Логопедическая тетрадь Парные согласные «В-Ф»
Карандашный диктант.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕ |
ГЛУХИЕ |
Ф |
|
З |
|
Г |
|
Ш |
|
Б |
|
Т |
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика. |
Флажок
|
Собака
У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. |
||
Кошка
А кошки ушки Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в её норушке. |
Жук
Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит. |
Задание № 3. Прочти слоги: |
ФА-ФО-ФЫ-ФУ-ФЭ
ФЫ-ФО-ФУ-ФЭ-ФА ЫФ-АФ-ОФ-УФ-ЭФ ФЫ-ФУ-ФО-ФА |
ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ
ВЫ-ВУ-ВО-ВЭ-ВА АВА-ОВО-УВУ-ЭВЭ ВЭ-ВУ-ВЫ-ВО-ВА |
Задание № 4. Прочти и запомни чистоговорки: |
Ва-ва-ва — на суку сидит сова.
Во-во-во — по реке плывет бревно.
Фа-фа-фа – нет шарфа.
Фы-фы-фы – играли арфы.
Задание № 5. Назовите картинки. Выдели звук «В» или «Ф». Запиши букву. Определите место звуков «В» и «Ф» в словах: |
Задание № 6. Прочти слова:
ФАРА, ФОРМА, ВАЗА, ФРАК, ВАТА, ФАЗАН, ВАННА, ВАГОН, ФЛАГИ,
САРАФАН, ФАНТИК, ФОКУС, ВОРОТА, ФАКТЫ, КРОВАТЬ, ПОВОРОТ.
Задание №7. Зачеркни букву «В», подчеркни букву «Ф»
В О А В Р Н Ф З М Е Ч Ф И В К С Н А З В О Л Д Ф Н Т Ы Е З Ф С Ц Н В Я С И К В А Е Ч З В Р С Ы Ф Д О Ф Щ Ш В Д Ф Т С Н Ы Ф Д Н З В А Л В С Ф Н З К Ф Г С Д З Г В Ф Р С В Н В Ф Т К Д В Б З Ф Д И В Е З О Ф В Ы З Ь В Ы Ф Т Р Н В Д
Задание № 8. «У кого чьё?» |
У медведя голова (ЧЬЯ?)________________________
У белки уши __________________________________
У волка хвост __________________________________
У лисы лапы ___________________________________
У оленя рога ___________________________________
Задание № 9. Вставь буквы В или Ф |
Музыкант настроил ар . у.
За рулем сидит шо . ёр.
Делают из хлопка . ату.
Молочный продукт – ке . ир.
На столе стоит красивая . аза.
В магазине продаётся со . а.
Ночная птица – это со . а.
Во ржи вырос . асилек.
Баскетболист получил штрафной . ол.
Весной на полях много . лаги.
На крышах домов развеваются . лаги.
Задание № 10. Найди и зачеркни лишнюю картинку:
Задание № 11. Определи лишнее слово: |
МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.
МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.
Задание № 12.Отгадай ребус, запиши слово |
_____________________________________
Задание № 13. Определи правильно парную согласную в конце слова «Ф» или «В», подбери и запиши проверочное слово. |
рука. |
|
штра. |
|
клю. |
|
морко. ь |
|
жира. |
|
шар. |
|
обу . ь |
|
шка. |
|
ле. |
Задание № 14. Запиши слова по образцу |
Одна конфета – пять конфет
Одна фигура – пять __________________.
Один официант – пять ____________________.
Один фонарь – пять _____________________.
Одна ферма – пять _____________________.
Задание № 15.
Прочти и запиши по памяти:Наш Филат не бывает виноват.
Филипп к печке прилип. |
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Проверка знаний:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
logoped18.ru
Звуки [ф] – [в]. Буквы Ф
Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика
Цель занятия:
- активизировать знания о звуках [ф], [ф‘] и [в],[в‘], буквами В-Ф;
- дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- учить выделять звуки [ф], [ф‘] и [в], [в‘] в речи, сопоставлять по звонкости и глухости, твердости и мягкости;
- развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа.
- уточнение и активизация словаря;
- формирование умения подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
- развитие учебно-познавательную мотивацию, развивать память и логическое мышление;
- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
- воспитывать уверенность в своих силах.
Оборудование: электронная презентация (Приложение 1), картинки, изображающие лица с разным настроением.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Покажите на наших нарисованных лицах, какое у вас настроение.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)По нему несется воздуха поток (упр-е на выработку возд. струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.
2. Повторение ранее пройденного материала
– Повторим звуки и буквы, которые мы изучили.
– На какие две группы делятся все речевые звуки
по способу образования?
– Чем гласные звуки отличаются от согласных?
– Назовите, пожалуйста, каждый по гласному звуку,
а теперь любой согласный звук.
3. Подготовка к восприятию нового материала. Формулирование темы занятия
– Отгадайте загадки.
Братья маленькие в дом поселились вчетвером.
Пятый брат не согласился, рядом в домик поселился. (Варежка)Зеленая, кудрявая, в саду однажды летом
Она надела бусинки рубинового цвета. (Вишня)Захотела река улететь под облака.
Целый день летит, летит,
В небо поднимается,
Но обратно о гранит
В брызги разбивается. (Фонтан)Звездной ночью меж стволов
Кружит в роще мышелов.
Крючконосый и глазастый,
Потревожив криком тишь, вертит головой ушастой:
– Не шуршит ли в листьях мышь? (Филин)
– Какой первый звук в словах-отгадках?
– Верно, как вы думаете, с какими звуками мы
сегодня будем работать?
– Сегодня познакомимся с новыми звуками [в],[в’] и
[ф],[ф’], буквами В-Ф, которые обозначают их на
письме.
4. Сравнительная характеристика звуков [в], [в’] и [ф], [ф’].
– Произнесите звуки, наблюдая за собой в
зеркало. Обратите внимание: при их произношении
нижняя губа смыкается с верхними зубами,
выдыхаемый воздух проходит через эту щель, звук
тянется, при этом в, в произносятся при помощи
голоса, а ф, ф без помощи голоса.
– Чем они отличатся?
5. Дифференциация звуков [ф],[ф‘] и [в],[в‘] в слогах, словах, словосочетаниях.
- Знакомство с героями занятия
– Сегодня на занятие пришли герои из сказок.
Давайте отгадаем их имена.
– Расставьте буквы по порядку в соответствии с
цифрами. Прочитайте слова.
4 5 1 3 2 7 8 6
в о д о р е к с (Дровосек)
6 5 1 2 4 3
а р ф е о д (Федора)
– Эти сказочные герои пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий.
- Тестовые задания.
1) В какой группе картинок все названия со звуком [в]?
(1. волк, корова, свитер;
2. слива, вагон, трава;
3. лист, вафли, вата;
4. диван, кресло, кровать)
2) В какой группе картинок все названия со звуком [ф]?
(1. фонарик, телефон, фотоаппарат;
2. филин, жираф, карандаши;
3. флаг, картофель, портфель;
4. трава, грибы, шкаф)
3) Какая картинка лишняя?
(1. Конфеты. 2. Весы. 3. Велосипед. 4. Ведро.
1. Фонарик. 2. Портфель. 3. Картофель. 4. Конфеты.)
4) Прочитайте слоги.
ВА-ФА-ВА
ВО-ВО-ФО
ВЫ-ФЫ-ВЫ
ВИ-ВИ-ФИ-ФИ
ВЫ-ФЫ-ФЫ-ВЫ
ФЁ-ВЁ-ВЁ-ФЁ
– Вставьте подходящие буквы В и Ф в слова и распределите их на две части: с буквой В для Дровосека и Ф для Федоры.
Ворона, весна, фиалка, фабрика, сова, телефон, портфель, туфельки, коврик, шкаф, вечер, занавес.
– Федора и Дровосек записали слова, но перепутали буквы В и Ф. Помогите им навести порядок.
Офраг
Кузофок
Шкавы
Вонарь
Форы
Феер
Вокус
Феник
Ифа
Софёнок
Аврика
Солофей
– Запишите слова верно и обозначьте изучаемые звуки в словах.
5) «Расшифруйте» слова.шка…
бро…
рука…
шар…
вет…ь
ле…
дро…а
– Дровосек принес с собой слова-действия, а Федора – слова-предметы. Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова. Запишите словосочетания. Выделите буквы В-Ф.
вить
ловить
полоть
махать
наливать
светить
флажок
вода
волк
морковка
гнездо
фонарик
Физминутка
Физминутка для глаз
Подвижная физминутка
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
5. Дифференциация звуков [ф],[ф,] и [в],[в,] в предложениях
Работа со скороговоркой
Соберите скороговорку по стрелочкам.
(Наш Филат не бывает виноват).
– Закончите предложения, вставьте подходящее слово.
фаза – ваза
На столе стоит … .
Новолуние – это … Луны.
влаги – флаги
На домах развивались … .
На полях достаточно … .
(Объяснение значения слов фаза и влага)
– Дополните предложения словами, подходящими по смыслу. Выделите буквы В-Ф.
- Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
- Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
- Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз («Снеговик»)
В огороде выросла….
В саду у старой яблони сломана….
В зоопарке мы видели красивого …
За нашими розами ухаживает…
павлин
морковь
садовник
ветка
– Составьте предложения.
Вова-флажок
Валя-шарф
Вася-фотоаппарат
Иван-футбол
Вася-фабрика
Витя-фокус.
III. Подведение итогов занятия
– Дровосеку и Федоре пришла пора прощаться с
нами. Мы им говорим спасибо за то, что он принес
такие интересные задания.
– С какими звуками мы сегодня работали?
– Какими буквами эти звуки обозначаются?
– Что у них общего?
– В чем различия?
– Поднимите карточки с тем настроением, какое у
вас стало после этого занятия.
– БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
Список литературы:
26.02.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тема № 17. Звуки [В] — [Ф]; [В’] — [Ф’] — 27 Марта 2014
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка узнавать героев сказки по высоте голоса, а также самому изменять высоту голоса.
2. Продолжать учить демонстрировать изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [В] — [Ф], [В’] — [Ф’] (дифференциация звонких и глухих согласных).
4. Научить ребенка звуковому синтезу коротких слов.
5. Учить составлять простые предложения с заданным словом.
Задание 1. «Узнай по голосу, кто говорит» (изменение высоты голоса). Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно в трех вариантах: «Кто сидел на моем стуле? Кто ел из моей чашки?…» Затем ребенок сам воспроизводит реплики героев разными по высоте голосами.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Скажи О по-разному» (изменение тембра голоса).
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука:
«О», — удивилась мама;
«О», — стонет бабушка;
«О», — поет певица;
«О», — потягивается папа;
«О», — кричит охотник в лесу.
«У», — гудит пароход;
«У», — дудит дудочка;
«У», — плачет мальчик.
Задание 3. Дифференциация звуков [В] — [Ф].
Назвать одинаковый первый звук в словах:
Ваня, Володя, Владик.
Назвать одинаковый последний звук в словах: шкаф, жираф, шарф.
Сравнить артикуляцию звуков [В] и [Ф] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков, обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:
в, ф, ф, в…; ва, фа, фы, вы.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ва-фа, во-…; фы-вы, фо-…
Повторить за взрослым серию слогов:
ва-ва-фа, фа-фа-ва, фа-ва-фа, ва-фа-ва, фа-ва-ва, ва-фа-фа.
Закончить слово слогом ВЫ или ФЫ:
шка…, ели…, тык…, голь…, гра…, жира…, бук…, тра…, шар…
Задание 4. Взрослый предлагает ребенку из ряда слов выбрать те, в которых есть звук [Ф], звук [В], звуки [В] и [Ф] одновременно:
ворона, флаг, футбол, вафли, ваза, фрукты, жираф, кофта, львы…
(определить место звуков [В] и [Ф] в этих словах), при затруднениях используя карточку и синие кружки с колокольчиком или без.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [Ф]):
кофта, фартук, ворота, фонарик; сова, ванна, диван, фокусник.
Задание 5. Дидактическое упражнение «Измени звук в слове»: какие слова получатся, если в словах вместо звука [Ф] произнести звук [В]:
Фаня — Ваня, софа — …
Дидактическое упражнение «Угадай слово». Взрослый называет слово по звукам, а ребенок называет его целиком:
в, а, з, а; в, а, т, а; к, о, ф, т, а…
Вспомнить загадки, стихи и чистоговорки на звуки [Ф] и [В] (см. темы № 15, 16).
Подобрать слова со звуками [В] и [Ф].
Составить как можно больше предложений про мальчика Ваню и девочку Фаню.
Взрослый читает ребенку стихотворение И. Токмаковой и просит исправить ошибки в нем:
Носит одуфанчик Желтый сараванчик.
Задание 6. Дифференциация звуков [Ф’] — [В’].
Назвать первый звук в словах: Фима, ведро.
Сравнить звуки [В’] и [Ф’] по артикуляции, обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
вя-фя, ви-…; фи-ви, фе…
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В’] и [Ф’]):
веник, ведро, фикус, велосипед; финик, вещи, Федя, ферма.
Вспомнить загадки, стихи и чистоговорки на звуки [Ф’] и [В’] (см. темы № 15, 16).
Дидактическое упражнение «Подари подарки Вите и Фиме» (вспомнить слова со звуками [Ф’] и [В’]).
Составить как можно больше предложений про Витю и Фиму.
Выучить стихотворение, предложить ребенку декламировать его по ролям.
В огороде Фекла Ахала и охала:
«Уродилась свекла
Не на грядке, около!»
Жалко Фекле свеклу,
Жалко свекле Феклу.
Жаловалась Фекла:
«Заблудилась свекла».
Ю. Моргун
Задание 7. Дифференциация звуков [Ф] — [В], [Ф’] — [В’].
Назвать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки ([Ф], [В], [Ф’1, [В’]).
Назвать первый слог в словах:
ворон, фасоль, Федор, веник, воры …, весла, фикус, финики, фартук…
Договорить последний слог в словах:
коро-…, со-…, бро-…, шка-…, шар-…, крапи-…, дро-…
Из предложенных слов ребенок должен выбрать те, которые обозначают профессии людей. Назвать первый звук в этих словах:
фотограф, фартук, фермер, врач, ветеринар, футболист, велосипедист, винодел, вертолетчик, фломастер, ворона, воспитатель, виноградарь, фигурист.
Выучить скороговорку:
Влас у вас, Афанас у нас.
Задание 8. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки
Прописать их.
logopeddoma.ru
Ф Словарь символов, образов, магических печатей
Буква солнца. Огонь жизни. Числовое значение как латинской буквы – 40. Шестая
буква английского алфавита. Нет эквивалента в еврейском языке. Известны два
варианта в кириллице – Ферть – 22-я буква, числовое значение 500 и Фита – 42-я
буква в алфавите, числовое значение – 9. В русском языке буква Ф – 22-я буква в
алфавите. Греческая буква – фи – 21-я в алфавите.
В таро – 21 – универсальный
охранительный знак – основа жизни. Служит как вертикальная ось для привлечения
Божественных энергий. Символизирует равновесие мыслей, тела и духа.
Статья из энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.
Ф – буква русского алфавита, обозначающая собою глухой губно-зубной
спирант, звонкой парой которого является согласный в. При произнесении ф нижняя
губа приподнимается к верхним зубам, вместе с которыми образует узкое отверстие;
сквозь это отверстие идет воздушный ток, выдыхаемый легкими. Трение частиц этого
воздушного тока о станки отверстия, образуемого нижней губой и верхними зубами,
и дает тот немузыкальный шум, который мы называем согласным ф. Голосовые связки
при его произнесении бездействуют, оставляя широкое отверстие для свободного
прохождения воздушного экспиративного тока через голосовую щель. Не всегда,
однако, глухой спирант ф обозначается этой буквой в общепринятом русском
правописании. Есть довольно много случаев, где он изображается и буквой в: зубов
– зубоф, лавка – лафка, все – фсо. Наоборот, иногда буквой ф изображается и
звонкое в: афганец – ăвгáньец. Начертание Ф восходит к греческому прописному Ф.
Соответствующего финикийского знака не было. Числовое значение Ф в
старославянской азбуке было 500. Соответствующий нашему ф звук изображается в
современных европейских алфавитах латинского происхождения посредством F f, реже
Ph, ph (в греческих словах), а в немецкой графике – еще и через v.
Фита Θ – тридцать четвертая буква старого русского алфавита, имеющая то же звуковое значение, что и буква ф, то есть обозначающая такой же глухой губно-зубной спирант. Таким образом с фонетической точки зрения буква θ в настоящее время является совершенно излишней. Единственным мотивом в пользу ее употребления служит то, что при ее помощи является возможным указывать на разное происхождение вышеозначенного глухого губно-зубного спиранта, а именно буквой ф обозначать звук, отвечающий греческому φ, латинскому, германскому и романскому f (в заимствованных словах – философ, граф, фальшфейер, фанфарон, фетровый и т.д.), а буквой θ – такой же звук, возникший из греческого θ (θήτα).
Первоначальное произношение греческой θ, как это принято думать, было тождественно с английским th (интердентальный спирант), которое также нередко переходит в ф в англйских народных говорах, например в словах: кафедра (καθέδρα), католический (καθολικός), Афина (‘Αθηνά или ‘Αθήνη), Феодосий (Θεοδόσιος), миф (μΰθος) и т.д. Нет сомнения, что мотив этот несостоятелен, тем более, что мы никогда не руководствуемся им в других подобных случаях: мы выкинули из употребления знак , получивший у нас одинаковое значение с знаком оу, и не различаем разное у в словах в роде трус, рука с одной стороны и ухо, дух с другой.
Точно так же мы не отличаем разное происхождение я в словах язык и ящик, в род. ед. воя (от вой) и в причастии воя и т.д. Не удивительно, если многие наши филологи вооружались против употребления θ, признавая ее ненужность и излишность (Ломоносов, И. И. Мартынов, Павский, Я. Грот, орфографическая комиссия Императорская академия наук 1904, и т.д.). Как начертание, θ восходит к греческой букве θήτα. В некоторых словах, видоизмененных по типу их ново-европейских (немецких, романских) параллелей, θ, писавшаяся некогда (главным образом в XVIII веке), теперь заменена знаком т (театр вместо θеатр, теория вместо θеория, библиотека вместо вивлвиоθика, математика вместо маθематика и т.д.). Числовое значение θ = 9 (только в кирилице).
sigils.ru
Педагогическая система В. Ф. Шаталова
В. Ф. Шаталов, учитель-новатор, разработал в 70-х годах свою стройную педагогическую систему обучения, называемую среди педагогов школ и вузов «методом Шаталова». Педагогическая система В. Ф. Шаталова долгие годы пробивала себе путь, резко критиковалась рядом представителей АПН СССР, но широко изучалась и поддерживалась учителями-практиками школ, техникумов и вузов. И только после «окрика» на пленуме ЦК КПСС в докладе Е. К. Лигачева «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению» (Правда от 18.02.1988) В. Ф. Шаталов получил возможность спокойно продолжать свой эксперимент /101/. В докладе было сказано: «Путь к цели — предоставить школе право на творчество, на выбор методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса, на отработку новаторских идей воспитания. Не вытравливать, а всячески лелеять ростки появившихся у нас школ, облик которых определяется деятельностью талантливых, нешаблонно мыслящих и преданных делу педагогов».
В. Ф. Шаталов, по его словам, не открыл ничего нового, просто взял на вооружение рациональные идеи из педагогики и психологии. Основное в его технологии обучения: организация сложной познавательной деятельности учащихся в условиях группового обучения (класс). Всеми возможными средствами он заинтересовывает учащихся, развивает их активность, вносит элемент соревновательности. Работает так, чтобы у всех все получалось, все добивались успеха. А успех порождает уверенность в себе и соответственно следующий успех. Ученику становится интересно, когда у него начинает получаться.
Основные постулаты педагогической системы В. Ф. Шаталова: 1. Объяснять материал предельно понятно, даже упрощенно, для чего следует:
♦ снимать лишние нагрузки на внимание ребят, повторяя одно и то же 3—4 раза разными словами;
♦ давать за один урок не одну теорему, а обучать крупным блоком, в котором «темы взаимосвязаны». Так, он дает за один урок следующие темы: «Бесконечные прогрессии», «Предел», «Вывод формулы суммы членов бесконечно убывающей прогрессии», «Основные теоремы о пределах», И достигает лучших результатов, ибо «именно дробление материала на 5 уроков, как это предусматривала программа тех лет, затрудняло восприятие, разрывало целое на отдельные фрагменты, мешало увидеть их взаимосвязанность»;
♦ передавать учащимся самую суть, тогда уменьшается объем запоминания. В результате материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, а она эффективнее механической.
2. Не разрешать, чтобы учащиеся одновременно слушали и записывали. Он разрывает эти два процесса, т. е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как аудирование развито не у всех одинаково. Сначала учащиеся слушают, потом они либо записывают, либо Шаталов дает им возможность повторить.
3. Осуществлять опережающее рассмотрение теории, закреплять ее в блок-схемах или опорных конспектах, в которых сжато отражается логическая последовательность материала. Изображать красочно, ярко, необычно, использовать закономерность зрительного анализатора. Повышается эффективность работы памяти, когда учащийся сам составляет логический план или опорный конспект. Все это облегчает им запоминание. Опорные конспекты дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны родителей.
4. Вести контроль знаний учащихся по этим блок-схемам. Учащийся должен по памяти нарисовать этот опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала. Использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня (« 40, 30%). Поэтому сначала надо контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее (и 27%) и можно проводить отсроченный контроль.
5. Проводить занятия в пределах традиционного обучения с опорой на школу памяти, но не исключая и мышление учащихся.
6. Создавать в классе такую атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Это является главной предпосылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся.
7. Применять принцип поурочного балла, т. е. спрашивать каждого учащегося на каждом уроке. В организации разнообразного контроля и опроса учащихся, несомненно, сказывается талант самого В. Ф. Шаталова.
8. Дать каждому учащемуся возможность улуч-шить свой балл. Этот принцип называется «открытые перспективы». Причем не тогда, когда того вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку.
9. Гуманное отношение к учащимся и родителям. Вот небольшой пример: часто в семье бывают конфликты у родителей с детьми из-за того, что в дневнике не записано домашнее задание. У Шаталова такого быть не могло, он давал учащимся на уроке от двух минут до двух секунд, чтобы они провели взаимоконтроль правильности записи домашнего задания в дневнике. Такой простом профилактический прием бережет нервы учащихся и их родителей. И подобных приемов у В. Ф. Шаталова много, особенно это касается его умения «беречь двойку», т. е. проводить профилактику, чтобы ее не было.
В целом суть педагогической системы В. Ф. Шаталова выражается в тем, чтобы учащийся представлял, понимал, помнил и применял (4 П) свои знания в нестандартных условиях. Хороший принцип, не правда ли? Не удивительно, что у него есть последователи и среди педагогов высшей школы.
psyera.ru
Сказки и рассказы Одоевского В. Ф. читать онлайн
Посвящается маленьким Графиням Екатерине и Александре Коссоковским
Возьмите карту Азии, отсчитайте параллельные линии от Экватора к Северному, или Арктическому полюсу (т. е. в широту) начиная с 8-го градуса по 35-й и от Парижского меридиана по Экватору (или в долготу) начиная с 65-го по 90-й; между линиями, проведёнными на карте по этим градусам, вы найдёте в знойном полюсе под тропиком Рака остроконечную полосу, выдавшуюся в Индейское море: эта земля называется Индиею, или Индостаном, и также называют её Восточною или Большою Индиею, что не смешать с тою землёю, которая находится на противоположной стороне полушария и называется Западною, или Малою Индиею. К Восточной Индии принадлежит также остров Цейлон, на котором, как вы, верно, знаете, много жемчужных раковин. В этой земле живут Индийцы, которые разделяются на разные племена, точно так же, как мы, русские, имеем племена Великороссов, Малороссиян, поляков и проч. Из этой земли привозят в Европу разные вещи, которые каждый день вами употребляются: хлопчатую бумагу, из неё делают вату, которою подбивают ваши тёплые капоты; заметьте, что хлопчатая бумага растёт на дереве; чёрные шарики, которые иногда попадаются в вате, суть не что иное, как семена этого растения, сарагинское пшено, из которого варят кашу и которым для вас настаивают воду, когда вы нездоровы; сахар, с которым вы кушаете чай; селитру, от которой загорается трут, когда высекают огонь из кремня стальною дощечкою; перец, эти кругленькие шарики, которые толкут в порошок, очень горькие и которых вам маменька не даёт, потому что перец нездоров для детей; сандальное дерево, которым красят разные материи в красную краску; индиго, которым красят в синюю краску, корицу, которая так хорошо пахнет: это корка с дерева; шёлк, из которого делают тафту, атлас, блонды; насекомых, называющихся кошенилью, из которых делают превосходную пурпуровую краску: драгоценные камни, которые вы видите в серьгах у вашей маменьки, тигровую кожу, которая лежит у вас, вместо ковра, в гостиной. Все эти вещи привозятся из Индии. Эта страна, как видите, очень богата, только в ней очень жарко. Большею частию Индии владеют английские купцы, или так называемая Ост-Индская компания. Она торгует всеми этими предметами, о которых мы выше сказали, потому что сами жители очень ленивы: большая часть из них веруют в божество, которое известно под названием Тримурти и разделяется на трёх богов: Браму, Вишну и Шивана. Брама самый главный из богов, а потому и жрецы носят название браминов. Для этих божеств у них построены храмы, очень странной, но красивой архитектуры, которые называются пагодами и которые вы, верно, видали на картинках, а если не видали, то посмотрите. — Индийцы очень любят сказки, повести и рассказы всякого рода. На их древнем языке, на санскритском (который, заметьте, похож на наш русский), написано много прекрасных стихотворных сочинений; но этот язык теперь для большей части индийцев непонятен: они говорят другими, новыми наречиями. Вот одна из новейших сказок этого народа; Европейцы подслушали её и перевели, а я расскажу её вам, как умею; она очень смешна, и по ней вы получите некоторое понятие об индийских нравах и обычаях.
vseskazki.su
Головное судно проекта RST27 | Танкер-химовоз, проект RST27 | Танкеры проекта RST27 | Танкер проекта 19614 | «Механик Ерохин», проект 19614 | «В.Ф. Танкер-11», проект RST27 | Танкер-площадка, проект RST54 | «Волга-Флот-7», проект 05074Т | Танкеры типа «Волга-Флот» | «Волга-Флот-1», проект 05074Т | Состав «1 буксир + 1 баржа» | Состав «1 буксир + 2 баржи» | РПК «Волгоград» | Перевалка нефтепродуктов | Тактико-специальные учения | Перевозка строительных грузов | Открытие навигации-2016 | Выгрузка глицерина-сырца |
vftanker.ru