бортпроводниками.
При этом все самолёты нужно максимально задействовать в полётах, без простоев в аэропортах. А членам экипажа — обеспечить примерно одинаковое количество часов в небе. Также возможны дополнительные условия: например, некоторые авиакомпании стараются ставить семейные пары из экипажей на один рейс, а другие — наоборот (и у обоих принципов есть логичное обоснование). Иными словами, у нас есть множество ограничений, которые обязательно надо учитывать при планировании.
Распределяем самолёты
Рассмотрим постановку задачи более подробно, введём несколько вспомогательных определений.
Полёт (Flight) — структура, описывающая единственное перемещение конкретного воздушного судна из точки A в точку B с установленным временем вылета и прилёта.
Шаблон генерации, или план, полётов (Route) — это правила, задающие информацию для создания полётов. Шаблон определяет время и аэропорт вылета и прилёта; дни недели, когда должны состояться полёты; ожидаемое количество пассажиров; а также диапазон дат, в который рейс будет выполняться.
Примерно так выглядит интерфейс добавления рейса в расписаниеНам необходимо разработать подсистему генерации полётов по расписанию и назначения самолётов. При этом шаблоны генерации расписания задаются персоналом, а на систему ложится ответственность по выбору подходящих судов, которые будут доступны в пунктах вылета в установленное время. Мы решили задавать расписание так, потому что большинство рейсов на практике планируются именно таким образом. Кроме того, данные в таком виде часто можно встретить на сайтах авиакомпаний и аэропортов.
Выдвинем следующие требования:
Время «оборота» (время, которое самолёт должен провести на земле для обслуживания) не должно быть меньше установленного в конфигурации значения. Среднестатистическая авиакомпания способна «обернуть» самолёт за 40 минут (лоукостеры не считаем — у них там своя атмосфера).
Расписание должно генерироваться последовательными фрагментами, которые всегда осуществимы и укладываются в установленный график.
Если фрагменты пересекаются на каком-то участке, отрезок нового фрагмента должен вставать на место отрезка старого.
Отменённые рейсы не должны генерироваться вновь, а выделенные под них ресурсы — должны освобождаться.
Проанализировав эти требования, в качестве основы для более эффективных решений мы решили реализовать жадный рандомизированный алгоритм. Будем последовательно, по возрастанию времени вылета, для каждого неотменённого полёта определять, какие самолёты доступны в аэропорту вылета в установленное время. И уже среди них выбирать любой, который удовлетворяет требованиям по вместимости и максимальной дальности полёта.
Двигаемся слева направо по красным точкам — меткам на шкале времениНо мы столкнулись с проблемой: как понять, какие самолёты будут в аэропорту в указанное время? Сначала мы думали хранить в базе данных актуальную информацию о местоположении каждого самолёта и о том, где он будет находиться. Но такое решение создаёт лишние зависимости: как указать, в каком аэропорту самолёт, когда он в воздухе? Как обозначить самолёт, который стоит в пункте отправления, но ещё не готов к полёту? Кроме того, при таком подходе регулярно приходилось бы редактировать расписание вручную. Например, при нештатных ситуациях во время полёта: когда самолёт прибыл на запасной аэродром из-за погоды или ЧП на борту. Тогда операторам приходится самим вводить данные фактического местоположения судна. Это трудоёмко и не очень безопасно с точки зрения согласованности данных: приходится всё полётное расписание пропускать через голову. А поскольку решать такие кейсы требуется оперативно, добавляются стресс и человеческий фактор — лучшие друзья инцидентов.
Так что мы решили определять местоположение самолёта на ходу. Он находится в аэропорту, если прибыл туда меньше 40 минут назад и после этого никуда не улетел. Приблизительно так и выглядит запрос к базе данных. Такой подход фактически гарантирует актуальность данных и не вызывает вопросов, где самолёт, если он в полёте.
Но это решение отвечает только на вопрос о том, где находится самолёт прямо сейчас. А нас в процессе генерации практически всегда интересует, где самолёт будет в нужное время. Для решения такой задачи мы решили попросту моделировать расписание, отталкиваясь от текущего расположения самолётов.
Добавили особое состояние самолёта «В полёте», в котором он недоступен ни из одного аэропортаТак как нам необходимо знать расположение судов последовательно во времени, достаточно перемещать их, как сказано в расписании. При этом перед каждым вылетом необходимо возвращать прилетевшие самолёты из состояния «В полёте» на землю — в соответствующий аэропорт. Этот подход гарантирует, что расписание корректно, то есть что нет таких случаев, когда самолёт пытается вылететь из аэропорта, в котором его нет (такое может произойти, когда расписание редактируют вручную). Если ошибка всё же допущена, то генерация будет остановлена, а оператор получит уведомление о том, что расписание некорректно. Кроме того, в этом подходе для одной попытки генерации требуется всего один раз пройти по списку запланированных полётов.
Жадный рандомизированный алгоритм не всегда находит решение. Например, это может произойти в такой ситуации:
Алгоритм отправил в аэропорт B более вместительный самолёт. Это привело к тому, что по маршруту A-C-D направилось судно с меньшим количеством мест — и оно не сможет перевезти всех пассажиров на последнем этапе. Но такая ситуация на практике должна возникать редко, ведь авиакомпании строят маршруты с учётом максимизации прибыли и пытаются заполнять суда полностью. Так что практически всегда самолёты определяются однозначно, а выбор у алгоритма есть только среди судов с одинаковой вместимостью. В крайнем случае можно сослаться на овербукинг и предложить некоторым пассажирам улететь следующим рейсом.
Бороться с подобной проблемой, если она возникнет, мы решили брутфорсом. Будем запускать генерацию некоторое число раз (оно задаётся в настройках системы) — и если расписание не будет построено, система об этом уведомит. Тогда можно либо запустить процесс ещё раз, либо смириться с фактом, что расписание построить невозможно. Все запросы на его генерацию выполняются асинхронно, а результаты отображаются на странице шаблонов полётов.
Формируем экипажи
Когда суда назначены на рейсы, похожим образом формируются экипажи. Здесь тоже есть ограничения. Например, законодательство РФ запрещает членам экипажа летать более 12 часов подряд: после половины суток в небе положен 12-часовой отдых. Также нельзя летать более 80 часов в месяц (в исключительных случаях допускается до 90 часов, но по повышенной ставке). Ещё пример: запрещено перелетать океан больше трёх раз в календарный месяц. Все ограничения по каждому сотруднику должен учитывать планировщик — и корректно комплектовать экипаж или оповещать о том, что это невозможно.
Не забываем и об обязательной ротации экипажей: чтобы обеспечить более высокий уровень безопасности, желательно подбирать команду, которая ранее не работала таким составом. Но это условие практически невыполнимо по двум причинам.
Во-первых, количество специалистов конечно и довольно ограничено — так или иначе на рейсе будут два-три человека, которые уже знакомы.
Во-вторых, сравнение возможных комбинаций становится нетривиальной задачей. Например, имея флот в 10 самолётов, нам необходимо 50 укомплектованных экипажей в штате — по пять на каждое воздушное судно. Для Airbus A320 или Boeing 737 (самых распространённых типов самолётов в мире) это командир (p1), второй пилот (p2) и четыре бортпроводника (a), из которых один старший (af). Суммарное количество всех возможных комбинаций будет почти 69 млрд. Если учесть факт, что пилот, имеющий статус командира, может исполнять обязанности второго пилота, а старший бортпроводник может работать в роли рядового, то это число увеличивается ещё на несколько порядков. В общем случае формула будет выглядеть так:
Перефразируя великого Конфуция: «Видишь факториалы — прячься, глупец!». Получается, мы физически никак не можем проверить, был ли такой состав экипажа когда-либо. Во всяком случае, за более-менее адекватное время. Шутка ли — сравнить текущее значение с 70 миллиардами других, и это только в рамках анализа одного рейса!
Очевидно, что решение в лоб не подходит. Надо искать алгоритм, который будет давать достаточно хороший результат, но при этом не требовать бесконечного времени на исполнение. Здесь мы вернулись к жадным алгоритмам, которые просто незаменимы при решении подобных задач. После мозгового штурма выработали такую последовательность:
При планировании первого числа месяца формируем пул для каждой роли в экипаже (командир, второй пилот, бригадир, бортпроводник). С каждым пулом будем работать по принципу очереди.
Проходим по временной шкале от начала к концу месяца. Как только встречаем рейс, который надо запланировать, берём сверху каждого пула необходимое количество человек. Проверяем для каждого, может ли он быть на рейсе: достаточно ли времени прошло с его прошлого полёта, не находится ли он в отпуске или на больничном, смотрим на прочие ограничения. Если все условия соблюдены, записываем человека в полётное задание, если нет — ставим его в конец очереди и берём следующего.
Как только экипаж сформирован, нам надо получить хеш, который складывается из последовательности id.
Берём такие же хеши для N предыдущих рейсов (например, за прошедший месяц) и для каждого находим расстояние Левенштейна до текущего хеша.
Если на этой выборке не нашлось хеша, до которого расстояние меньше 3, значит, текущий экипаж как минимум на 50% не повторялся в последнее время и его можно записывать в таком виде. В противном случае возвращаемся к п. 2 и продолжаем жонглировать очередями.
Важно также учитывать, что большинство рейсов разворотные, — значит, на обратный рейс нужно ставить тот же борт и экипаж. Это сокращает количество вычислений примерно в два раза.
Такой алгоритм может надолго зациклиться, поэтому есть смысл жёстко ограничить максимальное количество итераций, чтобы сформировался хотя бы какой-то экипаж.
Что может пойти не так
В реальности деятельность авиакомпании редко полностью соответствует планируемому расписанию. Причин этому много: например, у воздушного судна может возникнуть неисправность — и выполнять на нём рейсы будет просто опасно для жизни. Или один из членов экипажа берёт больничный или попадает в пробку по пути в аэропорт. Также часто наземные службы не успевают вовремя подготовить самолёт к вылету. Всё это приводит к задержкам рейсов, а иногда даже к их отмене. Так что создаём систему выявления несоответствий в исполнении расписания.
Если что-то может пойти не так или уже пошло, это фиксируется в интерфейсе планируемых полётовСистема способна распознавать ошибки и показывать предупреждения там, где могут возникнуть проблемы.
Есть такие предупреждения и статусы:
SCHEDULED — полёт запланирован по расписанию;
DEPARTED — самолёт отправился из аэропорта вылета;
DEPARTURE_DELAY — самолёт не вылетает из аэропорта слишком долго;
ARRIVED — самолёт приземлился в аэропорту назначения;
ARRIVAL_DELAY — самолёт не приземляется слишком долго;
ARRIVAL_SHIFTED — самолёт приземлился позже планируемого.
Выделенные предупреждения могут вызвать задержку или даже отмену последующих рейсов.
В нашей системе распознаются следующие проблемы, не позволяющие осуществить рейс:
PREVIOUS_ARRIVED_TO_LATE — самолёт приземлился поздно, и перед следующим вылетом не выдерживается время оборота;
PREVIOUS_CAN_ARRIVE_TO_LATE — исходя из планируемого времени полёта судно не сможет приземлиться вовремя, так что возникнет предыдущая ошибка:
PREVIOUS_NOT_DEPARTURE_TOO_LONG — даже если самолёт с предыдущего рейса вылетит прямо сейчас, он всё равно не будет подготовлен к текущему рейсу;
AIRCRAFT_WILL_BE_IN_ANOTHER_AIRPORT — по какой-то причине (ЧП, ручное изменение расписания) судно будет находиться в другом аэропорту;
AIRCRAFT_IN_ANOTHER_AIRPORT — то же, что и в предыдущей ошибке, но как случившийся факт: самолёт уже в другом аэропорту;
EMPLOYEE_NOT_AVAILABLE — сотрудник, назначенный на рейс, будет недоступен;
AIRCRAFT_DEVICE_PROBLEM — одно из устройств самолёта технически неисправно и не позволяет выполнить рейс.
Для отслеживания последних двух ошибок мы добавили личные страницы судов и экипажа. Там можно посмотреть предстоящие рейсы, события (дневник), ближайшие отпуска, выходные и больничные экипажа, а также список устройств самолёта (двигатели, шасси).
Внимание на верхний правый угол: при ручном управлении персоналом очень удобно сразу видеть, когда человек будет недоступен. Кстати, подобные плашки есть и у нас на внутреннем портале для сотрудниковДля каждого из упомянутых устройств также есть страница, где можно указать ограничения по параметрам: при каких значениях устройство приходит в негодность или требует техобслуживания. Например, максимальное количество часов и циклов или допустимое значение по часам и циклам соответственно.
В итоге мы разработали прототип CRM-системы авиакомпании, охватывающий наиболее важные функциональные требования. Осталась самая малость: закупить воздушные суда, нанять экипажи, получить сертификат эксплуатанта, выкупить слоты в аэропортах — и можно выполнять регулярные рейсы.
Хочу сказать больше спасибо Илье Сокову (@iluha1337) и Диме Цыкунову — именно они работали над проектом весь семестр. А также моей коллеге Лиде Перовской (@lperovskaya) за приглашение поучаствовать в программе менторства — это был бесценный опыт, который я планирую повторить. Эту статью можно считать результатом нашего общего интеллектуального труда — всех четверых. Ребята, вы крутые!
P. S. Надо понимать, что реализованные нами алгоритмы далеки от идеала, — и, скорее всего, серьёзно уступают существующим enterprise-решениям. Но свою миссию они выполнили: студенты получили практические навыки и попробовали решить задачу из реальной жизни. В этом и заключается конечная цель образовательного процесса.
P. P. S. Ни у кого из участников этого проекта нет профильного образования и опыта работы в авиации — поэтому мы запросто могли что-то напутать. Если среди читателей найдутся эксперты в этой области, будем рады получить обратную связь в комментариях.
ВЗГЛЯД / Компания VK решила открыть концертное пространство VK STADIUM :: Новости дня
Стали известны подробности гибели человека при пожаре в OBI В России за сутки госпитализировали 1,4 тыс. человек с коронавирусом VK решает открыть в историческом здании на Ленинградском проспекте в Москве первое многофункциональное концертное пространство VK STADIUM. Проект реализуется в партнерстве с Sagrado Corp. Площадка может вместить до семи тысяч человек, здесь будут проходить шоу и музыкальные мероприятия. Предполагается, что VK STADIUM будет проводить до ста мероприятий в год, говорится в сообщении на сайте «ВКонтакте». В компании отметили, что ежемесячная аудитория VK Музыки на данный момент составляет более 40 млн пользователей. В этом году сервис осуществил несколько уникальных проектов со звездами. В частности, в рамках сентябрьской рекламной кампании более ста артистов собрали личные плейлисты с любимыми песнями. А с октября в сервисе постоянно появляются эксклюзивные премьеры от топовых артистов. VK отмечает, что открытие собственной площадки позволит расширить возможности взаимодействия аудитории с артистами в офлайн-формате. В VK STADIUM установлены медиаэкраны для трансляции контента. Для подписчиков VK Музыки разработаны особые привилегии: fast-track, позволяющий быстро пройти на мероприятие, плюс уникальная зона Meet&Greet на бэкстейдже. Подписывайтесь на ВЗГЛЯД в Эксперт предупредил о последствиях ссоры Европы с Катаром Эксперт Юшков: Россия выиграет от возможной ссоры Европы с Катаром Катар разделяет политику и бизнес. Однако бесконечно терпеть обвинения Доха не станет. И если они прекратят сотрудничество с ЕС, Россия может еще больше нарастить экспортные мощности, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере энергетики Игорь Юшков. Ранее катарский дипломат заявил, что дело о коррупции в Европарламенте, в котором якобы замешана Доха, может плохо сказаться на диалоге по газу. «Европа очень сильно зависит от катарского СПГ, поскольку Доха – второй по объему поставщик после США. На их долю приходится порядка 15% европейского рынка. Так что портить отношения с Катаром ЕС совсем невыгодно», – сказал Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности. «Другое дело, что власти Катара ранее заявляли о готовности продавать газ кому угодно, особенно в момент звучащей критики и всевозможных запретов при проведении ЧМ по футболу», – напоминает собеседник. «При этом Доха довольно серьезно отделяет бизнес от политики, допуская торговлю даже с государствами, с которыми у нее плохие отношения. И европейцам не стоит прямо сейчас опасаться прекращения поставок СПГ из Катара. Тем более что экспортом газа из государства в основном занимаются международные компании», – отмечает он. «Как только топливо загружается на газовоз, оно автоматически становится собственностью компании. И без официального запрета на экспорт сырья поставки в Европу прекратиться не могут. А отношения между европейцами и Дохой еще не накалились настолько, чтобы Катар это сделал», – предполагает эксперт. «Вместе с тем подобные истории толкают ближневосточные страны в сторону Азии. Например, Китай не критикует ни Саудовскую Аравию, ни Катар, ни Иран за их внутриполитические дела. Он более тактично ведет себя с точки зрения дипломатии. И это большой плюс в глазах Ближнего Востока. Это же касается России», – обращает внимание Юшков. «Поэтому когда Европа критикует Саудовскую Аравию за нарушение гражданских прав или осуждает Катар за использование наемного труда, она рубит сук, на котором сидит. И до бесконечности это продолжаться не может», – говорит собеседник. При этом от возможной ссоры Катара с ЕС Россия получит свои выгоды. «Во-первых, мы в очередной раз получили доказательства того, что ЕС – не «цветущий сад», как убеждал нас Боррель. Коррупция есть везде. Им следует прекратить рассказывать нам сказки», – иронично замечает эксперт. «Во-вторых, мы видим, насколько сильно европейцы зависят от газовых поставок. И если они решатся поссориться с Катаром, мы сможем предложить им снять санкции и экспортировать собственное топливо», – заключил Юшков. Ранее Катар отверг обвинения по делу о коррупции в Европарламенте. В Дохе отметили, что попытка приостановить доступ государства к территории комплекса парламента до выяснения всех обстоятельств – дискриминация, пишет «Коммерсант» со ссылкой на агентство AFP. По данным издания, в Катаре уверены, что подобные действия негативно скажутся на диалоге по поставкам СПГ в ЕС. При этом в Дохе указали, что являются важным поставщиком топлива в Бельгию, где и проводится расследование. Напомним, в начале декабря по делу о коррупции в связи с организацией чемпионата мира по футболу в Катаре была задержана зампред Европарламента Ева Кайли. Фигурантами дела стали еще три человека. По мнению правоохранительных органов, коррумпированные чиновники ЕС распространяли в столице Бельгии позитивные оценки Катара и старались улучшить имидж этой страны, замалчивая случаи нарушения там прав человека. Также бельгийская полиция провела обыск в здании Европейского парламента (ЕП) в Брюсселе по делу Евы Кайли. Сама Кайли была исключена из политической партии и лишилась должности в ЕП, она отрицает свою вину. Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД Названы причины вырубки харьковских лесов украинскими войсками Правозащитница Шеслер: Для украинской армии торговля лесом – выгодный бизнес Украинские власти, понимая, что в любой момент могут утратить контроль над Харьковской областью, стремятся как можно больше заработать на вывозе и продаже природных ресурсов. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказала правозащитница Лариса Шеслер. Ранее стало известно, что ВСУ в Харьковской области начали массово вырубать леса на продажу. «Украинская власть всегда рассматривала своим главным источником обогащения именно ресурсы – это уголь, железные руды, зерно, янтарь и многое другое. В целом все, что находится на территории Украины, стало предметом заработка украинских олигархов. И харьковские леса не исключение», – рассказала руководитель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины, экс-депутат Николаевского облсовета Лариса Шеслер. «Очевидно, что главным бенефициаром торговли в данном случае является министерство обороны Украины. Вырубать леса в зоне боевых действий можно исключительно с согласия военного ведомства и под его непосредственным контролем», – отметила собеседница. «Для украинской армии торговля лесом гораздо более выгодный бизнес, чем продажа поставляемой Западом гуманитарной помощи, западного оружия и обмундирования. Мы знаем, что страны Запада очень негативно относятся к торговле их помощью и уже неоднократно критиковали за это Украину», – полагает она. «При этом те же западные страны очень позитивно воспримут продажу древесины и с большей долей вероятности именно они станут покупателями харьковского леса. Запад привык воспринимать Украину как источник дешевого сырья для своей промышленности и экономики», – рассуждает Шеслер. «Стоит отметить, что вырубка лесов всегда должна сопровождаться природоохранными органами, но на Украине это уже давно так не работает. К примеру, мы знаем о постоянной вырубке лесов в Карпатах. Лысые склоны гор – достаточно удручающее зрелище, кроме того, это еще и повлекло регулярные наводнения в Прикарпатье», – добавила правозащитница. «К тому же Харьковскую область украинская власть рассматривает как нелояльную территорию. Именно поэтому они стремятся как можно быстрее все вырубить, распродать, разграбить, поскольку контроль над ней может быть утрачен в любой момент», – заключила она. Ранее офицер Народной милиции ЛНР Андрей Марочко сообщил, что вооруженные силы Украины, дислоцирующиеся на Купянском направлении, начали массовые вырубки лесов и лесополос для продажи. По словам Марочко, лесовозы из зоны боевых действий уже заметили в Харькове и Купянске. Отмечается, что украинское командование приказало военнослужащим тыловых подразделений вырубать древесину, которую затем отправляют на продажу, причем вырубка ведется варварским способом. Ранее Марочко заявил, что ВСУ не хватает боеприпасов, техники и транспорта, многие передвижения идут пешим порядком, поскольку транспорт, который им поставляют, не совсем предназначен для местных климатических условий. Ранее газета ВЗГЛЯД писала о случаях продажи гуманитарной помощи Запада на территориях, подконтрольных Киеву. «Люди рассказывают: гуманитарную помощь чаще всего не получают вовсе, зато видят, как ее сбывают в магазинах и ларьках. Так, например, в Херсоне очень дорого – от 40 гривен и выше – продается сейчас хлеб в ООНовской упаковке с пометкой «не для продажи», – сказал газете ВЗГЛЯД секретарь Херсонского отделения «Единой России», замруководителя думской фракции партии Игорь Кастюкевич. Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД Новости СМИ2 Появились подтверждения способности российских ракет пробивать пассивную защиту украинских энергообъектов Военные эксперты проанализировали снимки ночного удара ВС России по объекту в Киеве и установили, что российские беспилотники-камикадзе способны поражать пассивную защиту украинских энергообъектов. Telegram-канал «Рыбарь» со ссылкой на WarJournal поясняет, что целью российского удара стала подстанция 330/110 «Нивки». На видео с места прилета видно, что боеприпас поразил как минимум один автотрансформатор 330 Кв, предполагается, что устройство выведено из строя и восстановлению не подлежит. Также в ролике показано, что подстанция защищена ограждениями в виде мешков с песком и защитных заграждений, однако боеприпас пробил эту стену и успешно поразил цель. Ранее в Сети появились видео разрушенной подстанции, где именно оно было снято, не сообщается. Участники съезда детского движения выбрали окончательное название Участники съезда детского движения окончательно выбрали название «Движение первых» Участники съезда Российского движения детей и молодежи в третий раз проголосовали за название движения, большинством голосом было выбрано название «Движение первых». Голосование прошло в понедельник в московском «Манеже». В третий раз на голосование было вынесено пять названий. За название «Движение первых» проголосовало 760 человек, за «Новое поколение» – 326, за «Пионеры» – 56 человек, за «Движение имени Гагарина» – 51, за «Юность» – 76, передает ТАСС. Итоги предыдущих голосований были отменены. Напомним, в воскресенье в Москве открылся I Съезд Российского движения детей и молодежи (РДДМ), объединив почти полторы тысячи участников из всех 89 субъектов России: детей, а также вожатых и волонтеров. Новости СМИ2 Под Киевом повреждены объекты критической инфраструктуры В результате ночных ударов дронами в Киевской области повреждены объекты критической инфраструктуры, сообщил глава Киевской областной военной администрации Алексей Кулеба. Кулеба написал в своем Telegram-канале, что местные власти в настоящее время работают над ликвидацией последствий ударов. В субботу половина Киевской области осталась без света. Стало известно о применении в зоне СВО оптико-электронного комплекса «Ирония» Российские военные рассказали, как используют оптико-электронный комплекс «Ирония» в СВО Российские военные на Купянском направлении используют многофункциональный оптико-электронный комплекс «Ирония» для наведения на цели и съемки ударов, рассказал боец специального назначения Западного военного округа. По словам военного, разведчики используют переносной прибор, предназначенный для наблюдения и сбора информации о местности. «Ирония» позволяет выявлять различные объекты и оснащен тепловизором и лазерным дальномером, передает РИА «Новости». С помощью прибора можно также производить видеосъемку. Также он выдает дальность и координаты целей, которые разведчики передают авиации и артиллерии. Ранее офицер одного из подразделений спецназа ЗВО сообщил, что российские спецназовцы ликвидировали не меньше трех наемников из Польши в районе поселка Долгенькое в Харьковской области. Новости СМИ2 Взрывы прозвучали в Киеве В Киеве и Киевской области прозвучали воздушная тревога и взрывы Звуки взрывов слышны в Киеве; в городе, а также во всем столичном регионе прозвучал сигнал воздушной тревоги, сообщают информационные агентства. Украинские СМИ сообщили, что в столице взрывы прозвучали второй раз за час. В Киеве была повторно объявлена воздушная тревога. Электричество отключено в некоторых районах города, передает ТАСС. Позднее мэр украинской столицы Виталий Кличко подтвердил в Telegram взрывы в Соломенском и Шевченковском районах Киева. Глава городской военной администрации Сергей Попко сообщил, что получил повреждения объект критической инфраструктуры. Кроме того, воздушную тревогу объявили в Винницкой, Днепропетровской, Кировоградской, Николаевской, Полтавской, Харьковской и Черкасской областях, а также в тех частях ДНР и Запорожской области, которые находятся под контролем украинских военных. Позднее в большинстве регионов воздушную тревогу отменили. Напомним, вечером в воскресенье украинские войска нанесли удвар по Донецку, под обстрел попала больница имени Калинина. Один из пациентов погиб в результате украинского обстрела. В ночь на четверг Донецк подвергся самому мощному обстрелу с начала конфликта в Донбассе в 2014 году. Экс-премьер СССР Рыжков предложил вариант воссоздания Советского Союза Бывший глава Совета министров СССР Рыжков предложил воссоздать Советский Союз по принципу ЕС Воссоздать Советский Союз в том виде, в котором он существовал, нельзя, но можно это сделать на новых принципах, заявил бывший председатель Совета министров СССР Николай Рыжков. Рыжков заявил, что следует «стараться быть близко к европейскому объединению, где есть основа – Евросоюз и его органы». По его словам, «по принципу ЕС» и «на новых условиях» можно было бы организовать объединение стран на территории бывшего СССР, передает РИА «Новости». Он заявил, что не нужно пытаться «воссоздать СССР по облику и подобию 1922 года», ведь государство – это «живой организм», который «развивается, стареет, болеет, периодически им надо заниматься». По словам Рыжкова, «не должно стоять все на месте, должно двигаться». Напомним, 30 декабря исполняется 100 лет с момента принятия декларации об образовании СССР. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле праздновать эту дату не будут, хотя времена СССР считают важной частью истории. Президент России Владимир Путин говорил, что распад СССР для него оказался трагедией, как и для большинства граждан страны. Новости СМИ2 Страны ЕС согласовали потолок цены на газ Страны ЕС согласовали лимит цен на газ, он будет введен с 15 февраля в случае достижения ценовой отметки в 180 евро/мегаватт-час, сообщил источник, относящийся к чешскому председательству в сообществе. По данным источника в ЕС, договоренность об ограничении цен на газ была достигнута почти единогласно, согласие на потолок цен на газ дала и Германия, которая несколько месяцев отвергала возможность соглашения, передает ТАСС. Источник также пояснил, что потолок цен на газ в ЕС будет введен с 15 февраля в случае достижения ценовой отметки в 180 евро/мегаватт-час (около 1900 евро за тысячу кубометров). Ранее агентство Bloomberg сообщило, что председательствующая в Совете ЕС Чехия предложила снизить потолок цен на газ до 188 евро за МВт·ч. Между тем отказ от российского газа уже обошелся Европе в 1 трлн долларов. Посол по особым поручениям МИД Юрий Сентюрин заявил, что Европейский союз, вводя потолок цен на газ, использует контррыночные инструменты, которые приведут к деградации законов рынка. НАСА показало оставшуюся без света Украину НАСА опубликовало спутниковый снимок с оставшейся без света Украиной Американское космическое агентство НАСА опубликовало спутниковый снимок Земли, на котором видно, что территория Украины осталась без света после российских ударов, нанесенных 16 декабря. На снимке, датируемом 17 декабря, видно, что Украина остается в полной темноте. При этом в соседних странах заметны яркие пятна от света городов и инфраструктуры. Напомним, в пятницу Вооруженные силы нанесли массированный ракетный удар по объектам на Украине. Целями стали системы военного управления, оборонно-промышленного комплекса и обеспечивающие их объекты энергетики Украины. Новости СМИ2 Мирошник заявил о приказе Зеленского энергетикам врать украинцам Мирошник обвинил власти Украины в сокрытии от населения информации об истинном состоянии энергосистемы Офис украинского президента приказал энергокомпании ДТЭК скрывать информацию об истинном состоянии энергосистемы Украины, чтобы жители страны не впадали в депрессию, заявил экс-посол ЛНР в Москве Родион Мирошник. Комментируя заявление директора ДТЭК Дмитрия Сахарука о возобновлении генерации через две-три недели, Мирошник сказал, что президент Украины Владимир Зеленский встревожен из-за «чемоданных настроений» населения. По словам Мирошника, офис президента считает, что в заявлениях ДТЭК «свет в конце тоннеля обязательно должен маячить», передает ТАСС. Мирошник указал, что в ДТЭК уже поясняли: большую часть энергосистемы смогут восстановить не ранее весны. Он отметил, что «с технической точки зрения» на Украине «ничего не изменилось», зато «изменились информационные установки». Как заявил Мирошник, энергосистема Украины «безвозвратно деградирует», но жителям страны не хотят об этом сообщать. «Если у вас нет света, считайте, что вы тот самый один процент, которому не повезло, у остальных уже давно все в порядке», – привел Мирошник позицию украинских властей, пояснив, что в Киеве опасаются массового отъезда населения, так как используют его в качестве живого щита и «объекта страданий, для демонстрации западными СМИ наивным западным налогоплательщикам». Мирошник заявил, что «пустые города смотрятся в кадре неубедительно, лучше – с мерзнущими и плачущими людьми». Напомним, Зеленский признал, что с водоснабжением в стране наблюдаются большие проблемы, ситуация с тепло- и электроснабжением остается сложной. В декабре сообщалось, что на Украине повреждено около 50% всех объектов инфраструктуры. Житель Северодонецка пытался ввезти в Луганск елочные игрушки с призывами убивать русских Спецслужбы: Мужчина пытался ввезти в Луганск елочные игрушки с призывами убивать русских Житель Северодонецка по заданию Киева готовил провокацию в Луганске – он пытался ввезти елочные игрушки с призывами убивать русских, сообщил представитель спецслужб. Как сообщил источник РИА «Новости», в целях проверки останавливали транспорт, в процессе проверки один из водителей проявил признаки испуга. У него нашли пакет с елочными игрушками, на которых были надписи, разжигающие межнациональную рознь, в частности призывы убивать русских. Он уточнил, что мужчина по заданию ЦИПСО планировал в качестве провокации развесить эти игрушки на елке вблизи одного из учебных заведений в центре города, чтобы продемонстрировать якобы проукраинские настроения. По его словам, подобные даже мелкие провокации поощряются правительством Украины и курируются украинскими спецслужбами. Новости СМИ2 Российские войска за сутки уничтожили более 300 украинских военных на четырех направлениях В результате огневого налета российской артиллерии по скоплению военных и техники ВСУ на Купянском направлении возле Ивановки Харьковской области и Новоселовского Луганской народной республики (ЛНР) ликвидированы более 20 военнослужащих, машина пехоты, сообщил на брифинге официальный представитель Минобороны генерал-лейтенант Игорь Конашенков. Огнем артиллерии на Краснолиманском направлении нанесено поражение подразделениям ВСУ в районах Червоной Дибровы и Стельмаховки ЛНР, а также в районе Серебрянского лесничества, сообщается в Telegram-канале Минобороны России. Рядом с Розовкой ЛНР уничтожены четыре диверсионные группы. Общие потери противника на Краснолиманском направлении составили до 70 военнослужащих, две бронемашины и два пикапа. В ходе наступательных действий российские войска заняли более выгодные рубежи на Донецком направлении. Артогнем сорваны попытки противника провести разведку боем позиций российских войск у населенных пунктов Новгородское, Спорное, Ленинское, Водяное и Невельское Донецкой народной республики (ДНР). За последние сутки на Донецком направлении ликвидированы более 130 военнослужащих, два танка, три бронемашины, перечислили в Минобороны. Огнем артиллерии на Южно-Донецком направлении нанесено поражение ротным тактическим группам 72-й механизированной бригады и 108-й бригады терробороны ВСУ, которые предпринимали безуспешные попытки атаковать возле населенных пунктов Владимировка, Новомихайловка,и Новоселка ДНР, сообщил Конашенков. У Никольского ДНР уничтожены две диверсионные группы ВСУ. Общие потери противника на этом направлении составили порядка 80 военнослужащих убитыми и ранеными, две бронемашины. Ракетными войсками и артиллерией группировок войск ВС России поражены пункты дислокации подразделений 61-й пехотно-егерской бригады, 124-й бригады терробороны, группы центра специальных операций «Юг» ВСУ рядом с населенными пунктами Константинополь ДНР, Велетенское и Херсон. Также нанесено поражение 56 артподразделениям ВСУ на огневых позициях, живой силе и технике в 139 районах, отчитались в Минобороны. Средствами ПВО за последние сутки сбиты восемь украинских беспилотников в районах населенных пунктов Площанки, Меловатки, Нижней Дуванки ЛНР, Николаевки, Волновахи ДНР, Приютного Запорожской области и Каиры Херсонской области. Перехвачены шесть реактивных снарядов HCPH HIMARS и «Ураган» недалеко от населенных пунктов Дебальцево, Сладкое ДНР, Кременная ЛНР и Любимовка Запорожской области. В воздушном пространстве Белгородской области сбиты четыре американские ракеты ПРО HARM, подытожили в оборонном ведомстве. ВСУ начали массово вырубать леса на продажу Марочко: ВСУ на Купянском направлении начали вырубать леса для продажи Вооруженные силы Украины (ВСУ), дислоцирующиеся на Купянском направлении, начали массовые вырубки лесов и лесополос для продажи, сообщил офицер Народной милиции Луганской народной республики (ЛНР) Андрей Марочко. По его словам, украинское командование приказало военнослужащим тыловых подразделений вырубать древесину, которую затем отправляют на продажу, причем вырубка ведется варварским способом. По словам Марочко, лесовозы из зоны боевых действий уже заметили в Харькове и Купянске, передает ТАСС. Ранее Марочко заявил, что ВСУ не хватает боеприпасов, техники и транспорта, многие передвижения идут пешим порядком, поскольку транспорт, который им поставляют, не совсем предназначен для местных климатических условий. Новости СМИ2 Центр Марьинки зачистили от ВСУ Пушилин: Центр Марьинки зачищен от украинских войск Центр Марьинки зачистили от украинских войск, укрепления ВСУ в этом населенном пункте почти перешли под контроль российских сил, сообщил врио главы Донецкой народной республики Денис Пушилин. Пушилин сообщил, что в Марьинке высотки, которые служили очень серьезным укреплением противнику, практически находятся под контролем. Осталась совсем небольшая часть этого города, где украинские националисты еще могут удерживаться, заявил он в эфире канала «Россия 24». Врио главы ДНР также сообщил, что часть позиций ВСУ, с которых 18 декабря были нанесены удары по Донецку, была уничтожена ночью ответным огнем российских сил. Были нанесены удары по скоплению противника в Авдеевке, Красногоровке, а также по западной части Марьинки, которая еще пока не находится под российским контролем, сказал он. |