Созависимые отношения: что это такое, признаки и причины, как из них выйти
Созависимость в отношениях может быть невероятно разрушительной — отчасти потому, что вы можете даже не осознавать, что она присутствует в вашей жизни. Клинический психолог и соосновательница онлайн-сервиса YouTalk Анна Крымская объясняет, что такое созависимые отношения, в чем их причины, как их распознать и преодолетьЧто такое созависимые отношения
В психологическом сообществе не существует единого определения «созависимости». С одной стороны, этим термином описывают нарушение личных границ между партнерами, когда два человека в отношениях эмоционально или финансово зависят друг от друга, а основная потребность одного — «привязать» другого, сделаться его частью. С другой стороны, в психологии «созависимостью» также называют дисфункциональные отношения с партнером, страдающим какой-либо патологической зависимостью — алкоголизмом, наркоманией, азартными играми и так далее.
В этой статье речь пойдет о первом явлении, то есть созависимости в паре, которая сопровождается чрезмерной поглощенностью другим человеком, мучительными переживаниями — и отражается на всех сферах жизни.
Сразу спойлер — если вы находитесь в созависимости, это не значит, что решить эту проблему может только расставание. Каждая ситуация индивидуальна. Получив помощь и обратную связь от специалиста, отношения возможно сохранить и направить в функциональное здоровое русло.
Драматический треугольник
Более 40 лет назад американский психиатр Стивен Карпман представил «треугольник судьбы», или «драматический треугольник», — психологическую и социальную модель взаимодействия между людьми, состоящую из трех граней-ролей: «преследователь» (англ. persecutor), «спасатель» (англ. rescuer) и «жертва» (англ. victim). «Треугольник Карпмана» отражает структуру созависимых отношений.
«Преследователь» устанавливает свои правила, контролирует, навязывает свою точку зрения, не дает ошибиться и постоянно ищет виноватых. Когда не может явно проявить свой гнев — шантажирует и манипулирует. «Жертва» игнорирует свои собственные потребности, растворяется в «преследователе», с которым, как ей кажется, связана настоящей любовью, и мысль о ее потере вводит «жертву» в панику. «Спасатель» ощущает свою ценность за счет навязывания помощи и чувства превосходства над «жертвой». В созависимых отношениях каждый из участников в какой-то момент примеряет на себя одну из трех ролей, но выбраться из порочного круга не может, так как боится и отрицает деструктивность ситуации.
Как отличить созависимые отношения от здоровых
Если общение с ребенком было выстроено через подчинение и пренебрежение его желаниями и он стремился угодить, чтобы заслужить поощрение и «любовь» родителей, став взрослым, он будет более склонен к вступлению в созависимость
Для созависимости характерна установка, что отношения — это самое главное в жизни, экзистенциально важное. У несозависимого человека на втором месте может быть карьера, на третьем — хобби, на четвертом — путешествия. Созависимый же не сможет с легкостью пройти ценностный тест, расставив приоритеты от 1 до 10: все остальные сферы жизни меркнут на фоне значимости отношений с партнером, без них жизнь пуста и бессмысленна.
Причины созависимых отношений между мужчиной и женщиной
Склонность к созависимому поведению часто формируется в детстве. Причины связаны с особенностями взаимоотношений в родительской семье и с тем, как близкий взрослый реагировал на потребности ребенка: был ли чуток к успехам и особенностям, был ли эмоционально доступен, давал ли свободу действий или, наоборот, гиперопекал, когда ребенок уже мог что-то делать сам и его жизнь напрямую не зависела от родителя. Примечательно, что любая из крайностей может способствовать формированию созависимости в будущем.
Для ребенка на биологическом уровне отсутствие любви матери или другого близкого родственника, выполняющего ее роль, означает смерть. Любовь в семье означает, что ребенок будет в безопасности, его не оставят, он выживет и его эмоциональные потребности будут удовлетворены. Исследования показывают, что эмоциональное насилие и пренебрежение в детстве подвергают нас риску формирования созависимого поведения в будущем.
Материал по темеЕсли общение с ребенком было выстроено через подчинение и пренебрежение его желаниями и он стремился угодить, чтобы заслужить поощрение и «любовь» родителей, став взрослым, он будет более склонен к вступлению в созависимость в браке, в отношениях с романтическим партнером. Такое поведение еще называют «инстинкт дома» — то есть воспроизведение ситуации детства в своих текущих отношениях. Это происходит на бессознательном уровне.
Например, если девушка выросла без отца или он был эмоционально недоступной фигурой, став взрослой, она может искать мужчину, который будет проявлять схожую эмоциональную скупость: не раскрывать до конца подробности своей жизни, находиться как будто вдалеке, избегать откровенных разговоров. При этом девушка может осознавать схожесть с отношениями ее родителей, но она будет твердо уверена, что сейчас, в ее личной жизни, она сможет все изменить и исправить ошибки. Например, если ее родители развелись, то она точно этого не допустит и ее дети не останутся без отца. Однако «инстинкт дома» часто ведет не только к повторению паттернов поведения, но и приводит к тому же итогу.
Созависимые люди верят, что если они будут правильно себя вести, найдут нужные слова, сделают что-то иначе, то магически смогут заслужить любовь партнера
Как понять, что вы находитесь в созависимых отношениях
Созависимость проявляет себя по-разному. Всегда нужно оценивать интенсивность и совпадение нескольких признаков созависимых отношений, среди которых:
- Потребность в контроле и отсутствие свободы
Когда партнер отдаляется от вас, вы начинаете чувствовать эмоциональное напряжение и эмоциональную зависимость от партнера. Проявляете контролирующее поведение, навязываете свою волю. Вы ожидаете, что партнер будет себя вести определенным и понятным для вас образом.
- Стремительное сближение
Вы познакомились и не можете расстаться, быстро съезжаетесь, быстро женитесь. Часто в этом случае идеализация партнера раздувается до максимума. Наше сознание превращает ожидания и фантазии о качествах партнера в реальность.
- Поиск спасения
- Отсутствие выбора
Вы не можете признавать и уважать право партнера на свой собственный выбор. То, что его или ее желания и решения могут отличаться от ваших, пугает и не обсуждается.
- Нарушение чувствительности к себе и другим
Вы осознаете лишь фрагментарные знания о себе и партнере, воспроизводя повторы своих эмоций и поведения из года в год. Это напоминает проживание одного и того же сценария. Доминирующими чувствами и поведенческими реакциями в этом сценарии будут вина, злость, страх, недоверие, гиперопека, гиперконтроль.
- Сложности с принятием ответственности
Ответственность за ваше благополучие, развитие, удовлетворение потребностей лежит на партнере. Вы руководствуетесь фразой «Я бы,…но…» и словно проживаете черновик своей жизни.
- Идея о том, что партнер вам должен
В созависимых отношениях сложно передоговариваться. Установки касательно поведения и обязанностей партнера (например, что женщина должна быть музой, а мужчина — добытчиком) не меняются с начала отношений и не допускают обсуждений.
- Низкая самооценка
Нет внутренней убежденности, что вы достойны и ценны сами по себе. У вас возникают постоянные сомнения, и вы своим поведением пытаетесь заработать любовь, похвалу и доказать, что вы имеете на нее право.
Материал по теме- Проблемы с деньгами
Финансовая зависимость от партнера позволяет нам чувствовать себя маленькими и нуждающимися в заботе. Это стремление можно опять-таки связать с «инстинктом дома», потому что дети не должны и не могут обеспечивать себя сами. Фанатичное накопление может свидетельствовать об обратном — страхе потерять независимость и просить о помощи. В здоровых отношениях подразумевается гибкость, когда финансовые роли могут меняться без жонглирования ролями «спасателя», «жертвы» и «преследователя».
- Желание мстить и конкуренция
Если партнер ошибся и сделал что-то неприятное, вместо того чтобы дать конструктивную обратную связь и обсудить вопрос, вы затаиваете обиду. В подходящий момент вы повторяете поведение партнера, чтобы сделать ему или ей больно и с мрачным удовлетворением сказать «почему тебе можно так себя вести, а мне нельзя».
- Магическое мышление
Созависимые люди верят, что если они будут правильно себя вести, найдут нужные слова, сделают что-то иначе, то магически смогут заслужить любовь партнера. Как в детстве: если я получу пятерку или уберусь в доме — родители похвалят и будут любить больше.
Кроме того, у людей в созависимости часто наблюдаются поведенческие зависимости, например трудоголизм, компульсивное переедание, накопительство или навязчивая потребность в идеальной чистоте и организации пространства. Жизнь созависимого похожа на хаос, эти привычки помогают заземлиться и успокоиться в вечной тревоге, создать ощущение контроля над своей жизнью.
Последствия созависимых отношений
В созависимых отношениях человек как будто теряет себя, стираются личностные границы, исчезают увлечения и пропадает внимание к своим потребностям. При этом все ресурсы уходят на поддержание токсичных отношений, а не на попытки восстановить психологическое состояние.
Очень часто созависимость характеризует цикличность. Человек переживает эмоциональные качели — счастье и временная идиллия сменяются агрессией, манипуляциями, пренебрежением. Причем такие перемены происходят внезапно, поэтому один из партнеров постоянно находится в напряжении, ожидая в любой момент смены погоды. Это расшатывает психику и самооценку.
Разрыв отношений — не всегда единственный выход. При желании партнеры могут изменить свои отношения, если они примут это решение вместе и приложат к этому усилия
Спутник созависимых отношений — это насилие. Оно может быть физическим — удары, шлепки, толчки, даже объятия против воли; сексуальным — некомфортные прикосновения или половой контакт против воли и согласия; эмоциональным — оскорбления и словесные уколы, различные манипуляции чувствами. В семьях с проблемой созависимости по отношению к детям также может наблюдаться пассивное насилие, когда родители эмоционально недоступны: нет ругани, но нет и теплых слов или телесного контакта. Также ребенку могут несвоевременно передаваться обязанности взрослого — например, от старшего ожидается постоянная забота о младших.
Насилие страшно и само по себе, и своими последствиями. У детей часто формируется травма привязанности, которая будет препятствовать выстраиванию доверительных отношений в будущем. Если у человека получилось выйти из созависимых отношений, но не удалось пройти личную терапию или она была недостаточной, высок риск порочного круга и повторение опыта уже с другим партнером.
Как выйти из созависимых отношений
Люди, склонные к созависимости, боятся расставания. Это болезненный процесс, часто на него у изможденной токсичными отношениями пары не хватает ресурса и энергии. Но разрыв отношений — не всегда единственный выход. При желании партнеры могут изменить свои отношения, если они примут это решение вместе и приложат к этому усилия.
Материал по темеКаждая ситуация индивидуальна, поэтому невозможно дать короткую универсальную схему. Но вот несколько стратегий и упражнений, с которых можно начать:
- Самодиагностика. Задайте себе такие вопросы: Почему отношения меня не устраивают? Какие мои потребности игнорируются? В чем ценность этих отношений для меня? Совпадают ли наши с партнером взгляды касательно развития наших отношений? Есть ли у меня нереалистичные представления о будущем наших отношений? Готов(а) ли я быть с моим партнером, если он(а) не перестанет соответствовать моим ожиданиям? Что именно мне хочется изменить? Какие усилия ради этого я готов(а) приложить?
- Проработайте детские травмы и разберите отношения с родителями. Выявите, какие процессы вы переносите в общение с партнером. Лучше всего это делать с сопровождением психолога.
- Перенесите акцент с желания партнера на свои желания. Спрашивайте себя, что хотите именно вы.
- Составьте список из того, что у вас общего и различного с партнером. Постарайтесь научиться уважать и принимать ваши различия.
- Ведите дневник чувств. Отслеживайте, какие эмоции вызывают у вас те или иные ситуации в общении с партнером.
- Сконцентрируйтесь на себе, своих интересах и отношениях с друзьями и близкими. Поищите новое хобби, отправьтесь в путешествие или займитесь образованием.
- Поработайте со страхом одиночества. Опять-таки лучше это делать с психологом.
- Сделайте список обид на партнера, проанализируйте их и постарайтесь выявить, за что вы им благодарны, какие уроки из них вынесли, чему научились.
- Поговорите с партнером о возможности пройти парную или семейную психотерапию.
Если вы хотите начать путь выхода из созависимых отношений самостоятельно, обратитесь к литературе самопомощи — например, прочитайте книги книги «Освобождение от зависимости» Берри и Дженей Уайнхолд, «Созависимость глазами системного терапевта» Натальи Манухиной, «Обними меня крепче. 7 диалогов для любви на всю жизнь» Сьюзан Джонсон, «Жизнь взаймы» Ирины Млодик.
Приготовьтесь, что процесс выхода из созависимых отношений — небыстрый и непростой. Не пренебрегайте помощью. Помимо психотерапии, можно обратиться за поддержкой в специальные бесплатные группы. CoDa («Анонимные созависимые») — международное сообщество, которое организует встречи, в том числе и онлайн на русском языке. Нар-Анон и Ал-Анон помогают тем, чьи созависимые отношения сопряжены с наркотической и алкогольной зависимостью одного из партнеров.
Путин и Эрдоган не стали обсуждать Украину в последнем разговоре
Политика 1753
ПоделитьсяПрезиденты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в ходе последнего телефонного разговора не стали обсуждать кризис на Украине, зерновую сделку и тему создания газового «хаба» в Турции.
Об этом заявил во вторник, 30 мая, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Нет, этих детальных обсуждений не было. Было подтверждение и намерений, и политической воли эти разговоры и детальные обсуждения продолжать», — сказал представитель Кремля.
Песков добавил, что потенциал отношений между Москвой и Анкарой велик. По его словам, страны должны задействовать его «на полную катушку», что и готовы сделать оба президента.
В минувшее воскресенье, 28 мая, в Турции состоялся второй тур президентских выборов. Эрдоган одержал победу, набрав более 52 процентов голосов избирателей.
Подписаться
Авторы:- org/Person»>
Анатолий Ильин
Владимир Путин Реджеп Эрдоган Дмитрий Песков Украина Россия Москва Турция
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
22 мая – день Николая Чудотворца, что строго запрещено в большой праздник
Фото 21726
Псков20 мая – старинный праздник Купальницы: что нельзя делать, чтобы не навлечь беду
Фото 11216
ПсковВ Симферополе построят оптовый сельхозрынок
5563
Крымфото: МК в Крыму
Парк Шереметьевых оказался порезанным на куски
4600
Московская областьЕвгения Григорьева
Эксперты объяснили популярность онлайн-сделок с готовым бизнесом в регионах
Фото 2482
Нижний НовгородАлександр Прокопенков
24 года назад в Саратове похитили 12-летнюю Аллу Гейфман
1749
Саратов
В регионах:Ещё материалы
Caged Bird by Maya Angelou
Angelou также написал автобиографию с похожим названием, I Know Why the Caged Bird Sings . Этот титул имел большое значение для Анжелу, так как это было название всей истории ее жизни. В своей автобиографии она рассказала о борьбе за то, чтобы быть чернокожим писателем и поэтом. Она часто чувствовала, что ее слова не слышат из-за цвета ее кожи, и стремилась выразить свои переживания и переживания других в ее современный момент через строки этого текста.
Исследовать птицу в клетке
- 1 Резюме
- 2 Темы
- 3 Структура и форма
- 4 Литературные приемы
- 5 Метафора птицы в клетке
- 6 Подробности ed Анализ
- 7 Часто задаваемые вопросы
- 8 Похожие стихи
Резюме
«Птица в клетке» Майи Энджелоу – невероятно важное стихотворение, в котором поэт описывает опыт двух разных птиц, одной на свободе и одной в клетке.
Свободная птица облетает потоки ветра, чувствуя, что небо принадлежит ему. С другой стороны, птица в клетке едва может двигаться в своей тюрьме. Это злит и расстраивает. Его крылья подрезаны, а ноги связаны вместе. Все, что он может сделать, это со страхом петь о том, чего он хочет и чего не знает. Он поет о своей свободе, и каждый, даже далеко, может услышать его песню.
Все это время свободная птица сосредоточена на ветре, звуках, издаваемых деревьями, и словах в земле, которые он собирается съесть. Еще раз говорящий повторяет тот факт, что птица чувствует себя хозяином неба. Стихотворение заканчивается тем, что птица в клетке снова поет, когда поэт полностью повторяет третью строфу.
Темы
«Птица в клетке» наполнен мощными темами. К ним относятся расовое угнетение, свобода/неволя и счастье/печаль. Все эти темы объединены в «Птица в клетке» через изображение Анджелоу двух птиц, одной свободной и одной в клетке.
Птица в клетке — расширенная метафора чернокожего сообщества в Америке и во всем мире. Анжелу намекает на жизненный опыт миллионов мужчин, женщин и детей с незапамятных времен и на разнообразие репрессивных тактик, будь то физических, психических или экономических, используемых теми, кто находится у власти.
Чернокожие мужчины, женщины и дети видят «сквозь… решетку», пока свободная птица болячит в небе. Птица поет из места печали, а не радости, чтобы передать более широкую историю печали.
Структура и форма
«Птица в клетке» Майи Энджелоу представляет собой стихотворение из шести строф, разделенных на строфы разной длины. Анжелу решил написать стихотворение свободным стихом. Это означает, что не существует единой схемы рифмовки или метрического рисунка, объединяющего все строки. Но есть несколько примеров ямбического метра.
Это добавляет общей музыкальности стихотворению. Ямб также обычно называют «восходящей» стопой, когда ударение падает на второй слог. Это играет на содержание птицы в клетке и свободной птицы. Кроме того, читатели должны обратить внимание на случаи, когда поэт использует полурифму.
Литературные приемы
Анжелу использует несколько литературных приемов в « Птица в клетке». согласных звуков в начале нескольких слов. Например, «солнце» и «небо» в конце первой строфы и «клетка/можно» в третьей и четвертой строках второй строфы. В произведении Майи Энджелоу «Птица в клетке» поэт использует две метафоры птиц. Свободная птица символизирует белых американцев или всех свободных людей, пользующихся равными правами. Птица в клетке — это метафора / символ угнетенных чернокожих американцев, которых держат в плену из-за расистской политики. Свободная птица прыгает на спине ветра и плывет по течению до окончания текущего и опускает крыло в лучах оранжевого солнца и осмеливается претендовать на небо. В первой строфе Майя Энджелоу обращается к природе. Она описывает, как «свободная птица прыгает по ветру». Она описывает полет птицы на фоне оранжевого неба. Свободная птица имеет право «претендовать на небо». То, как она описывает «оранжевые солнечные лучи», позволяет читателю оценить естественную красоту неба, а ее описание того, как птица «опускает крыло», помогает читателю оценить птицу в ее естественной среде обитания, наслаждающуюся свободой. Но птица, которая выслеживает в его узкой клетке (…) его ноги связаны , поэтому он открывает глотку, чтобы петь. Эта строфа « Птица в клетке» резко контрастирует с первой строфой . Используя слово «но» в начале этой строфы, говорящий подготавливает читателя к этому контрасту. Затем она описывает «птицу, которая крадет его узкую клетку». Тон мгновенно и резко меняется с умиротворенного, удовлетворенного и радостного на мрачный, нервирующий и даже расстраивающий. Она описывает, что этот первый в клетке «редко может видеть сквозь полосу ярости». В то время как свободная птица наслаждается полным небом, птица в клетке редко даже мельком видит небо. Она утверждает, что «его крылья подрезаны, а ноги связаны». Текст из ее автобиографии показывает, что Анжелу часто чувствовала себя так в жизни. Она чувствовала себя ограниченной в возможности пользоваться свободой, которая должна была быть ее правом как человека. Затем говорящий сообщает, что это те самые причины, по которым птица «открывает горло, чтобы петь». Автор чувствовала это в своей жизни. Она писала, пела и танцевала, потому что это был ее способ выразить свое стремление к свободе. Птица в клетке поет с пугающей трелью (…) для птицы в клетке песни свободы. Третья строфа возвращается к свободной птице, еще больше закрепляя в сознании читателей разницу между свободной птицей и птицей в клетке. Она пишет, что «свободная птица думает о другом ветерке», что она может наслаждаться «вздыхающими деревьями» и свободно находить себе пищу. Тон, которым она пишет первую и третью строфы, настолько резко контрастирует со второй строфой, что читатели могут почувствовать разницу. Первая и третья строфы вызывают у читателя ощущение экстаза и трепета, отчего вторая строфа кажется еще более забавной и даже гнетущей. Свободная птица думает о другом ветерке (…) и называет небо своим Четвертая строфа « Птица в клетке» продолжает параллель между свободной птицей и птицей в клетке. Первая строка резко контрастирует с последней строкой в третьей строфе. Это темно и пугающе. В этой строке раскрывается реальность жизни птицы в клетке. Упоминание о «толстых червях, ожидающих рассвета на яркой лужайке» также вызывает противопоставление «хищник/добыча». Испугались бы за свою жизнь черви, потеряв свободу, когда птицы питаются такой добычей. Однако с птицей, пойманной в клетку, черви имеют свободу по сравнению с птицей в клетке. Но стоит птица в клетке на могиле мечты (…) , поэтому он открывает глотку, чтобы петь. Эта птица «стоит на могиле мечты». Это раскрывает чувства автора по поводу собственных снов. У нее так много мечтаний, которые умерли, потому что ей никогда не давали свободу достичь всего, что могли ее белые коллеги. Дискриминация и расизм составляли ее клетку, и хотя она пела, она чувствовала, что ее голос не был слышен в большом мире, а только тем, кто находился рядом с ее клеткой. Вторая строка этой строфы не только темна, но даже пугающа. Говорящий описывает птичьи крики как «вопли кошмарного крика». В этот момент птица в клетке настолько подавлена своей жизнью в неволе, что его крики похожи на крики человека, которому снится кошмар. Затем автор повторяет эти строки: Ему подрезали крылья и связали ноги Итак, он открывает глотку, чтобы петь. Подтверждая идею о том, что птица открывает рот, чтобы петь, потому что ее стремление к свободе и желание самовыражения невозможно сдержать. Птица в клетке поет с пугающей трелью (…) для птицы в клетке песни свободы. Последняя строфа снова посвящена птице в клетке. Автор подразумевает, что хотя птица в клетке, возможно, никогда не испытывала настоящей свободы, в глубине души эта птица все еще знает, что она была создана для свободы. Хотя свобода для птицы в клетке «страшна», потому что она «неизвестна», она все же поет «страшную трель», потому что все еще жаждала свободы. Здесь говорящий сообщает, что его призыв к свободе «слышен на далеком холме». Это параллели с автором и ее призывом к свободе в форме равенства. Она чувствует, что ее крики слышат, но только как тихий фоновый шум. Ей все еще кажется, что она в клетке и что, хотя она и поет, ее крики слышны только как далекий шум. Последняя строка гласит: «Птица в клетке поет о свободе». При этом говорящий подразумевает, что, хотя птица в клетке, возможно, никогда не испытала свободы, она все же поет о ней, потому что была создана для свободы. Это можно сравнить с борьбой афроамериканцев во времена Майи Энджелоу. Она чувствует, что чернокожие американцы писали, пели, танцевали и взывали к заслуженной свободе, но их слышали только как далекий голос. Тем не менее, это не помешало бы им взывать к свободе и равенству, потому что они знали, что были созданы для свободы, и они не уступят, пока им не будут предоставлены их человеческие права, чтобы пользоваться свободой, для которой они были созданы. Метафора птицы в клетке
Подробный анализ
Станца 1
Вторая строфа
Станца Три
Четвертая строфа
Пятая строфа
Станца Шесть
Часто задаваемые вопросы О чем стихотворение «Птица в клетке» ?
«Птица в клетке» Майи Энджелоу рассказывает о двух разных переживаниях двух птиц. Один сидит в клетке и страдает от своей несвободы, а другой волен делать все, что ему заблагорассудится. Птица в клетке поет, чтобы справиться со своим заточением.
Что символизирует птица в клетке?Птица в клетке символизирует желание быть свободным. В частности, усилия афроамериканского сообщества по достижению равенства во всех сферах жизни и освобождению от ограничений личного и институционального расизма.
В чем основная идея стихотворения «Я знаю, почему птица в клетке поет?»«Я знаю, почему птица в клетке поет » или «Птица в клетке» выражает важность свободы. Она сравнивает бедственное положение птицы в клетке со страданиями афроамериканского сообщества.
В чем ирония свободы в «Птице в клетке»?Отсутствие свободы в «Птица в клетке» вдохновляет птицу в клетке петь, а свободную птицу — нет. Его отчаянный крик нельзя назвать радостным, но это единственный способ, с помощью которого птица может справиться с заточением.
Почему птица в клетке стоит на могиле мечты?Птица в клетке, стоящая на могиле мечты, символизирует всю историю жестокости и заключения, которым подвергались афроамериканское сообщество и другие маргинализированные сообщества на протяжении всей истории.
Похожие стихи
Читателям, которым понравился «Птица в клетке» , следует также прочитать некоторые другие стихи Майи Энджелоу. К ним относятся:
- «Феноменальная женщина» — бросает вызов стереотипам, с которыми часто сталкиваются современные женщины. Это стихотворение наполнено силой и решимостью.
- «Все еще встаю» – описывает позитивным и радостным языком очарование говорящего как женщины. У нее неотразимо красивые черты лица и сила, которая выделяет ее.
- «Жизнь меня не пугает » — это простое стихотворение, описывающее страхи или их отсутствие у говорящего ребенка.
Творческое дыхание Бога
Размышление о чтениях на 27 мая 2023 года – Воскресенье Пятидесятницы.
Дважды в месяц я устраиваю торжественный ужин для молодых мужчин студенческого возраста и старше, которые рассматривают возможность стать священником. Мужчинам в группе относительно комфортно друг с другом, поэтому разговоры варьируются от духовности до служения, теологии и поп-культуры. На прошлой неделе я обсуждал процесс в Скрэнтонской епархии, посредством которого постоянный дьякон получает способность проповедовать — серию практических гомилетических занятий, за которыми следует оценка наблюдательного совета — когда один из мужчин смело заявил, что ChatGPT может пройти гомилетический практикум и получить способности.
На случай, если вы не знакомы с этой горячей новой технологической темой, ChatGPT — это чат-бот с искусственным интеллектом — назовем его более продвинутой версией Alexa или Siri — который работает с помощью комбинации технологии и магии. Итак, мы попробовали. Перед группой я напечатал «Напиши мне католическую проповедь на Пятидесятницу» и стал ждать.
Текст, созданный ChatGPT, выглядел так, как должна выглядеть проповедь. Вроде, как бы, что-то вроде.
Во-первых, было много случаев «братьев и сестер», как любой хороший проповедник. Он содержал удивительно ортодоксальное богословие и затрагивал все необходимые аспекты о Святом Духе. Честно говоря, проповедь ChatGPT могла бы пройти проверку.
Но я не мог не думать, что чего-то не хватает. Во-первых, это было скучно. Я знаю, что вы думаете: «Отец, у компьютеров нет монополии на скучные проповеди», и это справедливо. Тем не менее, в нем чего-то не хватало даже по сравнению с самой слабой, самой собранной человеческой проповедью. Не было ни огня, ни жизненной силы, ни творчества, ни… духа. Прочитав ее, я понял, что каким бы продвинутым ни был искусственный интеллект, он никогда не сможет быть по-настоящему творческим. Он никогда не может делать больше, чем исследовать, компилировать, обобщать и повторно представлять то, что уже существует. Теперь у него есть возможность собрать огромное количество информации, которую можно найти в Интернете, но он никогда не даст вам ничего новый. Никогда не создаст .
Мы обычно и уместно связываем акт творения с первой Личностью Троицы, но Святой Дух также действует в творческом акте с самого начала:
В начале, когда Бог сотворил небо и землю— а земля была безвидна и безвидна, и тьма над бездною, и сильный ветер несся над водами— (Бытие 1:1-2)
Этот «сильный ветер» есть « Руах Элохим», дыхание Бога. Дыхание, ветер или Дух Божий приносит новую жизнь туда, где когда-то была бесформенная пустота.
Эта тема продолжается на протяжении всего Ветхого Завета, где неявное присутствие Святого Духа действует, когда творческая сила Бога вдыхает новую жизнь. Пророки Ветхого Завета, вдохновленные тем же Духом, пробуждают Израиль от его сна. Когда священнической жертвы недостаточно для преодоления затхлой духовной жизни народа Божьего, Дух творит нечто новое через пророческие образы. В традиции мудрости древние авторы вдохновляются Духом на исследование новой теологической территории и бросают вызов общепринятому мышлению, создавая новые способы интерпретации действия Бога в мире.
Этот образец продолжается в Новом Завете. Когда ученики получают Духа в Пятидесятницу, они вынуждены сделать то, чего никогда не делали раньше: объединить все творение в поклонении единому Богу. Через них Дух Святой творит Церковь Христову. В Символе веры мы называем Святого Духа «дающим жизнь», и все символы, которые мы используем для обозначения третьего Лица Троицы, вызывают движение, изменение и творческую энергию: огонь, ветер, дыхание и даже изображение птицы. Везде, где присутствует Дух в Писании и Предании, создается новый источник жизни.
Самое привлекательное для меня изображение также является наиболее подходящим для этой дискуссии и самым спорным примером, который я предлагаю вам. Перед тем, как Ной трижды выпустит голубя, он сначала выпускает ворона, чтобы осмотреть воды.
По прошествии сорока дней Ной открыл сделанный им люк ковчега,
и он выпустил ворона. Он летал взад и вперед, пока вода не высохла с Земли. (Бытие 8:6-7)
Было высказано предположение, что парящий над водами ворон, летающий взад и вперед, является намеком на Руах Элохим проносящийся над бездной в Бытии 1. Конечно, ворон не несет ответственности за отступление потопа, но в данном случае ворон является заменой Божьего творения, которое теперь приглашено участвовать в Его акт творения, поскольку он начинает мир заново. Мы приглашены присоединиться к творческой работе Бога.
В просторечии слово творчество часто означает немногим больше, чем «этот человек хорош в искусстве», но в данном контексте его значение гораздо глубже. Быть творческим — значит участвовать в Божьем акте творения. Это приглашение предлагалось человечеству много раз, но никогда так решительно и повсеместно, как в Пятидесятницу. В Пятидесятницу нам дается дар творчества. Могущественный ветер Божий нисходит на нас и возлагает на нас ответственность и привилегию вдохнуть в мир новую жизнь дыханием самого Бога.
По этой причине правильно, но совершенно недостаточно рассматривать отношения Святого Духа с Церковью или отдельным верующим просто как гарант верности. Искусственного интеллекта или машины — возможно, даже Chat GPT — было бы достаточно, чтобы просто точно повторять информацию. Святой Дух, напротив, приносит нам кинетическую, волнующую и часто пугающую силу. Приглашение принять участие в акте творения Духа означает, что нас часто будут вести на совершенно новую территорию и просят понять Божью работу неожиданным образом. Слушать Святого Духа в нашей Церкви и в нашей жизни не всегда легко, но это никогда не должно быть скучно.
Изображение предоставлено: Фото Оливера Хина на Unsplash.
Обсудить эту статью!
Продолжайте общение в нашей группе SmartCatholics ! Вы также можете найти нас на Facebook и Twitter .