руководство для авторов и примеры
Руководство для авторов и примеры
Как писать диалоги — пожалуй, одна из самых популярных загадок для начинающих писателей. На первый взгляд, ничего сложного: мы ежедневно обмениваемся репликами с окружающими людьми, один сказал, второй ответил… И тут оказывается, что изобретать «живые», реалистичные разговоры для других людей — не так уж легко.
Итак, главный вопрос звучит просто: «Что такое плохой диалог и как составить из него хороший?». Разберем примеры из классики и рассмотрим правила оформления беседы в литературном тексте.
“
Что такое плохой диалог и как сделать из него хороший?
Основные проблемы написания диалога
Диалог — элемент художественного произведения, требующий особого внимания и тщательной проработки. А главное условие качественного диалога — ничего лишнего. Всего пара ненужных фраз сделают разговор скучным и утомительным, у читателя возникнет желание его пропустить.
Избыточность может проявляться в следующих формах:
Если без реплики возможно обойтись, то не следует засорять ею текст. Каждая фраза должна иметь смысловую нагрузку, чтобы стать особенностью диалога.
Молодые люди обменялись приветствиями:
— Привет!
— Здравствуй!
— Как дела?
— Потихоньку.
— Отлично. Чем занимался?
— На рыбалку с мужиками ходил.
— Вот это да!
Ограничимся одной фразой: «Герои поздоровались».
Похожая проблема — многократное повторение одинаковой мысли.
— Дмитрий отказался участвовать, причину скрыл.
— Лишь ответил: отказываюсь?
— Да: я отказываюсь.
— Я удивлена. Возможно, его неверно поняли?
Исключения встречаются, но старайтесь избегать бессмысленных излишеств.
Стремитесь к естественности. Не употребляйте в диалоге сложносочиненных предложений, причастных, деепричастных оборотов и выражений, не используемых в обыденной речи.
— Твое питание несбалансированное, в нем отсутствует необходимое количество белков, жиров, углеводов и микроэлементов, столь важных для развития молодого растущего организма.
Правильнее написать: «Ешь здоровую еду».
К пункту относятся устаревшие выражения.
— Богатеи окаянные, — вздохнул организатор мероприятий.
Минимизируйте использование глагола «сказал» и его синонимов.
— Здесь мне лучше, — сказала девушка.
— Оставайся. В Москве спокойнее, — ответил молодой офицер.
Другая ошибка — употребление наречий, по смыслу дублирующих глагол.
— Я с тобой разберусь! — злобно оскалился пират.
Действия «оскалился» достаточно.
Иной вариант — обязательно выделяйте в диалоге «эмоциональные» атрибуты.
— Ах ты, старый пьянчуга! — выпалил Джон.
— Ну, держись, мальчишка, — закричал старик, багровея.
Иногда добавить «чувств» в прямую речь не помешает, но сопровождать ими каждое высказывание — моветон.
Если речь персонажа пересказывается другим персонажем, старайтесь использовать косвенную речь. Диалог как форма от этого не страдает.
— Я увиделась с Александром. Он задал мне вопрос: «Почему игнорируешь мои звонки?» — «Я была занята работой», — соврала я.
Заменяем на:
— Сегодня я встретила Александра. Он спросил, почему я не отвечаю на его звонки. Я соврала, что была занята на работе.
В кино часто встречаются сцены, где злодей почти победил героя, но тут решил затянуть пятнадцатиминутную тираду о планах покорения мира. Эта схема используется довольно часто. Однако в жизни даже самая напряженная ситуация обсуждается прозаичнее.
— Огонь захватил здание, внутри остались люди!
— Подайте мне, пожалуйста, насос, Алексей Иванович.
В кризисной обстановке высказывания становятся лаконичней.
— Здание горит, внутри люди!
— Насос, быстро!
Людям обычно делятся новой информацией, не вдаваясь в общепризнанные подробности.
— Помнишь август сорок второго, когда немцы начали бомбить Сталинград? Сражения не затихали ни днем, ни ночью!
— Да, бои шли прямо на улицах города.
Можно сократить до:
— Помнишь Сталинград, когда немцы бомбили днем и ночью?
— Разве такое забудешь. …
С осторожностью передавайте акценты или особенности произношений. Если у читателя возникают сложности при прочтении реплики «П’ек’асная ка’тина!», то ограничитесь упоминанием, что персонаж картавит
Если герой, например, беспрестанно «ботает по фене», читатель может и не «догнать», о чем вообще речь. Использовать арго для создания колоритных второстепенных образов допустимо, но читать специфичные диалоги несколько абзацев подряд — сложно и не подходит к формату. К этому замечанию относится использование мата: его обилие отталкивает аудиторию.
Свойства хорошего диалога
Какими качествами и каким стилем обладает образцовый диалог в литературном произведении?
Целесообразность и информативность
Люди ежедневно ведут бессодержательные беседы. Однако в письменной речи каждая фраза используется для достижения поставленной цели. Диалог продвигает сюжет, доносит важную информацию до читателей, выражает характер героев. При этом разговор персонажей — не сухое перечисление фактов, а естественное общение, вписанное в контекст сцены и передающее желаемое настроение.
Герой должен быть живым: использовать любимые словечки, иметь определенный лексический запас и уровень грамотности, по-своему выражать эмоции и строить фразы. Этот прием создаст достоверный образ персонажа.
Беседы не происходят в вакууме. Вокруг ее участников — живой мир, наполненный звуками, запахами, освещением, погодой. Добавляйте описание обстановки, используйте «ключи» жанра — раскат грома, вызывающий чувство тревоги, ожидания неприятных событий. Свечи — интимное, романтичное настроение, близкое общение.
Герои могут жестикулировать, гримасничать, передвигаться в процессе разговора. Дополняйте диалог действиями, так читателю будет проще визуализировать сцену, понимать чувства и мысли персонажей.
Объем высказываний героев соотносится со скоростью развития событий. Чем сильнее напряжение и острее кризис, тем лаконичней реплики. В расслабленной обстановке позвольте красочные сравнения и обходительность.
Добавьте, если возможно, дополнительный смысл в диалог — «второе дно», которое будет читаться между строк. Прием сделает сцену менее прямолинейной, небанальной, интригующей. Например, яркие образные сравнения в речи героя лучше запоминаются и сильнее возбуждают интерес читателя.
Примеры интересных диалогов
Хотите научиться писать отличные тексты и сочинения с грамотной структурой? Читайте больше классической литературы. Разберем несколько отрывков диалогов из великих произведений:
Разговор хозяина трактира и д’Артаньяна ускоряет темп сюжета, стремительно раскручивая интригу. Лаконичные реплики передают напряжение сцены и волнение героев.
Диалог Людоедки Эллочки и Остапа Бендера иллюстрирует типажи героев, их умственные способности и манеры. Читатель, прочитав всего несколько реплик, произнесенных в процессе знакомства, сразу понимает, кем являются эти двое.
Обмен репликами дополнен описанием действий. Так Булгаков усиливает ироничность и абсурдность сцены, ведь персонажи спокойно занимаются своими делами во время надвигающейся угрозы ареста.
Правила оформления диалогов
Правописание диалога с пунктуационной точки зрения? Зависит от косвенной речи — вовлеченности автора в диалог героев.
Прямая речь начинается с новой строки, перед началом каждой фразы — тире.
— Скучаю по Саратову. Там мы впервые повстречались.
— Мария Александровна, ваша романтичная натура не перестает меня удивлять.
Прямая речь начинается со слов автора, далее ставится двоеточие. Реплика пишется с новой строки.
Я услышала стук в дверь:
— Зачем вы явились?
Борис ответил:
— Принес посылку.
Точку меняем на запятую, остальные знаки препинания не меняются. Тире, слова автора со строчной буквы.
— Зачем вы явились? — поинтересовалась я у посетителя.
— Принес посылку, — ответил Борис.
Реплика, тире, слова автора, затем точка, тире. Новая реплика начинается с прописной буквы.
— Чудесный был день, — вздохнула Лиза. — Когда мы увидимся снова?
Редкий вариант — слова автора разделяются на две части, которые относятся к разным частям прямой речи. Перед второй частью ставится двоеточие, затем тире.
— Все нормально, — пробубнил Иванов. И моментально добавил: — Дождь собирается, давай зайдем в кафе.
Тире, реплика, запятая, атрибуция, запятая. Далее тире, реплика начинается с маленькой буквы.
— Мне приятно, — ответила девушка, — я обожаю розы.
Небольшие диалоги размером 2−3 реплики допускается писать одной строкой, выделяя кавычками.
«Скукотища», — подумала Алиса.
«Интересно, сколько уже лечу?» — задалась вопросом девушка.
Кролик думал об одном: «Только бы успеть вовремя».
Королева раздумывала: «Казнить иль помиловать?»
Точка и запятая ставятся за кавычками, остальные знаки препинания — внутри.
Конечно, подход к оформлению диалогов индивидуален. Однако авторам, все еще ищущим собственный, нужно быть аккуратными. Соблюдайте наши советы, и, рано или поздно, ваши герои обретут собственный голос. Не забывайте про правила оформления прямой речи и пунктуацию.
Опубликовать свою книгу в ЛитРес
Была ли данная статья полезна для Вас?
Основные виды рекламы для авторов
Как начать книгу: руководство для авторов
Описание персонажа: внешность и характер героя
Как создать электронную книгу своими руками?
Конструктор диалоговых тренажёров | Online Test Pad
Простой и удобный сервис для создания интерактивных диалоговых симуляторов для различных целей.
Возможности
Гибкая настройка диалога параметрами
В конструкторе диалогов предусмотрено большое количество различных настроек диалогов. Вы можете быстро и удобно создать диалог для любых целей.
Разветвленная система диалогов
Вы создаете диалоговые ситуации с виртуальными персонажами – клиентами, коллегами, партнерами, друзьями и тд. Диалоги могут быть любой сложности, разветвленности, продолжительности и глубины проработки. На реплику персонажа пользователь должен выбрать один вариант ответа из нескольких предложенных, именно от выбранного ответа и будет зависеть дальнейшая сюжетная линия диалога.
Удобный инструмент статистики
Вам доступен просмотр каждого результата, статистики ответов по каждому диалогу. Статистику прохождения диалога можно сохранить в различных форматах, а отдельные прохождения диалогов в формате pdf. В табличном виде представлены результаты всех прохождений, которые вы можете сохранить в Excel.
Персонажи, фоны, достижения
При выборе того или иного ответа, у персонажа может меняться настроение согласно заданными вами настройкам. Можно так же настроить завершение диалога по достижении определенного уровня настроения персонажа. Вы можете добавлять достижения – например, какие-либо награды или цели. Богатая коллекция фонов с возможностью загрузки своих.
Cпособы доступа к диалогу
Основная ссылка
По основной ссылке ваш диалог всегда доступен. Эту ссылку подобрать практически невозможно, поэтому диалог пройдут только те, кому вы отправите эту ссылку.
Виджет для сайта
Специальный html-код, который позволит вам встроить диалог на ваш собственный сайт, блог, форум.
Публикация в общий доступ
Вы можете опубликовать свой диалог в общий доступ на нашем сайте в соответствующую категорию. Ваш диалог сможет пройти любой наш пользователь.
Приглашения
С помощью приглашений вы можете сформировать группы ваших пользователей и разослать им приглашение по email с персонализированной ссылкой на прохождение диалога.
Настройки
- Добавление описания и инструкции к диалогу.
- Изменение текста кнопки «Далее».
- Добавление информации по автору диалога и источнику с возможностью указания ссылки.
- Включение / отключение отображения набранного количества баллов при прохождении/настроения персонажа/набранных достижений, настройка «порогов» настроения (начальное значение, максимальное, а также значение, при котором диалог будет завершаться автоматически – опционально).
Редактор сцен
- Редактирование сцен в удобном интерфейсе с моментальным предварительным просмотром.
- Настройка оформления текста вопроса с возможностью добавлять формулы и таблицы.
- Установка нужного количества баллов и показателя настроения для каждого варианта ответа. Гибкая настройка подсчета баллов для каждого типа вопроса.
- Установка нужного количества баллов и показателя настроения для каждого варианта ответа. Гибкая настройка подсчета баллов для каждого типа вопроса.
- Возможность настройки переходов между диалогами в зависимости от выбора варианта ответа.
Результат
- Определение суммарного количество баллов по ответам. Добавление текстовой расшифровки результата с возможностью добавить изображение.
- Включение / отключение расчета набранного количества баллов за правильные ответы и процент от максимального, которое можно набрать за правильные ответы на все вопросы.
- Гибкая настройка результата. Вы можете настроить результат диалога на основе набранного количества баллов. Либо настроить основной результат, который будет показываться при любом количестве баллов или при ненайденном результате на основе количества баллов. А также настроить результат при завершении диалога при «плохом» настроении. В результат можно включить текстовую расшифровку, активную кнопку-ссылку, добавить изображение персонажа диалога и фон.
Статистика диалога
- Графическое представление количества прохождений диалога по дням.
- Статистика по отдельным ответам с отображением правильных/неправильных ответов.
- Статистика ответов по количеству баллов, проценту выполнения, оценкам и достижениям в графическом представлении. Сохранение графика как изображение.
-
Табличное представление результатов диалога и дополнительных данных (номер пользователя, IP, дата и время).
Возможность сохранить эти данные в Excel (формат файла csv).
Доступ к диалогу
- Быстрая установка статуса диалога Открыт — Закрыт.
- Установка кодового слова для прохождения диалога.
- Установка временного интервала для прохождения диалога.
- Установка ограничения на прохождение по IP и/или Cookie.
- Включение уведомлений о новых результатах с возможностью добавления новых email.
- Создание виджета для сайта с настройкой внешнего вида.
- Публикация диалога в общий доступ на сайте с указанием тем(ы) диалога.
Все наши сервисы предоставляются абсолютно бесплатно!
и будут доступны Вам после регистрации
Зарегистрируйся сейчас
или
войди на сайт
Создать диалог легко и просто | Статья
Александр Мокрушин
Опубликовано:
16 декабря 2015 в 16:32
13 18
Способы создания диалогов
Прикладной разработчик создает диалоговые окна для получения данных от пользователя. Создать их можно теперь с помощью новой компоненты Диалоги, ISBL-функций, справочника Мастера действий, редактора схем типовых маршрутов. У каждого инструмента есть свое назначение и особенности.
Разработчик при выборе механизма определяет:
- как будет использоваться диалог и какие функциональные возможности он будет включать;
- будет ли пользователь вводить данные в веб-доступе;
- много ли данных запрашиваем у пользователя, насколько сложная форма потребуется.
Способ | Назначение | Потребности при создании диалога | Примеры использования |
Компонента «Диалоги» | Разработка сложных форм ввода с визуальной настройкой. Для передачи данных, необходимых для запуска процесса (формирование отчета, выполнения сценария), для задания настроек, установок | Много полей, разные элементы форм | Импорт документов |
Группировка данных по вкладкам, в рамки | Установки модуля «Управление совещаниями и заседаниями» | ||
Табличные части | Установки репликации | ||
Визуальная настройка (расположение полей) | |||
Вычисление на реквизите | |||
Прикладные действия | |||
Многократное использование диалога | |||
Функции (InputDialog и др.) | Разработка простых форм ввода программно без визуальной настройки | Минимум полей и типов элементов | Диалог для очистки таблиц с данными о бизнес-событиях |
Один диалог ввода | Диалог для удаления пользовательских событий | ||
Не требуется визуальная настройка | |||
Хватает стандартных кнопок ОК и Отмена | |||
Не требуется поддержка в веб-доступе | |||
Не требуется обработка разных событий (при открытии, вводе, завершении) | |||
Мастера действий | Разработка форм ввода с пошаговым заполнением для выполнения определенной операции, создания объектов в системе, с использованием визуальной настройки | Ввод данных в несколько этапов (несколько диалогов). | Оформление служебной записки |
Создание объекта в системе, старт задачи с ним | |||
Заполнение документа с помощью макетов | Настройка модуля Интеграция с системами обмена | ||
Не требуется сложная обработка ввода параметров | |||
Простая визуальная настройка | |||
Запрашиваемые параметры в типовом маршруте | Запрос параметров маршрута при создании задачи или выполнении задания | Содержит минимум параметров для ввода | Согласование проекта документа |
Типовой маршрут используется в веб-доступе | |||
Хватает стандартных кнопок ОК и Отмена |
Для удобства разработки и тестирования можно открыть текущий диалог с помощью кнопки Запустить.
Одно из преимуществ компоненты Диалоги — возможность легко настроить сохранение значений для реквизита. Сохранение настраивается с помощью колонки Сохранить значения на вкладке «Реквизиты». Последние введенные значения сохраняются в настройках пользователя при успешном закрытии окна диалога. При следующем открытии диалога значения полей заполнятся автоматически. Например, можно сохранить
значения реквизитов Начало периода и Конец периода, чтобы пользователи не заполняли поля повторно.
Новые диалоги
Рассмотрим на примере сценария Импорт документов, как изменились сложные диалоговые окна в DIRECTUM 5.2.
Благодаря возможностям компоненты Диалоги теперь окно импорта выглядит так:
- один диалог для задания типовых параметров импорта документов в систему вместо четырех;
- привычный способ выбора папок. Ранее кнопка находилась внизу окна, а поле – вверху;
- удобное расположение параметров для импорта: откуда, что и куда импортируем;
- сохранение последних введенных значений для полей диалога. Особенно удобно, когда часто заносятся документы в систему в одну и ту же папку с одним и тем же видом и типом.
Готовы ответить на ваши вопросы!
7 простых шагов – Jericho Writers
Речь оживляет истории. Он разбивает длинные страницы действий и описаний, дает нам представление о характере и продвигает действие вперед. Но как написать эффективный диалог, который добавит вашей истории глубины и не отвлечет читателя от действия?
В этой статье я проведу вас через семь простых шагов, чтобы ваш вымышленный чат оставался свежим, актуальным и тесным. А также обсуждение тегов диалогов и демонстрация примеров диалогов.
Время поговорить…
7 простых шагов для увлекательного диалога
Правильно говорить — это искусство, но, к счастью, есть несколько простых правил, которым нужно следовать. Эти правила упростят написание диалогов, превратив их из чего-то статичного, тяжелого и нереалистичного во что-то, что сияет на странице.
Более того, диалоги должны доставлять удовольствие, так что не беспокойтесь, если мы будем говорить о «правилах». Мы здесь не для того, чтобы убивать веселье. Мы здесь, чтобы увеличить его. Итак, давайте рассмотрим некоторые из этих правил вместе с примерами диалогов.
«Готов?» она спросила.
«Еще бы. Давай сразу нырнем».
Как написать диалог за 7 простых шагов:- Держите это близко к сердцу и избегайте лишних слов
- Отбивайте биты и двигайте импульс
- Держите его наклонным, когда персонажи никогда не отвечают друг другу напрямую
- Раскройте динамику и эмоции персонажей
- Сделайте ваши диалоговые теги простыми
- Правильно расставьте знаки препинания
- Осторожнее с акцентами
Одно из главных правил при написании диалогов: никаких запасных частей. Никаких лишних слов. Ничего лишнего.
Во всяком писании это, конечно, верно, но особая острота (не знаю почему), когда дело доходит до диалога.
Диалог помогает персонажу и читателю
Все, что говорит ваш персонаж, должно иметь смысл. Это должно либо помочь нарисовать более яркую картину говорящего (или того, с кем он разговаривает или о нем), либо сообщить другому персонажу (или читателю) что-то важное, либо продвинуть сюжет вперед.
Если ничего из вышеперечисленного не происходит, выключите его! Вот пример лишнего чата:
«Доброе утро, Генри!»
«Доброе утро, Диана».
«Как дела?» она спросила.
«Я в порядке. Как дела?»
«Я в порядке, спасибо». Она посмотрела на голубое небо. «Прекрасная погода у нас».
Ты еще не спишь? Вы должны быть. Скучно, да?
Иногда вам не нужны две страницы диалога. Иногда простой обмен может быть частью повествования. Если вы хотите, чтобы ваши читатели знали, что подобное взаимодействие имело место, просто скажите — 900:15 Генри встретил Диану на улице, и они обменялись любезностями.
Если вы хотите, чтобы читатель знал, что Генри находит Диану невыносимой, вы можете легко резюмировать это, написав: Генри прошел мимо Дианы на улице, и они обменялись любезностями. Как всегда, она посмотрела на небо, прежде чем комментировать погоду, как будто не каждый день на этой неделе был великолепно солнечным. Потребовалось десять минут, чтобы уйти, и к тому времени его щеки уже болели от натянутой улыбки.
Монологи запрещены (если вы не Шекспир)
Это правило также применяется к большим фрагментам диалога. Возможно, вашему персонажу есть что сказать, но если вы представите это как одну длинную речь, современному читателю покажется, будто он перенесся обратно в викторианскую Англию.
Так что не делай этого!
Держите его запасным. Допускайте пробелы в общении (перемежайте действия и оставляйте много недосказанного) и позвольте читателям заполнить пробелы. Как будто вы даже не даете читателям 100% того, что они хотят. Вы даете им 80% и позволяете им догадаться об остальном.
Возьмите этот пример диалога, например, из четырнадцатого криминального романа Яна Рэнкина Ребус , Вопрос крови . Детективу Джону Ребусу ночью звонит его коллега:
.… «Твой друг, тот, у кого ты был в гостях в ту ночь, когда ты наткнулся на меня…» Она говорила по мобильному, звучало так, будто она была на улице.
«Энди?» он сказал. — Энди Каллис?
«Вы можете его описать?»
Ребус замер. «Что случилось?»
«Смотрите, это может быть не он…»
«Где ты?»
«Опишите мне его… тогда вы не зря едете сюда».
Здорово, правда? Немедленный. Яркий. Острый. Коммуникативный.
Но посмотрите, что не сказано. Вот снова тот же отрывок, но с моими комментариями в квадратных скобках рядом с текстом:
… «Твой друг, тот, у кого ты был в гостях в ту ночь, когда ты наткнулся на меня…» Она говорила по мобильному, звучало так, будто она была на улице.
[Ваша подруга: она даже имени не называет и ничего не дает, кроме самого смутного намека на то, о ком она говорит. И «на ее мобильном звучало так, будто она была на улице». Это два предложения, соединенные запятой. Оно настолько обрезано, что вы даже потеряли точку и второе «она».]
«Энди?» он сказал. — Энди Каллис?
[Обратите внимание, что именно так мы и говорим. Он мог бы просто сказать «Энди Каллис», но на самом деле мы часто теряем голову, когда получаем полное имя, вот так. Это прерывистое, повторяющееся качество точно имитирует то, как мы говорим. . . или, по крайней мере, то, как мы думаем, что говорим!]
«Вы можете его описать?»
[О-о. То, как она сразу переходит от получения имени к этому запросу, указывает на то, что случилось что-то плохое. Писатель поменьше сказал бы этому персонажу: «Послушайте, случилось что-то плохое, и я беспокоюсь». Можете ли вы его описать?» Такая обрезанная, сверхкраткая манера написания диалога дает тот же эффект, но (а) показывает настойчивость и тревогу говорящего — она просто спешит прямо к тому, что у нее на уме, (б) использует пробел, чтобы указать на то же самое, что было бы (менее хорошо) достигнуто более многословным, более прямым подходом, и (c) заставляя читателя заполнить этот пробел, вы на самом деле заставляете читателя активно взаимодействовать. Это читатель как соавтор — а это значит, что он сверхвовлечён.]
Ребус замер. «Что случилось?»
[Опять же: нельзя передать то же самое меньшим количеством слов. Опять мерцающая тревога о том, что еще не сказано, имеет дополнительную силу именно из-за обрезанного слога.]
«Смотрите, это может быть не он…»
[Великолепный наклонный способ указать: «Но я чертовски боюсь, что это так». Косой — это хорошо. Подрезано хорошо.]
«Где ты?»
[А нелогично, , но полностью соответствует тому, как люди думают и говорят.]
«Опишите мне его… тогда вы не зря едете сюда».
[Поскольку он не ответил на то, что она только что сказала, теперь ее очередь игнорировать его. Опять же, это отсутствие делает этот диалог живым. Только представьте, насколько вялым был бы тот же самый кусочек, если бы она сказала: «Давайте не будем вдаваться в то, где я сейчас нахожусь. Послушайте, важно, чтобы вы описали его для меня. . .”]
Короче:
Гапсы хорошие. Они заставляют читателя работать, а в промежутках бурлит масса эмоций и умозаключений.
Хотите добиться такого же эффекта? Скопировать Рэнкин. Держите его крепко. И прочитайте это.
Правило диалога 2: Смотри те ритмыЧаще всего, великие сюжетные моменты зависят от обмена персонажами, в основе которого лежит диалог. Даже очень короткие диалоги могут помочь развить сюжет, показывая больше о ваших персонажах и о том, что происходит, чем длинные описания.
(Как так? Это то, о чем мы только что говорили: как очень скудный диалог заставляет читателя усердно работать, чтобы понять, что происходит, и в результате высвобождается огромное количество энергии.)
Но прямо сейчас я хочу сосредоточиться на том, как диалоги должны создавать свои собственные эмоциональные ритмы. Так что действие сцены и произносимый диалог становятся одним и тем же.
Вот как об этом говорит гуру сценариста Роберт Макки:
Диалог — это не [настоящий] разговор. … Диалог [письменно] … должен иметь направление. Каждый обмен диалогами должны вращать ритм сцены … но это должно звучать как разговор.
Этот отрывок из книги Томаса Харриса «Молчание ягнят» является прекрасным примером именно этого. Это чертовски коротко, но просто посмотрите, что получится.
По-прежнему даю сам диалог, потом опять то же самое с моими примечаниями к нему:
«Значение куколки — изменение. Червь в бабочку или мотылька. Билли думает, что хочет измениться. … Ты очень близка, Клариса, к тому, как ты собираешься его поймать, ты это понимаешь?
«Нет, доктор Лектер».
«Хорошо. Тогда ты не против рассказать мне, что случилось с тобой после смерти твоего отца.
Старлинг посмотрела на исцарапанную верхнюю часть школьной парты.
«Я не думаю, что ответ есть в ваших бумагах, Кларисса».
Здесь Ганнибал держит власть, несмотря на то, что находится за решеткой. Он устанавливает контроль, и Кларисса не может сопротивляться, даже когда он толкает ее. Мы видим ее нерешительность, силу Ганнибала. (И в таких немногих словах! Можете ли вы хотя бы представить себе попытку сделать это без помощи диалога? Я серьезно сомневаюсь, что вы могли бы.)
Но опять же, вот что происходит в деталях
«Значение куколки — изменение. Червь в бабочку или мотылька. Билли думает, что хочет измениться. … Ты очень близка, Клариса, к тому, как ты собираешься его поймать, ты это понимаешь?
[ Такт 1: Какой замечательный диалог! Обращение к куколке и мотыльку здесь — волшебный язык. как будто Ганнибал — волшебник, фигура Просперо. Посмотрите также на переключатель тактики в середине этого фрагмента. Сначала он говорит о том, что Билли хочет измениться, а затем о способности Кларисы найти его. Даже эта смена тактики подчеркивает его силу: здесь он главный; она всегда бежит, чтобы не отставать.]
«Нет, доктор Лектер».
[ Такт 2 : Клариса звучит сдержанно, формально. Это еще не так интересно. . . но это помогает определить ее отправную точку в этом разговоре, поэтому мы можем увидеть разрыв между этим и тем, чем она заканчивается.]
«Хорошо. Тогда ты не против рассказать мне, что случилось с тобой после смерти твоего отца.
[ Такт 3 : Еще один скачок в диалоге. Мы не ожидали этого, и мы уже чувствуем электричество в вопросе. Как отреагирует Кларисса? Будет ли она оставаться формальной и контролируемой?]
Старлинг посмотрела на исцарапанную верхнюю часть школьной парты.
[ Такт 4 : Нет! Она все еще держит себя в руках, но мы видим, что этот вопрос обескуражил ее. Она даже ответить не может! Не может даже смотреть на человека, с которым разговаривает. Обратите также внимание, что здесь мы не в кавычках — она не говорит, она просто смотрит на что-то. Написание хороших диалогов также касается тех участков тишины — фрагментов, которые выходят за кавычки. ]
«Я не думаю, что ответ есть в ваших бумагах, Кларисса».
[ Такт 5: И Лектер сразу обращает внимание на ее реакцию, тем самым подчеркивая, что наблюдал за ней и знает, что это значит.]
В целом видно, что ни один элемент этого диалога не оставляет без изменений эмоциональный баланс. Каждая строчка диалога каким-то образом меняет эмоциональный ландшафт. Вот почему он кажется таким интенсивным и привлекательным.
Хотите добиться такого же эффекта? Просто проверьте свой собственный диалог, строка за строкой. Вы чувствуете это эмоциональное движение все время? Если нет, просто удаляйте все ненужное, пока не почувствуете, что интенсивность и эмоциональное движение увеличиваются.
Правило диалога 3: Держите его наклоннымЕще один момент, который находится как бы параллельно тем битам, о которых мы уже говорили.
Вот это.
Если вы хотите создать ужасный диалог, вы, вероятно, придумаете что-то вроде этого (очень похоже на мой предыдущий пример плохого диалога):
«Привет, Джуди».
«Привет, Бретт».
«Ты в порядке?»
«Да, неплохо. Что ты говоришь? Может, позже поиграть в теннис?
«Теннис? Я не уверен в этом. Я думаю, пойдет дождь».
Скажи честно: ты там чуть было не закричал? Если бы этот диалог продолжался так намного дольше, вы, вероятно, сделали бы это.
А причина проста. Он был прямым, а не косым.
Таким образом, в прямом диалоге человек X что-то говорит или задает вопрос, а человек Y отвечает самым логичным и прямым образом.
Мы ненавидим это! Мы, читатели, ненавидим это.
Косвенный диалог — это когда люди никогда не отвечают друг другу прямо. Где вопрос не получает прямого ответа. Где делаются случайные связи. Где мы никогда не знаем, куда идут дела.
Нам, читателям, это нравится. Это диалог, за который можно умереть.
А если вы хотите увидеть косвенный диалог в действии, вот отрывок из книги Аарона Соркина Социальная сеть . (Потому что диалоги в сценарии должны следовать тем же правилам, что и роман. Некоторые могут возразить, что их нужно еще больше обрезать!)
Итак, приступим. Это молодой Марк Цукерберг разговаривает с адвокатом:
Юрист: «Позвольте мне перефразировать это. Вы отправили моим клиентам шестнадцать электронных писем. В первые пятнадцать ты не вызывал никаких опасений».
MZ: ‘Это был вопрос?’
L: «В шестнадцатом электронном письме вы выразили обеспокоенность по поводу функциональности сайта. Вы вели их в течение 6 недель?»
MZ: «Нет».
L: «Тогда почему вы не поднимали эти вопросы раньше?»
MZ: ‘Идет дождь.’
П: «Извините?»
MZ: ‘Только что пошел дождь.’ Цукерберг, я полностью завладел твоим вниманием?»
MZ: ‘Нет’
L: «Как вы думаете, я этого заслуживаю?»
MZ: ‘Что?’
L: «Как вы думаете, я заслуживаю вашего полного внимания?»
Я не буду обсуждать это в деталях, потому что техника действительно бросается в глаза. Здесь это особенно заметно, потому что адвокат хочет и рассчитывает на прямой разговор. ( Я задаю вопрос об X, вы даете мне ответ, касающийся X. Я задаю вопрос об Y, и … ) Здесь Цукерберг играет в совершенно другую игру, и это продолжает сбивать с толку адвоката — и развлекать зрителя/читателя.
Хотите добиться такого же эффекта? Просто держите ваш диалог не совсем цельным. Люди должны бросаться случайными вещами, отклоняться от темы, говорить непоследовательно, реагировать на эмоциональный подтекст, а не на то, что прямо на странице — или что-то еще. Просто держи его сломанным. Держите это захватывающим!
Это не только продвигает историю вперед, но и многое говорит о речи персонажа.
Правило диалога 4: раскрывайте динамику и эмоции персонажаБольшинство писателей используют диалог для передачи информации — это отличный способ объяснить вещи. Но это также идеальный (и более тонкий) инструмент для описания персонажа, подчеркивая его манеры и индивидуальность. Это также может помочь читателю соединиться с персонажем… или возненавидеть его.
Давайте взглянем на книгу Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней » в качестве еще одного примера диалога.
Здесь у нас есть два персонажа, когда главный герой Чарли, первокурсник старшей школы, узнает о своей давней любви, Сэме, в конце концов, он может понравиться ему в ответ. Вот как проходит этот диалог:
«Хорошо, Чарли… Я упрощу это. Когда вся эта история с Крейгом закончилась, что вы подумали?»
… «Ну, я много чего думал. Но в основном я думала, что твое грустное настроение было для меня гораздо важнее, чем то, что Крейг больше не твой парень. И если это означало, что я никогда не буду думать о тебе так, пока ты счастлив, то все в порядке. …
… «Я этого не чувствую. Это мило и все такое, но иногда кажется, что тебя даже нет рядом. Здорово, что ты можешь слушать и быть кому-то плечом, но как быть, когда кому-то плечо не нужно? Что, если им понадобится оружие или что-то в этом роде? Вы не можете просто сидеть и ставить жизнь каждого выше своей и думать, что это считается любовью. Вы просто не можете. Ты должен делать дела».
«Как что?» …
«Я не знаю. Например, взять их за руки, когда для разнообразия подойдет медленная песня. Или быть тем, кто приглашает кого-то на свидание».
Слова звучат по-человечески.
Сэм и Чарли пробуют, исследуют — и в то время как слова выполняют свою работу по «переворачиванию» сцены, получая новую информацию, побуждая к действию — мы также видим их динамику.
И так подключаемся к ним.
Мы видим реактивную натуру Чарли, согласовывающую с Сэмом, чего она от него хочет. Сэм выбрасывает идеи, но ясно, что она хочет, чтобы он думал так, а не она, ниспровергая представление Чарли о пассивной самоотверженности как о любви.
Диалоги показывают нам персонажей так же ясно, как и все остальное в книге. Показывает нам их различия, их неуверенность, их тоску.
Хотите добиться такого же эффекта? Поймите своих персонажей как можно полнее. Чем больше вы будете это делать, тем более естественно вы будете писать диалоги, подходящие для них . Здесь вы можете получить советы о том, как узнать своих персонажей.
Правило диалога 5: делайте теги диалога простымиТег диалога — это часть диалога, которая помогает нам узнать, кто что говорит, — часть диалога «он сказал/она сказала», которая помогает читателю следить за ходом разговора.
Будь проще
Многие писатели пытаются добавить красок своему тексту, осыпая его большим количеством ярких диалогов. Вот так:
— Не так, — выплюнула она.
— Я говорю, что да, — взревел он.
«Я узнаю обыкновенного дрозда, когда увижу его», — защищалась она.
«О. Ты теперь профессиональный орнитолог? — саркастически атаковал он.
Довольно слабый диалог, несмотря ни на что. Но самая большая проблема заключается просто в том, что теги диалогов ( плевался, рычал и т. д.) настолько ярко окрашены, что отнимают интерес у самого диалога — и именно слова, произнесенные персонажами, должны захватывать внимание. читательский интерес.
Поэтому почти всегда следует ограничиваться самыми вкрадчивыми словами:
Он сказал
Она ответила
Он ответил
И так далее. Правда в двуручном диалоге, где понятно, кто говорит, даже слово сказал не нужно.
Проявите творческий подход
В качестве альтернативы вы можете использовать действия и язык тела, чтобы продемонстрировать, кто что говорит, и какие эмоции за этим стоят. Описание сцены может сказать не меньше, чем диалог.
Вот еще один пример того же обмена:
Джоан стиснула зубы. «Не так!»
«Я говорю, что да».
Его голос повышался с каждым словом, которое он выкрикивал, но Джоан не собиралась сдерживаться.
«Я узнаю обыкновенного дрозда, когда увижу его».
«О. Ты теперь профессиональный орнитолог?
Там не было использовано ни одного диалогового тега или наречия, но мы все равно знаем, кто что сказал и как это было произнесено. А , если вы действительно сообразительны и развиваете речь своих персонажей (темп, слова, синтаксис и речевой паттерн), читатель может понять, кто говорит, просто по тому, как он говорит.
Простое правило: используйте диалоговые теги как можно незаметнее. Я написал около миллиона слов в своей серии о Фионе Гриффитс, и я сомневаюсь, что использовал слова, кроме сказать/ответить и другие очень простые теги, более дюжины или около того раз во всей серии.
Будь проще!
Правило диалога 6: правильно расставляйте знаки препинанияПунктуация в диалогах настолько проста и важна, что выглядит так плохо, если вы ошибетесь. Вот восемь простых правил, которые нужно знать, прежде чем ваш персонаж начнет говорить:
- Каждой новой строке диалога (т. е. каждому новому говорящему) нужен новый абзац, даже если диалог очень короткий.
- Предложения действия в диалоге также получают свои собственные абзацы. Первый абзац главы или раздела начинается слева, а следующий абзац (независимо от того, начинается он с диалога или нет) имеет отступ.
- Единственным исключением из этого правила является ситуация, когда предложение прерывает непрерывный диалог. например: «Да, — сказала она. Она смахнула муху, севшую на ее щеку. «Я действительно думаю, что бегемоты — лучшие животные».
- Когда вы заканчиваете строку диалога с помощью он сказал / она сказала , предложение заранее заканчивается запятой, а не точкой (или точкой), как, например, в этом: «Да», сказала она.
- Если строка диалога заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, у вас все равно нет заглавной буквы он сказал / она сказала . Например: «Тебе нравятся бегемоты?» он сказал .
- Если , которую он сказал / она сказала, живет в середине одного непрерывного предложения диалога, вам нужно расставлять эти запятые, как ниндзя, расставляющий запятые. Вот, например: «Если вам нравятся бегемоты, — сказал он, — тогда вы заслуживаете того, чтобы один из них сел на вас».
- И используй кавычки, болван. Ты знаешь, как это делать, без моего ведома, верно? (Да, да, некоторые серьезные писатели-фантасты написали целые романы без единого речевого знака, но это исключение из правил.)
- Осторожно используйте восклицательный знак. В противном случае! Ваш! Книга! Является! Собирается! К! Звук! Очень! Истерика!
Реалистичный диалог важен, но писать диалоги — это не то же самое, что говорить. Помните, что опыт читателя должен быть гладким и приятным, поэтому, даже если у вашего персонажа есть акцент, дефект речи или он слишком много говорит… писать в точности так, как он говорит, не всегда получается.
Акценты
Если вы хотите показать, что ваш персонаж из определенной части Великобритании, часто бывает полезно добавить немного разговорных слов или
.В The Last Thing To Burn Уилла Дина у антагониста Лена есть акцент (йоркширский или ланкаширский, это очевидно, но нигде не указано). Главная героиня заперта в хонме этого человека, она понятия не имеет, где находится, но, описывая бескрайние поля и слыша его тонкий акцент, читатель точно знает, где в Великобритании она застряла.
Лен говорит что-то вроде:
«Пойду кормить свиней» и «Хорошая девчонка».
Вы можете выделить местоположение, возраст персонажа и его социальное положение, просто указав на его акцент.
С другой стороны, если у них иностранный акцент, иногда может быть слишком неприятно писать диалоги именно так, как они звучат.
«Амма собирается съесть пиццу» — ужасный способ написать с итальянским акцентом — он граничит с расизмом. Постарайтесь избежать этого. Вместо этого просто упомяните, что у них итальянский акцент, и пусть читатель заполнит пробелы.
Хорошо написанные акценты
Но, конечно же, всегда есть исключения!
Ирвин Уэлш пишет по-английски на своем родном шотландском диалекте, и это образцово, но ничего такого, что мы бы рекомендовали начинающему писателю.
Вот отрывок из «На игле»:
В третий раз повезло. Все было так, как сказал нам Больной: вы должны знать, что это такое, и попытаться оторваться от этого, прежде чем вы действительно сможете это сделать. Вы можете учиться только через неудачу, и то, чему вы учитесь, — это важность подготовки. Он может быть прав. В любом случае, на этот раз я подготовился.
Возможно, если в вашем романе есть шотландский персонаж, вы можете захотеть, чтобы он говорил с сильным акцентом. Но если вы сделаете это неправильно, это может испортить весь роман, поэтому, если вы не очень опытны и не очень уверены в себе, придерживайтесь странного разговорного выражения или слова и оставьте его там.
Вербальные манеры
Осознаете вы это или нет, у всех нас есть речевые модели. Кто-то из нас говорит медленно, кто-то делает паузу, кто-то замолкает на полуслове. Некоторые люди также используют вербальные манеры, такие как добавление слова в предложение, которое не является необходимым, но становится личным тиком (например, «человек», «нравится» или «иннит»). Или повторять любимые слова. На них могут влиять возраст, происхождение, класс и период действия книги.
Вот пример разговора двух человек. Я не буду упоминать их возраст или происхождение, но посмотрим, сможете ли вы догадаться.
«Расслабься, братан».
«Остынь? Я далеко не остыл, негодяй. Это моя клумба, которую ты только что выкопал.
«Однако я кое-что нашел. Он торчал из земли».
«Возмутительное поведение. Так… Ты… Нельзя просто так ходить и копать огороды людей!
«Ага. И что?» Оба уставились на вздувшиеся белые комья, торчащие из земли, как пухлые подснежники. — Что это такое?
Гарольд сглотнул. «Пальцы.»
Несколько последних правил диалогаЕсли вам нужны отличные примеры того, как писать диалоги, читайте пьесы или сценарии для вдохновения. Почитайте Теннесси Уильямса или Генрика Ибсена. Все Элмора Леонарда великолепно. То же самое Раймонд Чендлер или Донна Тартт.
Несколько последних советов:
- Говорите коротко . Если речь состоит из более чем трех предложений или около того, она (обычно) может оказаться слишком длинной. Разбавьте это каким-нибудь действием или чьим-нибудь разговором.
- Убедитесь, что персонажи говорят своим голосом . И убедитесь, что ваши персонажи не звучат так же, как друг друга. Помните манеры, речевые модели и то, как возраст и происхождение влияют на речь.
- Добавить интригу . Добавьте сленг и стеб. Кружевной персонаж болтает с предзнаменованиями. Для этого не нужно писать триллер.
- Приходите поздно и уходите рано. Не беспокойтесь о светской беседе. Определите смысл каждого взаимодействия, начните с него как можно позже и закончите, как только ваша точка зрения будет сформулирована.
- Прерывание — это хорошо. Так же как и персонажи, преследующие свои собственные мыслительные процессы и не совсем взаимодействующие с другими.
Часто задаваемые вопросы
Каковы 5 правил набора текста для написания диалогов?
Частью процесса редактирования является правильное форматирование диалогов. Правильно форматировать диалог означает помнить 5 простых шагов:
- В кавычки заключаются только произносимые слова.
- Используйте отдельное предложение для каждой новой вещи, которую кто-то говорит или делает.
- Знаки препинания остаются внутри кавычек и не забывайте про закрывающие кавычки в конце предложения.
- Вы можете использовать одинарные или двойные кавычки, но вы должны быть последовательны!
- Остерегайтесь заглавных букв. Всегда в начале предложения и после знака окончания.
Как вы можете использовать повседневную жизнь, чтобы улучшить свой диалог?
Если вы будете слушать, как говорят люди, это действительно поможет вам улучшить диалог. Сидишь в кафе и люди смотрят. Следите за языком их тела и за тем, как они выражают себя. Их словесные манеры, тики, то, как они выбирают слова, синтаксис, речевые обороты и обороты. Делайте заметки (не будучи замеченным) и обращайте внимание на контрастные варианты слов и персонажей.
Что такое плохой пример диалога?
Есть много вариантов из вышеперечисленного, но худшие вещи, которые вы можете сделать, включают в себя:
- Использование слишком большого количества слов
- Написание акцента так, как его слышат (если только вы не Ирвин Уэлш, а большинство людей таковыми не являются)
- Написание диалогов, которые не имеют отношения к делу или вводят в заблуждение
- Использование слишком большого количества диалоговых тегов (или вообще ни одного)
- Плохая пунктуация – помните о форматировании диалогов
- Избегайте длинных речей
Есть много способов начать диалог. Вы можете облегчить себе задачу, представив персонажа на сцене. Или вы можете прыгнуть в медианном разрешении, хлопнуть в центр действия. Как и в жизни, иногда мы слышим голос человека раньше, чем видим его — он появляется из ниоткуда — а иногда мы зовем его или заходим в комнату, где он находится, и уже заранее отрепетировали то, что собираемся сказать.
Посмотрите, что лучше всего подходит для вашей сцены, ваших персонажей и жанра, в котором вы пишете (например, диалоги в криминальном триллере будут звучать совсем иначе, чем диалоги в молодежном романе).
Это все, что я могу сказать об этом
Мы очень надеемся, что эта статья показалась вам интересной и что теперь вы нашли в себе смелость взяться за диалоги в своем романе.
То, что говорят ваши персонажи, и то, как они это говорят, может отличить хорошую книгу от той, о которой все говорят. Так что подслушивайте, тренируйтесь и читайте как можно больше книг и пьес, чтобы улучшить диалог.
Практика ведет к совершенству, и не забывайте получать удовольствие!
Jericho Writers — это глобальная членская группа для писателей, предоставляющая все необходимое для публикации. Следите за нашими новостями, предложениями о членстве и обновлениями, подписавшись на нашу рассылку. Чтобы узнать больше о написании статей, загляните на нашу страницу блога.
9 советов для писателей (+ примеры)
В книге важны хорошие диалоги — они продвигают историю вперед, увлекают за собой читателя и позволяют конкретизировать персонажей и их динамику прямо на глазах у читателей. У него есть потенциал вывести вашу историю на совершенно новый уровень, поэтому умение писать диалоги действительно важно. Чтобы помочь вам, вот 9шаги для написания отличного диалога:
- Пропустить приветствия и светскую беседу
- Придерживаться трех тактов диалога
- Использовать ритмы действий
- Не бойтесь использовать «сказал»
- Добавьте разнообразия в диалоги
- Избегайте чрезмерного воздействия
- Умеренно используйте крылатые фразы или причуды
- Знайте, что символы не всегда означают то, что они говорят
- Помните, что меньше значит лучше
👀
Какой тег диалога ВЫ?
Узнайте всего за минуту.
1. Пропустите приветствия и светскую беседуАльфред Хичкок однажды сказал, что «драма — это жизнь, в которой вырезаны все скучные фрагменты». Точно так же мы могли бы сказать, что хороший диалог похож на настоящий разговор без всего лишнего.
Подумайте об этом: очень немногие «классические» сцены начинаются с того, что персонажи говорят: «Привет, приятель! Как поживаешь? Вау, давно не виделись. Парковка была кошмаром.» Эти строки ничего не добавляют к рассказу, и о них говорится все время . Готовы ли вы повторять эту прелюдию для каждой сцены, где встречаются персонажи? Вероятно, нет, и ваши читатели не хотят сидеть с этим. Читатели могут сделать вывод, что все эти вежливости имеют место, поэтому вы можете перейти к сути разговора.
Чтобы увидеть более наглядный пример этой техники, ознакомьтесь с диалоговым началом романа Барбары Кингсолвер « Unshelted ».
2. До трех тактов диалогаПравило трех тактов, сформулированное сценаристом Синтией Уиткомб, советует авторам использовать не более трех тактов диалога за раз, после чего следует вставлять тег диалога, такт действия или речь другого персонажа. Диалоговые «биты» можно понимать как короткие фразы в речи, которые вы можете произнести, не переводя дух. Иногда они коррелируют с реальными предложениями, иногда нет.
Вот пример из рассказа Джейн Гардам «Опасности», в котором мальчик Джейк стреляет из воображаемого пистолета в свою бабушку:
Теперь вы можете указать, что классические книги часто не следуют этому правилу — это потому, что правила диалога со временем изменились. В настоящее время длинный и непрерывный монолог (если только он не был эффективно построен как страстный взрыв или откровение) имеет тенденцию казаться устаревшим и неловким. Читатели также легко теряют внимание и интерес перед лицом длинных речей, так что Правилу Трех Тактов определенно стоит следовать!
3. Используйте динамичные ритмыРаз уж мы заговорили о битах, давайте взглянем на другой вид — биты действия. Это описания выражений, движений или даже внутренних мыслей, сопровождающих слова говорящего. Они включены в тот же абзац, что и диалог, чтобы указать, что человек, действующий, также является человеком, говорящим.
Динамические ритмы могут разнообразить ваше письмо, избегая необходимости в длинном списке строк, оканчивающихся на «он сказал» или «она сказала». Их также можно использовать для управления темпом сцены с большим количеством диалогов. Кроме того, они могут проиллюстрировать и добавить контекст к разговору, чтобы читатели могли оценить значение сцены помимо того, что было сказано.
Эти удары являются широко используемой техникой, поэтому вы можете найти множество примеров — вот один из Never Let Me Go Кадзуо Исигуро.
4. Не бойтесь использовать слово «сказал»Слово «сказал» имеет плохую репутацию за то, что оно скучно и часто используется в диалогах, особенно в школе. Но в книжном мире этот простой тег предпочтительнее более описательных, таких как «воскликнул», «заявил» или многих других слов, используемых для замены «сказал». не замечают таких слов, как «сказал», потому что их внимание (по праву) сосредоточено на том, что на самом деле говорится. Как выразился писатель Элмор Леонард:
«Никогда не используйте для ведения диалога глагол, отличный от «сказал». Линия диалога принадлежит персонажу; глагол — это сующий свой нос писатель. Но «сказал» гораздо менее навязчиво, чем «ворчал», «задыхался», «предупреждал», «солгал».
Никогда не использовать другие глаголы может быть радикальной мерой, но вы определенно не хотите перегружать свой диалог причудливыми тегами и рисковать выводить читателей из сцены для краткой демонстрации словесной виртуозности. Если такие бестселлеры, как готический роман Дафны дю Морье, Ребекка, содержит «сказал» на регулярной основе, то и ваша книга тоже может.
5. Разнообразьте сцены диалогов
Этот совет посвящен исключениям из некоторых советов, которыми мы здесь делимся. Обучение написанию хороших диалогов заключается не в строгом следовании правилам, а скорее в изучении того, какую технику и когда использовать, и в подчеркивании того, что на самом деле говорится между персонажами.
Если вы все время придерживаетесь одного правила — например, если вы используете только «сказал» или заканчиваете каждую строку диалога битом действия — вы быстро утомите читателей. Посмотрите, как это неестественно, в приведенном ниже примере с Софи и Итаном:
Таким образом, ключевым моментом является разнообразие в структуре и использовании тегов диалогов или тактов действия на протяжении всей сцены — и, соответственно, на протяжении всей книги. Сделайте «сказал» значением по умолчанию, но будьте гибкими в изменении его всякий раз, когда описание персонажей или более сложный тег диалога может добавить нюансы в сцену!
🎵
Расскажите нам о своей книге, и мы дадим вам плейлист для письма.
Это займет всего минуту!
6. Избегайте чрезмерного изложения
Изложение всегда является крепким орешком при написании: найти органичный, своевременный и удобоваримый способ раскрытия важной справочной информации может быть довольно сложной задачей. Может показаться естественным вставить какое-то изложение в диалог, чтобы избежать явных повествовательных отступлений, но это далеко не надежное решение вашей проблемы.
В основном это связано с тем, что речевые объяснения могут быстро стать неестественными. Персонажи могут говорить слишком долго, слишком подробно о вещах, о которых они на самом деле не думают, не помнят или не комментируют в контексте истории (подумайте 9).0015 «Я просто иду к колодцу, мама — к колодцу, в который мой брат, твой сын, трагически упал 5 лет назад…» ). Тот факт, что это разговор, не означает, что информационные свалки не могут происходить.
Таким образом, будьте осторожны при проведении диалоговой экспозиции. Обычно хорошо иметь хотя бы одного персонажа, который не до конца понимает, что происходит, чтобы вы могли предлагать объяснения относительно естественно, а не объяснять что-то только ради читателей. Например, в Крестный отец , читатели впервые узнают о Корлеоне, когда Майкл представляет свою семью своей девушке.
Кей Адамс — девушка Майкла на свадьбе его сестры в этой сцене. Ее интерес к его семье достаточно естественен, чтобы пояснительная беседа не казалась навязчивой.
7. Используйте крылатые фразы или причуды в умеренных количествах
Дайте персонажу крылатую фразу или причуду — например, «старый спорт» Джея Гэтсби или «причуда» Долорес Амбридж. hem hem» — может придать им характерный, узнаваемый голос. Но, как и со всеми причудами персонажей, они работают лучше всего, когда вы не переусердствуете с ними.
Во-первых, вы не хотите, чтобы ваш персонаж повторял эту крылатую фразу слишком часто, иначе читатели могут счесть ее раздражающей. Помните, что Элмор Леонард сказал о вторжении писателя? Если вы слишком сильно введете причуду, вы можете стать заметными на странице.
Во-вторых, вы также не должны наделять слишком многих персонажей собственными причудами. Голоса Гэтсби и Амбридж выделяются, потому что ни у кого другого нет ничего более запоминающегося в их речи. Более того, каждая причуда раскрывает что-то о персонаже: Гэтсби изображает джентльмена в своей речи и образе жизни; Амбридж старается поддерживать свой образ самообладания в отличие от беспорядка в Хогвартсе под руководством Дамблдора.
Поэтому вам следует тщательно продумать голос своего персонажа и использовать крылатые фразы и причуды только тогда, когда они действительно могут сказать что-то о вашем персонаже.
🖊️
На кого из известных авторов вы похожи?
Узнайте, какое литературное светило является вашей второй половинкой по стилю. Занимает одну минуту!
8. Знайте, что персонажи не всегда имеют в виду то, что говорят
Так же, как «Я в порядке» в ответ на дружеское «Как дела?» может на самом деле не означать, что вы хороши, персонажи также могут говорить вещи, которые не отражают правду. Создание диалога, который делает акцент на том, что 9Сказанное 0015, а не (то есть подтекст) может сделать вашу историю намного более реалистичной и убедительной.
Для этого можно применить классическое правило «покажи, не рассказывай». Используйте ритмы действий и описания, чтобы дать подсказки, которые можно прочитать между строк. Давайте вернемся к Софи и Итану в этом примере:
Хотя Софи утверждает, что она не была одержима этим проектом всю ночь, действия между ее словами указывают на то, что у нее нет ничего на уме кроме работа. Вплетая личностные черты в беседу с помощью динамичных ритмов, вместо того, чтобы описывать Софи как трудолюбивую или использовать тег диалога «она солгала», вы даете читателям возможность органично познакомиться с персонажами
9. Помните, что меньше значит лучше
Наш последний совет — скорее напоминание, чем что-либо еще. С менталитетом «меньше значит больше» вы можете вырезать ненужные фрагменты диалога («скучные фрагменты» из совета № 1) и сосредоточиться на том, чтобы диалог, который вы делаете,0016 сохранить дела. Хорошее письмо является преднамеренным и целеустремленным — оно всегда направлено на то, чтобы история продолжалась, а читатели были вовлечены — поэтому важность заключается в качестве, а не в количестве.
Один конкретный момент, который мы не рассмотрели, — это повторение. При правильном использовании (то есть с четкими намерениями) повторение является литературным приемом, который может помочь вам построить мотивы и конкретизировать темы в вашем письме. Но когда вы пишете диалог и обнаруживаете, что повторяете устоявшиеся фрагменты информации, возможно, самое время сделать шаг назад и пересмотреть свою работу.
Например, вот сцена с Софи и Итаном позже в истории:
Когда Софи упомянула, что они работали вместе с тех пор, как передача кажется повторяющейся, ничего не добавляя к разговору. Вместо того, чтобы перефразировать эту часть информации, подумайте о том, чтобы вообще вырезать фразу Софи или добавить что-то еще, например: «Не могу поверить, что мы снова говорим об этом», чтобы усилить напряжение между персонажами.
Дело в том, что хороший диалог часто является местом, где может проявиться динамика персонажа. Включение ненужных фраз или повторений может уменьшить силу этого взаимодействия и растратить ценное пространство в сцене. Если вы на грани повторения, лучше писать меньше и позволить читателям делать больше выводов.
Мы знаем, что написание диалогов может быть пугающим, особенно если у вас нет большого опыта в этом. Но это никогда не должно мешать вам включать его в свою работу! Просто помните, что чем больше вы будете практиковаться — особенно с помощью этих советов — тем лучше у вас будет получаться.
И как только вы будете уверены в диалоговом содержании, которое вы можете создать, следуйте следующей части нашего руководства, чтобы увидеть, как вы можете безупречно расставлять акценты и форматировать свой диалог.
Советы по написанию хороших диалогов
Написание диалогов — тяжелая работа.
Вам поручено запечатлеть естественную интонацию языка и рефлексивную динамику человеческого разговора. Это непросто. И мне грустно констатировать, что большинство писателей не понимают этого правильно.
Видите ли, большинство писателей попадают в одну из двух групп: либо они ненавидят писать диалоги и стараются избегать их, насколько это возможно, либо они любят писать диалоги и заполняют весь свой роман в основном бесполезными диалогами.
Но есть и третья группа, к которой присоединяются немногие писатели. Это группа писателей, которые понимают важность диалога в истории. Они знают, как использовать диалог как инструмент для улучшения повествования. Это группа, частью которой вы хотите стать, и в этом посте я покажу вам, как именно присоединиться к ним.
Начнем.
Зачем использовать диалог?
В большинстве романов хорошо написаны диалоги.
Диалог — полезный инструмент для развития персонажей и продвижения сюжета. Диалог может помочь вам установить предысторию и раскрыть важные детали сюжета, о которых читатель может еще не знать.
Диалог отлично подходит для нагнетания напряжения между персонажами.
Диалог также может создать настроение. Обыгрывая словесный обмен персонажами, вы можете создать атмосферу для каждой сцены. Помните, что есть напряжение в том, что сказано, и особенно в том, что не сказано.
Все диалоги должны соответствовать следующим критериям:
- Они должны продвигать историю вперед. После каждого разговора или обмена мнениями читатель должен быть на шаг ближе к кульминации или к завершению вашей истории.
- Он должен раскрывать важную информацию о персонаже. Правильный диалог даст читателю представление о том, что чувствует персонаж и что побуждает его или ее действовать.
- Он должен помочь читателю понять отношения между персонажами.
Если ваш диалог не выполняет все из вышеперечисленного, это пустая трата слов.
Теперь давайте посмотрим, как написать лучший диалог для вашей истории.
Лучшие советы для улучшения диалога
Вот что вам нужно знать, чтобы написать диалог, ориентированный на будущее:
Будьте кратки
Диалог не должен растягиваться на страницы и страницы. Если это произойдет, вам, вероятно, следует писать пьесу, а не роман.
Лучший диалог краток. Это кусок, а не целая пицца. Вам не нужно вдаваться в долгие разговоры, чтобы раскрыть важную правду о персонажах, их мотивах и их взглядах на мир.
Кроме того, диалоги, которые продолжаются слишком долго, могут начать напоминать теннисный матч, когда читатель переключается между персонажами. Длинный диалог может утомить читателя. Сократите диалоги до минимума, который вам нужен, чтобы персонажи говорили друг другу.
Избегайте светских бесед
О, это музыка для моих интровертных ушей.
В своем романе никогда не тратьте диалог на пустую болтовню.
В реальном мире неловкое молчание заполняет светская беседа, но в мире вашего романа единственным диалогом, который нужно включить, является тот, который раскрывает что-то необходимое о персонаже и/или сюжете.
Как погода? не двигает сюжет.
Если вы хотите показать, что ваш персонаж не любит неловкие паузы, поработайте над характеристикой и описанием сцены. Вместо ошеломляюще длинных диалогов покажите дискомфорт персонажа, описав, как он постукивает пальцами по оконному стеклу или делает серию резких вздохов.
Не пытайтесь сделать ваш диалог слишком «настоящим», включив светскую беседу. Светская беседа может снизить эффективность вашей сцены. Вместо этого выбирайте обмен мнениями, который отражает суть момента, и вообще избегайте светских разговоров. Пусть это будет понятым кивком между вами и читателем, и погрузитесь прямо в действие.
Итак, вместо того, чтобы начинать с «Привет, как дела?» «Я в порядке, как дела?», начните с действия: «Я не могу поверить, что ты показываешь свое лицо здесь после того, что ты сделал с папой».
Не выгружать информацию
Хотя вы, безусловно, можете использовать диалоги, чтобы узнать больше о своих персонажах, вы не должны использовать их, чтобы вываливать на читателя много информации.
Неприятно читать диалог, который начинается словами:
«Как вы знаете…»
Если персонаж уже знает, то почему другой персонаж повторяет это? Я также ненавижу, когда персонажи (особенно злодеи) долго объясняют, почему они сделали или делают X, Y, Z.
Никто так не говорит. Никто так не взаимодействует.
Если вам нужно сбросить информацию, не делайте этого в диалоге. Информационная свалка замедляет диалог до полной остановки. Звучит неловко. И это на самом деле оскорбляет читателя.
Итак, в чем разница между сбросом информации и раскрытием соответствующей информации? Информационная свалка представляет собой большой объем изложения, данного сразу и оставленного на усмотрение читателя. Релевантная информация более тонкая и распределяется понемногу.
Дайте вашим персонажам уникальную манеру говорить
У каждого персонажа, как и у любого человека, которого вы знаете, будет уникальная манера говорить и излагать свои мысли.
Некоторые люди более решительны и предусмотрительны. Другие более пассивны и извилисты. Вы можете уважать эти (и другие) различные стили без лишних слов. Мой предпочтительный метод — сосредоточиться на выборе слов.
Например, чтобы показать, что кто-то довольно груб или резок, используйте односложные или короткие слова, например «да».
Но, если бы я искал слова для очаровательного персонажа, я бы выбрал более изящную формулировку, например, «конечно».
Та же базовая концепция, но другая подача в зависимости от характера.
Конечно, выбор слов сам по себе не может определять характер. Большую часть этого вы сделаете через характеристику, но выбор слов должен тонко поддерживать и усиливать характеристику.
Наряду с выбором слов, мне также нравится устанавливать образец речи. Говорит ли персонаж резким стаккато или преднамеренно, плавно? Зная, как говорит персонаж (особенно главный герой), вы можете создать последовательность, когда персонаж ведет диалог с другими.
Будьте последовательны
Не забывайте соответствовать своим персонажам. Тот, кто говорит самоуничижительно и застенчиво, не станет автоматически смелым и язвительным.
Когда ваши персонажи говорят, они должны оставаться верными тому, кто они есть. Даже без тегов персонажей читатель должен понять, кто говорит.
Создайте интригу
Используйте диалог, чтобы усилить интригу между персонажами.
Людям свойственно скрывать то, что они на самом деле думают или чувствуют. Люди многое оставляют недосказанным, и это относится и к героям вашего романа. Чтобы создать реалистичное взаимодействие между вашими персонажами, вы должны уважать тот факт, что большинство людей многое оставляют недосказанным.
Но это не значит, что читатель не может быть посвящен в то, что осталось недосказанным. Как сценарист, вы можете построить сцену, показать мотивы и желания персонажей перед сценой и позволить ей разыгрываться, а читатель хочет развязки, которая не совсем происходит.
Ответьте на следующие вопросы, чтобы настроить сцену на саспенс:
- Имеет ли один персонаж преимущество в этой сцене?
- Другой персонаж кипит прямо под поверхностью?
- Что узнает читатель через обмен?
Вы можете управлять всем этим через диалог.
Уважайте отношения
Персонажи говорят по-разному в зависимости от того, с кем они разговаривают. Персонаж будет говорить со своей матерью не так, как со своим лучшим другом. Это не изменение консистенции. Это на самом деле придает больше глубины и реалистичности персонажу.
Вы по-прежнему можете оставаться верным своей личности, используя тот же речевой паттерн.
Показывайте, а не рассказывайте
«Показывайте, а не рассказывайте» — девиз писателя. При написании диалога легко начать «рассказывать», что чувствуют персонажи, вместо того, чтобы показывать это.
Вместо того, чтобы ваш персонаж говорил: «Я злюсь, Ян!» опишите, как сомкнуто тело персонажа — сжатые губы, узкие глаза, глубокое дыхание.
Не стоит недооценивать своего читателя. Читателю нравится видеть сцену, улавливать реплики и приходить к выводу, вместо того, чтобы ему говорили, что думать.
Ваш диалог не должен быть полностью на носу и точно объяснять, что чувствует персонаж. Большинство людей, включая ваших персонажей, не всегда осознают, что они чувствуют. И иногда то, что они говорят о своих чувствах, отличается от того, что они чувствуют на самом деле.
Так что не ленитесь со своим диалогом. Используйте его для раскрытия персонажей, но не напрямую.
Между прочим, язык тела является важной частью диалога и должен быть прописан в каждой сцене. Это дает читателю важные подсказки, которые он будет использовать, чтобы воссоздать сцену в своем воображении.
Минимизация идентификационных тегов
«Он сказал, она сказала» через некоторое время надоедает. И ответ не в том, чтобы заменить эти теги «сказал» другими словами, такими как «в восторге» или «кричал». (Кстати, когда сомневаются, «сказал» побеждает.)
Читателю не только скучно постоянно видеть «он сказал» или «сказала она», это еще и разрушительно. Идентификаторы выводят читателя из захватывающего мира вашей истории и напоминают ему, что вы, автор, передаете историю. Это может быть довольно неприятно, и это может произойти, если вы слишком часто используете идентификаторы.
Конечно, нельзя не использовать идентификаторы. Они необходимы для определения того, кто говорит, но их можно свести к минимуму, выполнив следующие действия:
- Создание уникального речевого шаблона, как мы обсуждали выше.
- Использование описательных последующих действий. (т. е. «Я не это сказал». Винсент потянулся к камню.)
Мне нравится второй вариант. Вы можете показать, что делают персонажи, чтобы еще больше подчеркнуть их слова, или добавить контекст к сцене.
Приветствия и прощания не всегда нужны
Хотя вежливо поздороваться и попрощаться, нет необходимости документировать эти любезности в новом диалоге. Вы можете использовать экспозицию для приветствия, но избегайте подробностей. Вместо этого настройте сцену, описав, как персонаж входит или выходит из сцены.
Избегайте речей и монологов
Большинство людей в разговорной форме не имеют привилегии расширенной речи. Их почти всегда прерывают, потому что кому хочется слушать, как кто-то болтает снова и снова?
Прочтите вслух
В процессе редактирования вы всегда должны читать рукопись вслух, но уделяйте особое внимание диалогу.
Если кажется, что диалог не течет или вы спотыкаетесь о слова, это не будет звучать правильно для читателя.