почему этого лучше не делать
Сергей Смирнов
Консультант и тренер по цифровой и комплексной безопасности для команд некоммерческих организаций и независимых журналистов.
Материал обновлен в сентябре 2021 года. Регистрируетесь на сайте или в мобильном приложении? Возможно, вам предложат указать номер телефона. И даже станут пугать взломщиками и забытыми паролями. Консультант по цифровой безопасности Сергей Смирнов помогает разобраться, в чем тут риски, кто и зачем хочет получить наши телефонные номера и что можно с этим сделать.
Зачем им мой телефон?
Одна из причин – идентификация пользователя. При активации сим-карты в России и некоторых других странах мира (например, в Германии, Польше, Испании) покупатель должен показать продавцу удостоверение личности. Впоследствии владельцы сервисов могут требовать для идентификации телефонный номер. Пример – wi-fi в российских гостиницах и аэропортах. Вы не можете «просто» подключиться к Интернету. Придется указать номер своего мобильного телефона, получить на него специальный проверочный код и ввести его на странице сервиса.
Российские законодатели верят в идентификацию с помощью номеров мобильных телефонов. По их замыслу, даже пользователи мессенджеров обязаны подтверждать свою личность таким образом. Отрицание права на анонимность типично для общества XXI века, перегруженного фобиями в борьбе с терроризмом и преступностью.
Еще по теме: Куда приведут ваши цифровые следы?
Сбор всевозможной информации о вас в сети, привязка к личности, составление вашего профиля (например, для маркетинговых целей или для нужд правоохранительных органов) создают угрозу приватности и безопасности.
В авторитарных странах отсутствие анонимности означает проблемы с доступом к информации. Под ударом оказывается свобода слова: блогер не может писать о нарушениях прав человека под своим настоящим именем, не опасаясь репрессий.
Вторая распространенная цель, ради которой у вас запрашивают телефонный номер, – восстановление доступа к аккаунту при забытом пароле. Нажмите кнопку, по SMS придет гиперссылка, и вы вернете контроль над аккаунтом. Звучит хорошо, но есть слабое место: зависимость от оператора мобильной связи. Тот способен перевыпустить сим-карту, и злоумышленник «восстановит» пароль к вашему аккаунту.
Владельцы сервисов нередко предлагают указать телефон «для защиты вашей учетной записи». С точки зрения «безопасника» эта функция, наоборот, создает уязвимость.
Третья цель – предоставление услуг. Владелец онлайнового магазина просит ваш номер телефона, чтобы присылать полезную информацию. Авиакомпания сообщает о задержке рейса или изменении выхода на посадку. Метеослужба передает прогноз погоды. Медицинский центр напоминает о визите к врачу. Социальная сеть отправляет тревожный сигнал, если неизвестное лицо пытается войти в ваш аккаунт. Банки используют SMS, чтобы подтверждать онлайновые платежи и доставлять клиентам информацию об изменении их счетов (PUSH-уведомления) для этого тоже применяются).
Кажется, от всего перечисленного клиенту одна польза. Но данные собираются также в маркетинговых целях, а то и просто для рассылки спама и назойливых звонков с предложением всего на свете. Номера телефонов запрашивают всюду: на кассе в магазине («для оформления скидочной карты»), при заселении в гостиницу, для получения визы, чтобы записаться на шиномонтаж. На вопрос «зачем?» могут ответить «таков порядок» или «на всякий случай».
Люди устали, привыкли, хотят побыстрее завершить процедуру регистрации, дают телефон, не размышляя, как он будет использоваться. Тем более не читают длинное, составленное сухим языком пользовательское соглашение. Где-то в тексте соглашения может затеряться информация о том, что, собственно, владелец сервиса намерен делать с вашим телефонным номером и на каких условиях, а также как потом удалить телефонный номер из системы. Персональные данные, включая телефонные номера, то и дело «утекают».
Еще по теме: Хочу защитить переписку в мессенджере. Что делать?
В апреле 2019 года компания DeviceLock сообщила о том, что обнаружила в российском сегменте Интернета более тысячи открытых баз данных. В ноябре 2018 года «Коммерсант» написал о многочисленных личных файлах, обнаруженных журналистами на общедоступных компьютерах в московских МФЦ. Посетители второпях, по небрежности оставляли свои электронные документы где попало.
А еще телефонный номер запрашивает мессенджер, которому нужны контакты вашего смартфона. По-другому этот мессенджер не работает.
А еще номером интересуются мошенники и социальные инженеры. Сим-картой из потерянного/украденного телефона могут воспользоваться для доступа к финансам и даже для снятия денег с банковского счета. Одного телефонного номера для этого мало, поэтому злоумышленники используют дополнительную собранную ими информацию.
Наконец, для перехвата SMS-сообщений можно использовать уязвимость протокола SS7 (в России также используется название ОКС-7), который создавался в 70-х годах прошлого столетия без «прицела на безопасность».
Может, лучше вообще не указывать номер телефона?
Давайте рассмотрим некоторые примеры.
Электронная почта
Mail.ru и Яндекс запрашивают номер телефона прямо на странице регистрации. Можно выбрать ссылку «У меня нет мобильного телефона» (было бы честнее написать «Я не хочу указывать мобильный телефон»). Эта ссылка меняет запрос телефонного номера на запрос адреса email (Mail.ru, указывать email не обязательно) или выбор ответа на контрольный вопрос (Яндекс).
Итак, можно избежать указания номера мобильного телефона при регистрации нового адреса, но этот путь нельзя назвать очевидным. Если вы указывали номер раньше, нетрудно удалить его в настройках сервиса (ввести код, который сервис отправит на ваш телефон по SMS). Чтобы включить двухфакторную аутентификацию в Mail.ru и Яндексе, номер мобильного телефона нужен. И пока двухфакторная аутентификация включена, удалить этот номер из настроек аккаунта нельзя (даже если для генерации кодов вы пользуетесь мобильным приложением, а не SMS).
Номер мобильного телефона потребуется и для регистрации аккаунта Google (и почты Gmail). Потом его можно удалить в настройках сервиса. Для подключения и работы двухфакторной аутентификации номер указывать не обязательно. Тем не менее Google не перестает предлагать ввести номер телефона «для вашей безопасности».
Швейцарский сервис Proton Mail и немецкая Tutanota, которые уделяют особое внимание приватности и конфиденциальности пользователей, не просят телефонный номер ни для регистрации, ни для двухфакторной аутентификации.
Социальные сети
«ВКонтакте» позволяет зарегистрироваться только с номером телефона. Удалить его в настройках нельзя, можно лишь заменить на другой номер. В число способов двухфакторной аутентификации входит SMS, и отключить этот вариант не получится.
Facebook также требует номер при регистрации, но позволяет впоследствии удалить его в настройках. Двухфакторная аутентификация может быть включена и использоваться без мобильного номера.
Twitter позволяет выбирать, с чем вам удобно регистрироваться – номером телефона или адресом email. К сожалению, используя разные адреса email и разные IP-адреса, мне ни разу не удалось зарегистрировать новый аккаунт только по адресу email. Twitter неизменно сообщал о «подозрительной активности», блокировал процесс регистрации и требовал подтвердить телефонный номер. Пройдя регистрацию, номер из настроек убрать можно, но лишь теоретически: выполнив эту операцию, Twitter немедленно блокировал аккаунт и требовал снова указать телефонный номер. Двухфакторную аутентификацию Twitter согласился включить лишь через SMS.
Instagram регистрирует без телефонного номера (нужен адрес email). Двухфакторную аутентификацию тоже можно включить и использовать без SMS.
Мессенджеры
В некоторых популярных мессенджерах привязка к телефону – неотъемлемая часть. В эту компанию попадают WhatsApp, Telegram, Viber и даже Signal, который эксперты по безопасности часто рекомендуют как более защищенный по сравнению с конкурентами.
Пользователи Facebook могут общаться с помощью Facebook Messenger, и хотя при регистрации аккаунта Facebook нужен номер телефона, его впоследствии можно удалить и пользоваться Facebook Messenger без этой привязки.
Для работы со Skype нужна учетная запись Microsoft, но там указывать номер телефона не обязательно.
Из менее известных продуктов, не требующих привязки к номеру мобильного телефона, можно назвать мессенджеры Wire и Briar. Последний к тому же децентрализованный (не зависит от единого сервера) и, подобно своему известному «коллеге» Firechat, поддерживает возможность связи между пользователями без Интернета (с помощью технологий wi-fi и Bluetooth), хоть и на малых расстояниях. Пока у Briar, однако, сравнительно небольшая аудитория и нет версии для iOS.
Что можно сделать для безопасности?
- По возможности не регистрироваться там, где требуют номер телефона. Не указывать номер, если нет особой нужды.
- Проверить настройки уже используемых сервисов. Если там есть номер и его можно удалить без ущерба для функциональности сервиса, возможно, это следует сделать.
- Отказаться от схем «восстановления пароля» по телефону. Лучше потратить немного времени на создание надежных паролей, сохранить их в защищенной базе менеджер паролей, периодически делать резервные копии как этой базы, так и самих защищенных данных.
- Включить в настройках аккаунтов двухфакторную аутентификацию. Лучше, если вторым фактором станет не SMS, а, например, одноразовый код из мобильного приложения. Google Authenticator или Authy подойдут.
- Позаботиться о мобильном устройстве: удалить ненужные приложения, регулярно чистить данные (SMS-сообщения, историю звонков, переписку в мессенджерах), убедиться, что включено шифрование устройства, а если у кого-то пока не включено – прямо сейчас установить пароль на вход.
- Настроить уведомления сервисов так, чтобы быть в курсе любой попытки несанкционированного входа.
Можно прибегнуть и к другим, более редким рецептам, например, использовать сим-карту зарубежного оператора (в некоторых странах по-прежнему можно купить сим-карту без предъявления документа). Правда, придется поддерживать этот номер в рабочем состоянии – следить за балансом и вовремя пополнять счет.
youtube.com/embed/mWPY3oSuRUY?feature=oembed&enablejsapi=1&origin=https://te-st.org» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Если вам приходится указывать номер мобильного телефона, отдавайте себе отчет в том, какие риски связаны с этим фактом. Возможно, лучше не передавать с помощью этого сервиса избыточную информацию. Если же вам не повезло и вы потеряли смартфон (или его украли, или изъяли), есть смысл, не откладывая, заблокировать сим-карту у оператора мобильной связи.
О базовых правилах, которые помогут вам обезопасить смартфон — в нашем материале. А 30 шагов по приведению компьютера в порядок — здесь.
Всякие правила безопасности индивидуальны. Вам может не подойти часть этих рекомендаций, зато для вас эффективно работает что-то другое. Поделитесь с нами в комментариях.
На самарских рынках прошла облава на мигрантов — 9 февраля 2023
Все новостиКолонна нелегалов: полиция устроила облаву на мигрантов
Супруги погибших военнослужащих получат соцподдержку: новости СВО за 9 февраля
«Всё сыпалось… люди кричали в окна»: как Новосибирск переживал взрыв газа и обрушение подъезда в доме — репортаж
Браком не считал? В Самарской области разведенных женщин больше, чем разведенных мужчин
Старят и бледнят: 4 популярных оттенка помады, которые испортят образ
На трассе М-5 в Самарской области «Фиат» вылетел на встречную полосу
Контролировать мигрантов в Самарской области будет новый начальник
Дома стерты с лица земли, люди живут на улице. Репортаж из разрушенной землетрясениями турецкой Аданы
Назван город Самарской области, в котором поженили отца и дочь
Кто придумал День книгодарения и что вручить близким: собрали несколько идей
Четверо малышей умерли, Дима — единственный выживший. История мальчика, у которого развился ДЦП после вспышки инфекции в роддоме
Стало известно, кого заселят в новый микрорайон за ТЦ Metro
Расселенцы из-за метро рассказали, как у них идут суды с Минстроем
Напали с ножом на учителя? Рассказываем, что произошло в тольяттинской школе № 90
В Самаре полицейский попался на пересылке марихуаны знакомому
«Я заработала красивую жизнь». История 70-летнего дизайнера, которая объездила полмира и одевает жен арабских шейхов
В Самарской области школьница пыталась покончить с собой из-за экзамена
Подозрительные «газовики», взрыв, розыск подозреваемых — что могло привести к обрушению дома в Новосибирске
«Сейте рассаду вовремя!» Что нужно посадить в феврале, чтобы получить хороший урожай
«Падали плиты, люди кричали». Как взрыв газа разрушил пятиэтажку в Новосибирске — посмотрите, что осталось от дома
Самарскому мусорному оператору пригрозили банкротством
Стреляют дротиками в собак: показываем работу ловцов бездомных животных в одном видео
«Надо пахать 24/7»: семья блогеров после кругосветки обосновалась в деревне и открыла глэмпинг
«Мама под завалами»: что известно о страшном взрыве в Новосибирске, унесшем жизни семи человек
Семью участника драки в ТЦ «Эль Рио» вышлют из России
Сильные, ленивые и токсичные: какими видят русских (и почему о нас так думают)
Люди в масках и с пистолетом напали на детей в школе. Кто это был и как их задержали — видео
Возле дачи со слонами хотят построить малоэтажки
Территорию строительства планетария обнесли забором
«А брат ушел жить в лес». Как мать с ребенком выгоняют из дома, где они прожили 14 лет
В рухнувшем «АК Банке» выявили новый эпизод мошенничества
Пригожин заявил, что ЧВК «Вагнер» больше не набирает заключенных на спецоперацию
В Роспотребнадзоре рассказали, какие вирусы разбушевались в Самарской области
В МВД рассказали о судьбе заявлений на новый загран, которые были поданы до 2 февраля
«Челночники» XXI века: кто и зачем летает с огромными сумками из России в Кыргызстан и кто на самом деле нас одевает
Пять фактов об «этом»: самарский врач ответил на вопросы о сексе, которые вы стеснялись задать
Пожар от аромасвечи и пол, пробитый гирей, — как отметить день влюбленных и 23 Февраля, чтобы не было больно
Вор украл телефон и взял на его владельца кредит. Пострадавший больше двух лет избавлялся от долга
Запанской или центр: в каком районе Самары продают больше всего квартир?
Все новости
Полицейские работали вместе с ОМОНом
Фото: ГУ МВД России по Самарской области
Поделиться
Самарские силовики рассказали об итогах рейда на иммигрантов-нелегалов. Проверки прошли на рынках на улице Дальневосточной и проспекте Кирова. Посмотрите видео.
Еще чуть-чуть и видео загрузится
Видео: ГУ МВД России по Самарской области
— Всего полицейским удалось поймать 17 нелегалов. 13 из них получили протоколы о нарушении правил въезда, а еще четверо работали без документов. Двоих из нарушителей планируется депортировать, — рассказали в ГУ МВД России по Самарской области.
В конце января 2023 года силовики также посетили несколько самарских рынков. А в начале февраля мигрантов искали в Советском районе областной столицы.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.
По теме
09 февраля 2023, 17:40
Контролировать мигрантов в Самарской области будет новый начальник07 августа 2019, 10:41
В Самарской области осудили «поставщика» нелегалов09 января 2019, 13:39
Билеты покупают сородичи и народ: из Самарской области за год выдворили 910 нелегалов06 ноября 2018, 13:54
Самарские чекисты выдворили из региона 56 нелегалов, которые читали запрещенную литературу26 января 2023, 11:09
На самарские рынки нагрянул ОМОН
Валерия Гудалина
журналист
МигрантыПолиция
- ЛАЙК7
- СМЕХ4
- УДИВЛЕНИЕ1
- ГНЕВ0
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ13
Читать все комментарии
Что я смогу, если авторизуюсь?
Новости СМИ2
Новости СМИ2
Влияние использования мобильного телефона на эффективность вождения: экспериментальное исследование рабочей нагрузки и нарушений правил дорожного движения
1. Глобальный отчет Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о состоянии дорожной безопасности. пресс-служба ВОЗ; Женева, Швейцария: 2018. [Google Scholar]
2. Wang J., Li K., Lu X.-Y. Достижения в области интеллектуальных транспортных средств. Эльзевир; Амстердам, Нидерланды: 2014 г. Влияние человеческого фактора на поведение водителя; стр. 111–157. [Google Scholar]
3. Koesdwiady A., Soua R., Karray F., Kamel M.S. Последние тенденции в системах мониторинга безопасности водителей: современное состояние и проблемы. IEEE транс. Вех. Технол. 2017;66:4550–4563. дои: 10.1109/ТВТ.2016.2631604. [CrossRef] [Google Scholar]
4. Jørgensen F., Hanssen T.-E.S. Последствия для безопасности дорожного движения от выполнения второстепенных задач водителями автомобилей — взгляд экономиста. Экон. трансп. 2019;20:100136. doi: 10.1016/j.ecotra.2019.100136. [CrossRef] [Google Scholar]
5. Xing Y., Lv C., Cao D. Advanced Driver Intention Inference. Эльзевир; Амстердам, Нидерланды: 2020. Современное определение намерения водителя сменить полосу движения; стр. 21–51. [Google Scholar]
6. Джазайери А., Мартинес Дж.Р.Б., Леб Х.С., Ян К.К. Влияние отвлечения внимания водителя и второстепенных задач с другими сопутствующими видами поведения при вождении и без них на уровень дорожно-транспортных происшествий. Авария. Анальный. Пред. 2021;153:106010. doi: 10.1016/j.aap.2021.106010. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
7. Хорберри Т., Андерсон Дж., Риган М.А., Триггс Т.Дж., Браун Дж. Отвлечение внимания водителя: влияние одновременных задач в автомобиле, сложности дорожной обстановки и возраста на эффективность вождения. Авария. Анальный. Пред. 2006; 38: 185–191. doi: 10.1016/j.aap.2005.09.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Sullman M.J.M. Обсервационное исследование отвлечения внимания водителя в Англии. трансп. Рез. Часть. F Психология дорожного движения. Поведение 2012; 15: 272–278. doi: 10.1016/j.trf.2012.01.001. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]9. Lee VK, Champagne C.R., Francescutti L.H. Фатальное отвлечение внимания: Использование мобильного телефона за рулем. Может. фам. Врач. 2013;59:723–725. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Xiao Y., Shi J. Анализ влияния использования мобильных телефонов водителями на транспортный поток на основе усовершенствованной модели сотового автомата. Дискретный. Дин. Нац. соц. 2015;2015:573090. doi: 10.1155/2015/573090. [CrossRef] [Google Scholar]
11. Рашид А., Зеб М.А., Рашид А., Анвар С., Хоаким Ф., Халим З. Концептуализация использования смартфонов и предпочтения функций среди различных демографических групп. Класт. вычисл. 2020; 23: 1855–1873. doi: 10.1007/s10586-020-03061-x. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
12. Макэвой С.П., Стивенсон М.Р., Вудворд М. Распространенность и факторы, связанные с серьезными авариями, связанными с отвлекающей деятельностью. Авария. Анальный. Пред. 2007; 39: 475–482. doi: 10.1016/j.aap.2006.09.005. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Национальное управление безопасности дорожного движения (NHTSA). Обзор автомобильных аварий в 2019 г. Министерство транспорта США; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2020. [Google Scholar]
14. Huisingh C., Griffin R., McGwin G. Распространенность отвлекающих факторов среди водителей легковых автомобилей: метод наблюдения на обочине. Дорожный инж. Пред. 2015;16:140–146. дои: 10.1080/15389588.2014.916797. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Sullman M.J.M., Prat F., Tasci D.K. Придорожное исследование наблюдаемых отвлекающих факторов водителей. Дорожный инж. Пред. 2015; 16: 552–557. doi: 10.1080/15389588.2014.989319. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Лурия Г. Опосредующая роль зависимости от смартфона в отношениях между личностью и использованием смартфонов молодыми водителями во время вождения. трансп. Рез. Часть. F Психология дорожного движения. Поведение 2018;59:203–211. doi: 10.1016/j.trf.2018.09.001. [CrossRef] [Google Scholar]
17. Альберт Г., Лотан Т. Сколько раз молодые водители прикасаются к экранам своих смартфонов во время вождения? ИЭТ Интел. Транспорт. Сист. 2018;12:414–419. doi: 10.1049/iet-its.2017.0208. [CrossRef] [Google Scholar]
18. Gauld C.S., Lewis I., White K.M., Fleiter J.J., Watson B. Использование смартфона во время вождения: какие факторы предсказывают намерения молодых водителей инициировать, читать и реагировать на социальные интерактивные технологии. ? вычисл. Гум. Поведение 2017;76:174–183. doi: 10.1016/j.chb.2017.07.023. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
19. Гарсия-Эрреро С., Фебрес Х.Д., Булагуас В., Гутьеррес Д., Марискаль М.А. Оценка влияния техногенного отвлеченного вождения на нарушения водителем и их последующее влияние на тяжесть дорожно-транспортного происшествия. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2021 в печати. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
20. Dirección General De Tráfico Resultados Campaña de Vigilancia y Concienciención. [(по состоянию на 25 сентября 2020 г.)]; Доступно на сайте: www.dgt.es/Galerias/prensa/2020/09/NP-Resultados-campana-distraccion-septiembre2020.pdf
21. Гутьеррес А. 8 Де Када 10 Ховенес Адмит Дистраерс Аль Воланте. [(по состоянию на 22 июня 2018 г.)]; Доступно на сайте: https://revista.dgt.es/es/noticias/nacional/2018/06JUNIO/0625distracciones-jovenes-telefono-movil.shtml
22. Николас К. Мовилес: 390 Muertes al Año por Uso Indebido. [(по состоянию на 13 июня 2021 г.)]; Доступно онлайн: https://revista.dgt.es/es/noticias/nacional/2019/09SEPTIEMBRE/0923-Distraciones-moviles-Linea-Directa.shtml
23. Риверо Ф. Informe Ditrendia: Mobile en España y en el Mundo. [(по состоянию на 13 июня 2021 г.)]; Доступно онлайн: https://ditrendia.es/informe-mobile-2020/
24. Ямада К., Минаками Ю., Судзуки К. Аналитическое исследование человеческих ошибок, вызывающих дорожно-транспортные происшествия, с точки зрения перехода сознания. Протокол МФБ. Том. 2008;41:8526–8531. doi: 10. 3182/20080706-5-KR-1001.01441. [CrossRef] [Google Scholar]
25. Чихара Т., Кобаяши Ф., Сакамото Дж. Оценка умственной нагрузки при вождении автомобиля с использованием одноклассовой машины опорных векторов с данными о движении глаз. заявл. Эргон. 2020;89:103201. doi: 10.1016/j.apergo.2020.103201. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. He D., Donmez B., Liu C.C., Plataniotis K.N. Оценка высокой когнитивной нагрузки у водителей с помощью беспроводной электроэнцефалографии и проверка модифицированной задачи n -назад. IEEE транс. Гум. Мах. Сист. 2019;49:362–371. doi: 10.1109/THMS.2019.2917194. [CrossRef] [Google Scholar]
27. Чанг К.-Х. электронный дизайн. Эльзевир; Амстердам, Нидерланды: 2015 г. Анализ движения; стр. 391–462. [Академия Google]
28. Zhang Y., Guo Z., Sun Z. Симулятор вождения, достоверность поведения при вождении в рабочих зонах. Дж. Адв. трансп. 2020;2020:4629132. doi: 10.1155/2020/4629132. [CrossRef] [Google Scholar]
29.
Wynne R.A., Beanland V., Salmon P.M. Систематический обзор валидационных исследований симуляторов вождения. Саф. науч. 2019; 117: 138–151. doi: 10.1016/j.ssci.2019.04.004. [CrossRef] [Google Scholar]30. Hart S.G., Staveland L.E. Достижения в области психологии. Том 52. Эльзевир; Амстердам, Нидерланды: 1988. Разработка NASA-TLX (индекс нагрузки): результаты эмпирических и теоретических исследований; стр. 139–183. [Google Scholar]
31. Алотаиби М., Алотаиби Б. Классификация отвлеченных водителей с использованием глубокого обучения. Сигнал. Процесс видео изображения. 2020; 14: 617–624. doi: 10.1007/s11760-019-01589-z. [CrossRef] [Google Scholar]
32. АльШалфан К., Закария М. Обнаружение отвлекающих факторов водителя с использованием подхода глубокого обучения. вычисл. Матер. Контин. 2021; 68: 689–704. doi: 10.32604/cmc.2021.015989. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
33. Беланже А., Ганьон С., Ямин С. Зафиксировать последовательный характер реакции пожилых водителей на сложные события: исследование на симуляторе.
34. Оуэнс Дж. М., Маклафлин С. Б., Судуикс Дж. Производительность водителя при обмене текстовыми сообщениями с использованием портативных и автомобильных систем. Авария. Анальный. Пред. 2011;43:939–947. doi: 10.1016/j.aap.2010.11.019. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
35. Чон М., Йим Дж.-Б., Уокер Б.Н. Злой водитель — это не то же самое, что напуганный водитель: влияние конкретных негативных эмоций на восприятие риска, эффективность вождения и рабочую нагрузку. АКМ Пресс; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2011. с. 137. [Google Scholar]
36. Van Leeuwen P.M., Happee R., de Winter J.C.F. Изменения водительских качеств и поведения взора начинающих водителей во время 30-минутной тренировки на тренажере. Процедиа Мануф. 2015;3:3325–3332. doi: 10.1016/j.promfg.2015.07.422. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
37. Румшлаг Г., Палумбо Т., Мартин А. , Хед Д., Джордж Р., Комиссарис Р.Л. Влияние текстовых сообщений на эффективность вождения в симуляторе вождения: влияние возраста водителя. Авария. Анальный. Пред. 2015;74:145–149. doi: 10.1016/j.aap.2014.10.009. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Трактинский Н., Рам Е.С., Шинар Д. Звонить или не звонить — вот в чем вопрос (за рулем) Accid. Анальный. Пред. 2013;56:59–70. doi: 10.1016/j.aap.2013.03.017. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
39. Реза Каземи С., Каримпур М., Шахрияри С., Норедин Х. Обзор взаимосвязи между умственной нагрузкой и когнитивными нарушениями у водителей такси. Дж. Науки о здоровье. Наблюдение. Сис. 2017;5:5. [Google Scholar]
40. Чоудхари П., Велага Н.Р. Влияние использования телефона на эффективность вождения: сравнительный анализ молодых и профессиональных водителей. Саф. науч. 2019;111:179–187. doi: 10.1016/j.ssci.2018.07.009. [CrossRef] [Google Scholar]
41. Zokaei M., Jafari M.J., Khosrowabadi R., Nahvi A., Khodakarim S. , Pouyakian M. Отслеживание физиологических реакций и поведенческих характеристик водителей с разным уровнем умственной нагрузки с помощью вождения тренажеры. Дж. Саф. Рез. 2020; 72: 213–223. doi: 10.1016/j.jsr.2019.12.022. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Wang X., Bo W., Yang W., Cui S., Chu P. Влияние высокогорной среды на безопасность вождения: исследование умственной нагрузки водителей. , осведомленность о ситуации и поведение при вождении. Дж. Адв. трансп. 2020;2020:7283025. doi: 10.1155/2020/7283025. [CrossRef] [Google Scholar]
43. Абд Рахман Н.И., Мд Давал С.З., Юсофф Н. Вождение умственной нагрузки и работоспособность стареющих водителей. трансп. Рез. Часть. F Психология дорожного движения. Поведение 2020;69:265–285. doi: 10.1016/j.trf.2020.01.019. [CrossRef] [Google Scholar]
44. Картхаус М., Вашер Э., Гетцманн С. Отвлечение в симуляторе вождения: исследование потенциальных возможностей, связанных с событиями (ERP), с участием молодых, средних и пожилых водителей. Безопасность. 2021;7:36. doi: 10.3390/safety7020036. [CrossRef] [Google Scholar]
45. Li X., Oviedo-Trespalacios O., Rakotonirainy A. Приемлемое поведение водителей на перекрестках: исследование на симуляторе вождения для понимания влияния визуально-мануального взаимодействия мобильного телефона. Авария. Анальный. Пред. 2020;138:105486. doi: 10.1016/j.aap.2020.105486. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
46. Алхедер С., Таамне М., Таамне С. Прогнозирование тяжести дорожно-транспортного происшествия с использованием искусственной нейронной сети: Прогнозирование тяжести дорожно-транспортного происшествия с использованием искусственной нейронной сети. Дж. Прогноз. 2017; 36:100–108. doi: 10.1002/for.2425. [CrossRef] [Google Scholar]
47. Чонг М.М., Абрахам А., Папшицки М. Анализ дорожно-транспортных происшествий с использованием деревьев решений и нейронных сетей. Междунар. Дж. Инф. Технол. вычисл. науч. 2014; 6: 22–28. doi: 10.5815/ijitcs.2014.02.03. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
48. Догру Н., Субаши А. Обнаружение дорожно-транспортных происшествий с использованием классификатора случайного леса. ИЭЭЭ; Пискатауэй, Нью-Йорк, США: 2018. стр. 40–45. [Google Scholar]
49. Осман О.А., Хаджидж М., Карбалайали С., Исхак С. Иерархический подход к классификации машинного обучения для идентификации вторичных задач на основе наблюдаемых данных о поведении за рулем. Авария. Анальный. Пред. 2019;123:274–281. doi: 10.1016/j.aap.2018.12.005. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Xing Y., Lv C., Zhang Z., Wang H., Na X., Cao D., Velenis E., Wang F.-Y. Идентификация и анализ позы водителя для вождения автомобиля и распознавания второстепенных задач. IEEE транс. вычисл. соц. Сист. 2018;5:95–108. doi: 10.1109/TCSS.2017.2766884. [CrossRef] [Google Scholar]
51. Каззулино Ф., Берк Р.В., Мюллер В., Арбогаст Х., Апперман Дж.С. Сотовые телефоны и молодые водители: систематический обзор связи между психологическими факторами и профилактикой. Дорожный инж. Пред. 2014;15:234–242. doi: 10.1080/15389588.2013.822075. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
52. Ehsani J.P., Ionides E., Klauer S.G., Perlus J.G., Gee B.T. Эффективность ограничений мобильных телефонов для молодых водителей: обзор доказательств. трансп. Рез. Рек. Дж. Трансп. Рез. Доска. 2016;2602:35–42. дои: 10.3141/2602-05. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
53. Деномме Ж.А., Фолья В., Рой-Шарланд А., Туркотт К., Лемье С., Янци Н. Использование мобильных телефонов и молодые водители. Может. Психол. 2020;61:22–30. doi: 10.1037/cap0000175. [CrossRef] [Google Scholar]. Симуляторная болезнь во время обучения симуляции вождения. Авария. Анальный. Пред. 2010;42:788–796. doi: 10.1016/j.aap.2009.04.013. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
55. Матас Н.А., Неттельбек Т., Бернс Н.Р. Отсев во время обучения на симуляторе вождения: анализ выживания. Дж. Саф. Рез. 2015;55:159–169. doi: 10.1016/j.jsr.2015.08.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Smyth J., Birrell S., Mouzakitis A. , Jennings P. Укачивание и работоспособность человека. Изучение влияния пользовательских испытаний симулятора вождения. В: Стэнтон Н., редактор. Достижения в области человеческих аспектов транспорта. Том 786. Springer International Publishing; Чам, Швейцария: 2019 г.. стр. 445–457. [Google Scholar]
57. Либхерр М., Швейг С., Брандтнер А., Авербек Х., Маас Н., Шрамм Д., Бранд М. Когда виртуальность становится реальной: Релевантность умственных способностей и возраста при адаптации симулятора и отсева. Эргономика. 2020;63:1271–1280. doi: 10.1080/00140139.2020.1778095. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Horrey W.J., Lesch M., Melton D.F. Отвлеченное вождение: изучение последствий выполнения задач в автомобиле. проф. Саф. 2010;55:34–39. [Академия Google]
59. Овьедо-Треспаласиос О., Хак М.М., Кинг М., Вашингтон С. Понимание влияния мобильных телефонов на эффективность вождения: систематический обзор. трансп. Рез. Часть. C Экстренн. Технол. 2016;72:360–380. doi: 10. 1016/j.trc.2016.10.006. [CrossRef] [Google Scholar]
60. Ji X., Zhang Q. Оценка риска и факторы, влияющие на риск несчастных случаев при поездках учеников в школу в масштабе школьного округа. Дж. Трансп. Сист. англ. Инф. Технол. 2021; 21: 221–226. [Google Scholar]
61. Li Y., Zhang X., Wang W., JU X. Факторы, влияющие на травму водителя электровелосипеда в результате несчастного случая на основе модели случайного леса. Дж. Трансп. Сист. англ. Инф. Технол. 2021;21:196–200. [Google Scholar]
62. Брейман Л., Фридман Дж., Стоун С.Дж., Олшен Р.А. Деревья классификации и регрессии. Чепмен и Холл; Лондон, Великобритания: 1984. [Google Scholar]
63. Рипли Б.Д. Распознавание образов через нейронные сети. Издательство Кембриджского университета; Cambridge, UK: 1996. Глава 5. [Google Scholar]
64. Шайхина Т., Лоу Д., Дага С., Бриггс Д., Хиггинс Р., Хованова Н. Дерево решений и модели случайного леса для прогнозирования результатов в трансплантация почки, несовместимая с антителами. Биомед. Сигнал. Процесс. Контроль. 2019;52:456–462. doi: 10.1016/j.bspc.2017.01.012. [CrossRef] [Google Scholar]
65. Lei T., Peng J., Liu X., Luo Q. Прогнозирование аварий на скоростной автомагистрали с учетом параметров непрерывности транспортного потока на основе подхода машинного обучения. Дж. Адв. трансп. 2021;2021:8820402. doi: 10.1155/2021/8820402. [CrossRef] [Google Scholar]
66. Брейман Л. Случайные леса. Мах. Учиться. 2001;45:5–32. doi: 10.1023/A:1010933404324. [CrossRef] [Google Scholar]
67. Beryl Princess P.J., Silas S., Rajsingh E.B. Сравнение производительности моделей машинного обучения для классификации тяжести дорожно-транспортных происшествий из несбалансированного набора данных об авариях. В: Питер Дж. Д., Фернандес С. Л., Алави А. Х., редакторы. Интеллект в технологиях больших данных — за пределами шумихи. Спрингер; Сингапур: 2021. стр. 361–369.. [Google Scholar]
68. Торнрос Дж.Э.Б., Боллинг А.К. Использование мобильных телефонов — влияние карманных телефонов и телефонов с громкой связью на эффективность вождения. Авария. Анальный. Пред. 2005; 37: 902–909. doi: 10.1016/j.aap.2005.04.007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
69. Caird J.K., Willness C.R., Steel P., Scialfa C. Метаанализ влияния сотовых телефонов на производительность водителя. Авария. Анальный. Пред. 2008;40:1282–1293. doi: 10.1016/j.aap.2008.01.009. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
70. Пападакаки М., Цамалука Г., Гнарделлис К., Лаюнен Т.Дж., Чляутакис Дж. Эффективность вождения при использовании мобильного телефона: имитационное исследование греческих профессиональных водителей. трансп. Рез. Часть. F Психология дорожного движения. Поведение 2016; 38: 164–170. doi: 10.1016/j.trf.2016.02.006. [CrossRef] [Google Scholar]
71. Ortiz C., Ortiz-Peregrina S., Castro J.J., Casares-López M., Salas C. Отвлечение водителя на использование смартфона (WhatsApp) в разных возрастных группах. Авария. Анальный. Пред. 2018; 117: 239–249. doi: 10.1016/j.aap.2018.04.018. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
72. Пхуксуксакул Н., Канитпонг К., Чантрануватхана С. Факторы, влияющие на использование мобильного телефона во время вождения, и влияние использования мобильного телефона на эффективность вождения. Авария. Анальный. Пред. 2021;151:105945. doi: 10.1016/j.aap.2020.105945. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
73. Чоудхари П., Велага Н.Р. Анализ показателей боковых характеристик транспортных средств при отвлеченном вождении из-за использования телефона. трансп. Рез. Часть. F Психология дорожного движения. Поведение 2017;44:120–133. doi: 10.1016/j.trf.2016.11.002. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
74. Чоудхари П., Велага Н.Р. Использование мобильного телефона во время вождения: влияние на скорость и эффективность компенсаторного поведения водителя. Авария. Анальный. Пред. 2017; 106: 370–378. doi: 10.1016/j.aap.2017.06.021. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
75. Фу Дж., Андерсон С.Л., Дзиура Дж.Д., Кроули М.Дж., Вака Ф.Е. Молодые нелицензированные водители и пассажиры используют средства безопасности в авариях со смертельным исходом в США: обеспокоенность эффектом распространения риска? Анна. Доп. Автомот Мед. 2012;56:37–43. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
76. Boulagouas W., García-Herrero S., Chaib R., Febres J.D., Mariscal M.A., Djebabra M. Исследование небезопасного поведения и дорожно-транспортных происшествий с участием нелицензированных водителей: перспектива измерения выравнивания. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2020;17:6743. doi: 10.3390/ijerph27186743. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
77. Уллеберг П., Рундмо Т. Отношение к риску среди молодых водителей: психометрические качества и размерность инструмента для измерения склонности молодых водителей к риску Отношения. Сканд. Дж. Психол. 2002; 43: 227–237. дои: 10.1111/1467-9450.00291. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
78. Мачин М.А., Санки К.С. Взаимосвязь между личностными характеристиками молодых водителей, восприятием риска и поведением за рулем. Авария. Анальный. Пред. 2008; 40: 541–547. doi: 10.1016/j.aap.2007.08.010. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
79. Ли Дж. Д. Технологии и водители-подростки. Дж. Саф. Рез. 2007; 38: 203–213. doi: 10.1016/j.jsr.2007.02.008. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
80. Fitch G.M., Soccolich S.A., Guo F., McClafferty J., Fang Y., Olson R.L., Perez M.A., Hanowski R.J., Hankey J.M., Dingus T.A. Влияние использования мобильных телефонов и сотовых телефонов без помощи рук на эффективность вождения и риск возникновения критических событий с точки зрения безопасности. Министерство транспорта США; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2013. [Google Scholar]
81. He J., Chaparro A., Nguyen B., Burge R.J., Crandall J., Chaparro B., Ni R., Cao S. Отправка текстовых сообщений за рулем: является ли ввод текста на основе речи менее рискованным, чем ввод текста с рук ? Авария. Анальный. Пред. 2014;72:287–295. doi: 10.1016/j.aap.2014.07.014. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
82. Zhang L., Cui B., Yang M., Guo F., Wang J. Влияние использования мобильных телефонов на управляемость водителем на основе натуралистичных данных о вождении. Междунар. Дж. Окружающая среда. Рез. Здравоохранение. 2019;16:1464. дои: 10.3390/Jerph26081464. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
83. Чон Х., Лю Ю. Рабочая нагрузка водителя и модальность второстепенных задач при движении по горизонтальным поворотам. проц. Гум. Факторы Эргон. соц. Анну. Встретиться. 2017;61:1763–1767. doi: 10.1177/1541931213601923. [CrossRef] [Google Scholar]
84. Hurwitz J.B., Wheatley D.J. Использование показателей производительности драйверов для оценки рабочей нагрузки. проц. Гум. Факторы Эргон. соц. Анну. Встретиться. 2002; 46: 1804–1808. doi: 10.1177/154193120204602206. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
85. Мэтьюз Р., Легг С., Чарльтон С. Влияние типа мобильного телефона на субъективную рабочую нагрузку водителей во время одновременного вождения и разговора. Авария. Анальный. Пред. 2003; 35: 451–457. doi: 10.1016/S0001-4575(02)00023-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
86. Лэнсдаун Т.С., Брук-Картер Н.