«Всегда была мысль, что я рано умру»
8 ярких фрагментов из подкаста «Космический джем» — о конфликте с Элджеем, встрече с Kizaru, прощании с Димой Новой, лучших альбомах и артистах русского рэпа
Feduk стал новым гостем подкаста Сэма Адегбие «Космический джем».
Разговор длится полтора часа, а вектор тем коснулся как недавнего конфликта с Элджеем и поездки в Барселону в гости к Kizaru, так и составления топов лучших артистов и альбомов русского рэпа.
Слушать подкаст можно в VK Музыке.
КАК ВЫГЛЯДИТ ТОП-5 ЛУЧШИХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ АРТИСТОВ ПО МНЕНИЮ ФЕДУКА
Дуня. Он часто был в моих наушниках. Если сравнивать его с другими участниками Underwhat — с СД, Da St, Чекистом и другими — Дуня был самым техничным. Таким Оксимироном* своего времени. Он смешивал хип-хоп с мозгами — такой “think about it!” — с панчами. Смекалистый хип-хап.
Хаски. В какой-то момент он просто выстегнул мои мозги. Я легко могу сравнить его влияние на мою голову и удивление этому всему с Пелевиным.
Скриптонит. Самое интересное, что с каждым годом, когда я, может, ментально расту, я понимаю его посыл и текста по-другому. Он будет всегда в этом списке. Скорее не из-за каких-то смыслов, а из-за четкого портала того, что происходит в жизни — из бытовухи, окружения, каких-то моментиков. Как человек талантливо переводит это в композиции, треки. Об этом можно только мечтать. Перевести ситуацию из жизни, эмоциональный момент так же абсолютно зеркально в музыку, чтобы это еще и превратилось в офигенный трек. Эмоция! Когда чувствуешь настоящность. Ведь почему Земфира* так нравится русскоязычному населению? Там есть эффект присутствия, эмоции, микс голоса, манеры, слов, подачи. При этом я не большой фэн Земфиры, но я восхищаюсь ее талантом и она еще любит подстебать людей, которые мимо поют, и сказать об этом в интернете. Это тоже прикольно. Мне нравятся люди, которые резко высказываются. В этом есть соус.
Платина. Я могу ездить под Платину на мопеде — и это будет просто фоновой музыкой.
Я могу ехать на тачке и слушать Платину — и это будет жесткой свэг, потому что у меня будет сочетаться атмосфера в автомобиле с атмосферой за окном, мои мысли, все вместе. Потому что я могу послушать Робчика и подвигаться эмоционально. Там есть энергия тела. Это не про качать рукой, под Платину можно ставить танцы.Егор Летов. И с недавних времен — пускай это будет шестой, в скобочках «мое открытие» — это группа Animal ДжаZ. Никогда ее не слушал. Это очень, очень интересные мысли. Может, потому что я увлекся какой-то психологией, терапией. Еще и чтобы понять музыку, потому что я ее называл “странные непонятные мелодии”, а это крутые джазовые гармонии, непривычные моему попсовому уху. Это что-то новое для меня, сильно резонирующее в душе.
КЛАССИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОЯЗЫЧНОГО ХИП-ХОПА
(звучит трек Pharaoh & Boulevard Depo “5 минут назад”)
Этот бит Saluki написал? Серьезно?! Блин, просто мы с Сеней в последнее время стали намного больше общаться, восхищаюсь им как артистом и человеком.
— Ты согласен с тем, что “5 минут назад” — это классика современного русского рэпа?
— Да. Но если бы ты у меня спросил это на улице, когда я куда-то быстро бежал, я бы сказал, наверное: “Нет”. Сейчас я, подумав хорошенько, скажу, что это абсолютно верное суждение. Современная классика рэпа. Не трэпа или ньюскула, это русский рэп того времени.
Это первый трек хип-хопа 2010-х, который стал коммерческим в том плане, что его играли и в клубах на тусах, и слушали люди далекие от рэпа и знания, что такое Dead Dynasty. Короче, от всего свежего. А это означает, что это мейнстрим уже.
Еще очень важна грязь этого трека. Это необычный трек, он очень молодежный из-за своей грязи, контента. “Грязь” — это не плохо, это улично. “5 минут назад” — это прорыв русского рэпа ньюскульного того времени. Как в какой-то момент это произошло с “Цепями” Скрипа.
(звучит трек Big Baby Tape “Gimme The Loot”)
— Считаешь ли ты его классикой современного русскоязычного хип-хопа?
— Да.
— Почему это важная песня?
— Когда трек становится популярным на всю страну, занимает первое место не на один день, не на неделю, а на несколько месяцев, он становится классикой еще и из-за того, что ты его слышишь очень часто.
Разговаривал недавно с Kizaru. И я приятно офигел от одной мысли. Мне казалось, что люди такие идейные, замороченные, а на самом деле это все в моей голове. И вот я спрашивал у Kizaru: “Чувак, а референсы — это не стыдно?” И он говорит: “Чувак, референсы — это офигенно”. Дай бог, если ты сможешь по референсу сделать круто и подобно, потому что для меня эта идейность была типа: “О, это похоже на это”. Иногда это воспринималось как что-то крутое, иногда как некрутое: “Хочется оригинально, не хочется быть похожим на другого артиста. Хочется быть новатором”.
Я считаю Тейпа бриллиантовым продюсером музыкальным и — что является абсолютно уникальным на нашем рынке — бриллиантовым эмси.
Я не буду вдаваться в культурные подробности. Возможно, это смесь южатины и современного трэпа с присказками из народного русского фольклора и т.д. Но скажу так: он как-то очень круто перерабатывает, с таким соусом на выходе это все, что ты слушаешь это как современную классику.
Трэп можно на несколько тропинок разделить: жесткий автотюновый свэг типа Playboi Carti и Lil Uzi Vert, более строгий уличный. И вот это ответвление bypass-голоса, который не в тюне и не в адских эффектах, а просто свэг произношения, разговора, слэнга — все это Тейп делает лучше всех на нашем рынке. У него это получается настолько по-настоящему.
Недавно с ним вышло интервью для “Вписки”, так приятно было слушать Егора. И я думаю: “Ега же иногда не живет этой жизнью, о какой читает”, но я не был душнилой, мне безумно нравится эта музыка и человек он очень хороший, но он сам там сказал: “Тейп — это персонаж”, сыщик из “Бременских музыкантов” в панамке и очках. И Тейп очень вырос ментально, я ему об этом написал.
О СОСТОЯНИИ РУССКОЯЗЫЧНОГО ХИП-ХОПА СЕГОДНЯ
Говорю как человек, у которого за последние несколько лет поменялся лайфстайл. Не знаю, что я делаю — старею, взрослею. Я не лезу в какой-то трап-движ, не примеряю чужое пальто. Я говорю со стороны как человек, который что-то об этом знал, знает и вращается в этих кругах.
Скажу так: мне не очень симпатизирует праздность содержания повестки в русском рэпе сейчас. Мне это немножечко надоело. Я это могу слушать по фану, для удовлетворения каких-то внутренних демонов. Но блин, в противовес этому всему должен быть музон в природе, который если будет не выравнивать эти весы, то нафиг перевешивать в идеале. Здравый смысл-то должен побеждать всегда. Это просто органика, ребята, я сейчас не душню, это не старперское дерьмо. Просто этот баланс всегда был в русском хип-хопе.
На моем последнем альбоме “В тон улицам” есть трек “Нелегко далось”. Возможно, он не записан в суперслушабельном танцевальном формате, каком-то качающем, но вся песня — это терапевтическое письмо. Не то чтобы это мое увлечение сейчас или последствие того, что я старею-взрослею, но правда, мы видим в последние года столько трагических событий.
Ребята, рынок, все здорово, популярность, девчонки, концерты, любовь фанатов — это все так здорово. Но когда вы остаетесь сами с собой наедине, я на сто процентов уверен, что у вас там дырень, огромная дырка в душе. В сердце. И не надо, пожалуйста, эту дырку закрывать какими-то ужасными вещами, и не пытайтесь спастись от этого чем-то плохим. Вылезайте оттуда и, я вам говорю, вы кайфанете не меньше, чем от того, от чего кайфуете сейчас.5 ЛУЧШИХ АЛЬБОМОВ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
Из того, что у меня на поверхности, — это Платина “Опиаты круг”. Там много песен, которые не теряют для меня актуальности вообще. Я слушал это три года назад и, как будто, буду слушать и через 10 лет.
Хаски “Хошхоног”. Так много песен мне там понравилось. Впечатлило.
OG Buda “FreeRio 2”. Когда я слушал первый альбом, я думал: “Блин, прикольно, такое свежее дыхание с отрыжкой линчика”. Потом я послушал “FreeRio 2” — и это просто на порядок выше дерьмецо. Если хотите реально послушать дерьма — пацаны понимают, о чем я — “FreeRio 2”, реально.
Lil Krystalll “No Label”. Знаешь, как я понимаю, когда альбом тебе кажется классикой? Когда ты долго его не слушаешь, потом он случайно тебе попадается — и ты знаешь каждую песню. На таком уровне, что ты не просто знаешь слова, потому что тебе присылали какие-то демки или ты присутствовал при записи каких-то треков, — не, ты их любишь, эти песни. Каждую по-своему. И вспоминаешь эти тусы, прыжки. “No Label” у меня ассоциируется с теми видосами, где Моргенштерн* прыгал по сцене на концерте Кристаллла. Кристаллл и Платина — мои любимые артисты, в те времена они были мои фавориты-фавориты. Не думал, что можно еще о ком-то думать и не хотел больше никого ставить в свои приоритеты по музыке.
По музыке, которую ты слушаешь один в городе, просто для себя, для души, экспромптом.И последний альбом Доры, очень мне понравился.
ВСТРЕЧА С KIZARU
Мы с ним на коннекте с 2018-19 года. Я ему в какой-то момент написал. До этого много моих друзей-знакомых слушали Kizaru. Я тоже слушал, но не втыкал. Вообще не мой продукт совершенно. И как только у Олега на альбоме “Назад в будущее” появился трек “Ballin”, как только у него появилось мелодическое автотюновое звучание, то позитивное звучание, которое я очень люблю, которое эпизодически было у Lil Uzi Vert и у Juice WRLD, я написал ему: “Олег, это очень хорошая работа”.
Я приехал в Барсу спонтанно. Я был в Европе проездом, появилось свободное время, и я решил сгонять в Барсу прогуляться.
— Был на студии с Kizaru?
— Был, но смотри: история такая, что я просто хотел познакомиться с Олегом, повидаться, потому что в нашем общении онлайн я замечал много светлых мыслей и какого-то взаимного понимания. Поэтому хотелось познакомиться с Олегом. Мы говорили о каких-то совместных работах ранее, потому что Олег в свою очередь, имея трэп-подкованность, очень любит мелодичный музон и тот же гаражик, диско, Nate Dogg, джи-фанк. Конечно, нам было, о чем поговорить. И как оказалось, мы очень близкие по духу ребятки.
Я безумно кайфанул, Олег тоже. Я не думал, что он такой открытый. Потому что с определенными людьми человек становится самим собой.
— Ждать ли нам треков?
— Не знаю, не могу сказать. У меня, как обычно, врубался синдром самозванца, и у меня было какое-то желание что-то сделать, но я упирался в то, что у меня в голове было слово: “Надо”. А со словом “надо” творчество не работает.
Мы позаписывали разный музон. Вот.
ПРО КОНФЛИКТ С ЭЛДЖЕЕМ
— Это случилось так неожиданно. Мы будто бы уже смирились с мыслью, что вся эта история [с авторством трека “Розовое вино”] утихла, у вас был концерт, ты выходил на его концерте в 2021-м…
— Мы недавно на Бали даже выступали.
— … и тут бац! Хочешь ли ты поделиться этой историей?
— Я коротко поделюсь. Не буду говорить о подробностях. Удивительно, что фактически история повторяется. Есть недопонимание, и, честно говоря, я по-другому уже это воспринимаю. Более холодно. Не буду говорить подробности, потому что начнется разбивка на лагеря — кто прав, кто виноват. История повторяется, и я ее уже не воспринимаю так близко к сердцу. Трек и трек. Я надеюсь, что все будет хорошо и я не буду вешать ярлыки лично на человека. Надеюсь, что в какой-то момент администрация и менеджмент [все решат].
— Сейчас твои люди и его люди общаются?
— Да. Сейчас идут переговоры. Я надеюсь на лучшее. Знаешь, почему? Потому что ради этого всего тратить нервы, энергию? Есть холодный расчет, если ты видишь какую-то несправедливость.
— А когда вы записывали эти песни…
— Это было очень давно. “Это двадцать первый год и здесь так красиво”. И было правда красиво. 21-й год, ребят, вспомните.
— Ты сделал о нем вывод как о человеке после того, как это во второй раз повторилось?
— Мне это не нужно. На мою жизнь это вообще не влияет никак. Буду ли я осторожен в будущем? Холодный расчет, хочу придерживаться его. Доверие, дружба — это все понятие скользкое, надо с этим быть поаккуратнее.
ПРО ВЗРОСЛЕНИЕ И СЕМЬЮ
— Когда ты поймал себя на мысли, что я взрослею и мне нравится это?
— Наверное, спустя год после начала отношений с моей женой Сашей. Я понял, что быть и казаться — это разные штуки.
Я услышал впервые что-то честное о себе — и мне это не понравилось. По факту. Как когда тебе говорят что-то негативное и ты думаешь: “Да, это во мне есть”, но не хочешь это менять и отвечаешь: “Я такой, какой я есть”. И вот эта тема “Я такой, какой я есть” у меня перевернулась с ног на голову. Я понял, что это была позиция жертвы — говорить, что я такой и таким буду. Потому что я увидел разницу и результат. Если говорить завуалированно, то превратился из растения в здравомыслящего мужа и отца.
— Как свадьба и рождения ребенка повлияли на твое становление мужчиной?
— Это ответственность. Это вынужденная ситуация, в хорошем смысле, что пора взрослеть. Не становиться душнилой старым, а брать жизнь свою и своей семьи только в свои руки. Планировать, а не жить сегодняшним днем. Любить жизнь, любить жить.
Учитывая, что я в детстве очень много болел, у меня была мысль — я ни разу такого не говорил и не хочу, чтобы меня кто-то жалел, — но у меня всегда была мысль, что я рано умру. Из-за моих проблем со здоровьем из детства. И я с этим очень долго жил.
И потом, чтоб ты понимал, насколько это сильное чувство вот этого взросления и ответственности, я теперь не хочу умирать, не планирую умирать рано.
— Потому что появилось то, ради чего хочется жить?
— Потому что реально появилось желание жить самому. Это очень важно. И ты видишь разницу. Ловишь кайф от этой жизни. Настоящей жизни, настоящих красок, настоящей эмоции. Вот это настоящее. Постоянно говорят: “Тру-тру, настоящее”. Что это за хрень? Это не то, что добро, «вот я хороший, добрый», это говно я не люблю. Настоящий — это когда лишний мусор убираешь, эту мишуру и лишнюю информацию упрощаешь до одного предложения, чего мне в этом подкасте не хватает.
ПОХОРОНЫ ДИМЫ НОВЫ
Мы вчера попрощались с Димой официально, и похороны проходили так, будто это были похороны авторитета. Ярославского авторитета. И я сейчас понимаю, что так и есть. Он реально имел огромный авторитет в музыкальной индустрии. И кто-то сейчас скажет: “Я не знаю, кто это”, — и это нормально. Потому что пока у нас в культуре продюсеры пока что имеют меньший охват по своей популярности. Есть такой человек Марк Ронсон. Вот Димон — это наш Ронсон, так сказала мой директор Даша, и я с ней абсолютно согласен, потому что он имел огромное влияние и образование в музыкальной индустрии русской, в индустрии стиля и моды. А еще он был просто очень душевным рубаха-парнем, потому что он мог тебя вразумить трезвый и нетрезвый. Если хочешь поржать, если хочешь побыть собой, — это в моем кейсе, — я постоянно искал встречи с Димой, чтобы быть собой. Потому что с этим человеком невозможно вилять. Его хочется обнять и просто поделиться с ним чем-то сокровенным. Есть люди, которые запоминают все альбомы, даты, имена и т.д. — вот это Диман. Он был неимоверно образованным в музыкальном плане. И этот его рюкзак знаний был размером с несколько фур. Это человек безумно талантливый, и это гигантская потеря для российской индустрии. Потому что, чтобы вы понимали, к нему обращались очень многие исполнители за продакшном. Огромные исполнители.
Вчера, когда мы прощались, я смотрел на пейзаж устья Волги, лес на фоне. Японял, что в этом всем Диман жил и нес вот этот вайбец такого фольклора, но с очень технической точки зрения музыкальной и очень подкованной культурой стиля.
Могу очень долго о Диме говорить. Я уверен, он сделал очень много интересной работы, но он не успел много всего. Я безумно сожалею, хочется поддерживать его семью, Илюху, его друга и главного коллегу по Cream Soda. Я хочу, чтобы Cream Soda жила и буду способствовать этому. Светлая память Диме.
* — власти РФ считают их иноагентами
Мем «бархатные тяги», оказывается, не про смешную обувь. А про что?
Цитаты волков ауф, мемы — смешные и прикольные.
Самые смешные, веселые и безбашенные ауф цитаты волков.
Лучше быть последним — первым, чем первым — последним.
На случай, если буду нужен, то я там же, где и был, когда был не нужен.
Если волк молчит то лучше его не перебивай.
Каждый в цирке думает, что знает в цирке, но не каждый, что в цирке знает, что в цирке не каждый знает думает.
Легко вставать, когда ты не ложился.
За двумя зайцами погонишься — рыбку из пруда не выловишь, делу время, а отмеришь семь раз…
Каждый думает, что не знает что, но не каждый не знает, что знает, кто не я …
Кем бы ты ни был, кем бы ты не стал, помни, где ты был и кем ты стал.
Иногда жизнь — это жизнь, а ты в ней иногда.
В жизни полно лжи и грязи, она не так красива. Даже твой лучший друг может не поделиться пивом…
Бесплатный сыр бывает только бесплатным.
Я не боюсь ударов в спину, гораздо страшнее, если это моя спина….
Сначала потом, затем, снова опять.
Если в дверь не постучаться, ее никогда не откроют.
Никогда не поздно, никогда не рано — поменять все поздно, если это рано.
Каждый думает, что знает меня, но не каждый знает, что не знает, кто думает
Лучше один раз упасть, чем сто раз упасть.
Если ты не видишь, значит ты слепой.
Запомните, а то забудете.
Будь сильным, но не сильно будь.
Я такой человек, который терпит терпит, нов какой-то момент терпит терпит.
Бегать за овцами — удел баранов. Я бегаю только за пивом.
Не нужно менять себя ради кого-то, нужно менять носки каждый день, а то они воняют.
Упал — не значит упал. Провал — это там где не встал.
Самое страшное это не когда в тебя кидают лица камней. Самое страшное — это когда камни кидают в тебя людей…
Тебя зовут по имени, но я зову тебя пить пиво.
Если тебе тяжело идти, значит ты жирный.
Даже если нет шансов, всегда есть шанс.
Лучше быть тем кем есть, чем быть тем, кем не будешь.
Запомни, брат: волк не спит, волк -спит, но если волк спит, то волк не спит. и ты спи, брат, но не спи, как волк, а спи, как брат волка.
Хочешь жить — умей жить.
Громко — это как тихо, только громче.
Когда волк на тебя смотрит — это значит, что он тебя видит.
Сделал дело — дело сделано.
Моя тренировка начинается, когда я выбегаю за пивком. Собственно, на этом она и заканчивается…
Легкой бывает только легкая дорога. Тяжелая дорога всегда трудна.
Снаружи я кажусь веселым, но внутри у меня пиво…
У каждого из нас есть точка срыва,
Когда становиться на сердце тяжело,
Когда так хочется нам выпить пива,
Но денег нет уже давно….